Урок+презентация. Основные виды сложных предложений

Цели урока:

Вспомнить известное о сложных предложениях и их видах;
Углубить понятие о сложном предложении объяснением средств связи простых предложений в составе сложных

 

Ход урока

Организационный момент
Работа по карточкам у доски.

 

Карточка №1

Запишите высказывания Н.Карамзина как предложение с прямой речью.

Богатство языка есть богатство мыслей.

 

Карточка №2

Запишите высказывания Л.Н. Толстого как предложение с прямой речью. Раскройте скобки, объясните написание «не»

(Не) ясность слова есть (не) изменный признак (не) ясность мысли.

Вопрос классу: какой темой объединены высказывания?

 

Карточка №3

Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы.

Зима в..сит на хвойных лапах, (по) праздничному хороша. (А.Тарковский.)
Еще (по) зимнему блестящий снег, но небо сине..т ярко, (по) весеннему, сквозь облачные  с..яющие пары. (И.Бунин.)
(По) весеннему небу медленно-медленно плывут облака.

 

Разберите по составу слово (по) весеннему из второго и третьего предложений.

Синтаксический разбор предложения

- Прочитайте предложение, какие ассоциации оно у вас вызвало? Какую картину вы себе представили?

 

Всю ночь шуршало и шумело,

Шептало, в темень уходя,

Текло, срывалось. Шелестело

И что-то мне сказать хотело

Под шум дождя, под шум дождя. (В.Рождественский)

 

- Запишите предложение, выполните его синтаксический разбор по следующей схеме:

Грамматическая основа, способы выражения главных членов, вид простых предложений по наличию главных членов, признаки предложения (по цели высказывания, по эмоциональной окраске, по наличию/отсутствию второстепенных членов предложения, чем осложнено).

 

Углубление понятия о сложном предложении.

Выполните упражнение 23. (готовясь к выразительному чтению поэтического текста, ученики должны обратить внимание на то, что интонация конца предложения, характерная для сложной конструкции в целом, будет только там, где в отрывке из пушкинского произведения стоит точка; в конце каждой части сложного предложения интонация должна показывать, что предложение не закончено, что оно имеет продолжение.)

Вопросы к упражнению

- Какое это предложение?

- Почему вы думаете, что это сложное предложение?

- Где мы слышим интонацию конца предложения?

- Связаны ли между собой по смыслу простые предложения, входящие в состав сложного?

Какой вывод о сложном предложении вы можете сделать? (при затруднении можно обратиться к  учебнику «Теории»)
Общее понятие об основных видах сложных предложений.

- Выполним упражнение 24.

- каким способом и с помощью чего соединены в них простые предложения?

Вывод  учителя: сложные предложения, в которых простые предложения соединяются  интонацией  (без союзов и союзных слов), называются бессоюзными сложными предложениями.
Работа с теоретическим материалом, § 202: верно ли ответили на вопрос задачи  в упражнении 24?
Назовите виды сложных предложений (учащиеся дают определения сложносочиненного, сложноподчиненного предложения).

Слово учителя:

- Кроме подчинительных союзов, предложения в сложноподчиненном предложении могут связывать относительные местоимения (кто, что, какой, который и другие) и наречия (где, куда, откуда и др.). Их называют союзными словами. Они не только связывают главное и придаточное предложения, но и являются членами предложения.

- Приведите примеры таких предложений из учебника

Итог урока.

- Что на уроке было знакомым?

- Что узнали нового?

- Что было трудным?

- С помощью чего могут соединяться сложноподчиненные предложения?

- Какие виды сложных предложений вы знаете, чем они друг от друга отличаются?

Д/З:  § 202 «Теория», упр. 27


Просмотров: 435 | Загрузок: 87
Автор: Вессели И.С.
Теги: сложное предложение
Предмет: Русский язык


Похожие образовательные материалы:
Всего комментариев: 0
avatar