Тренировочный вариант теста для подготовки к ГИА по русскому языку

Тренировочный тест

Вариант 8

Часть 1

Прослушайте текст и выполните задание C1. Сначала напишите номер задания, а затем — текст сжатого изложения.

СТ. Прослушайте текст и напишите сжатое изложение.

Учтите, что вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом.

Объем изложения — не менее 70 слов.

Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.

Текст для прослушиваний

Чтение для русского народа всегда было особенным занятием, а книга лучшей школой. Наш народ — это читатель по преимуществу; равно есть и другие народы, для которых то же значение, что для русских чтение, представляют музыка, зрелища или живопись. В книгах наши писатели развили, вырастили русский язык, а мы его усвоили от них путем чтения. И это имеет совершенно исключительное значение, потому что наш язык не есть механический набор разнообразных слов: он есть сама мысль и само чувство, создаваемое посредством слов; чувство, мысль и слово – одновременны. Слов в языке должно быть достаточно много для осуществления мысли, и они должны быть достаточно податливы, пластичны для формирования живой; движущейся мысли, и, наконец, надо уметь пользоваться комплексом всех слов, чтобы наща мысль, зародившаяся вначале, может быть, как смутное ощущение, была исполнена в слове с изобра- зительной точностью. Все это нужно не только для того, чтобы нас поняли другие, чтобы возможно стало общение людей, — это нужно для происхождения мысли: лишь слово образует мысль, оно есть мысль, она будет только движением чувства или переживанием, быстро исчезающим без следа, потому что они не стали словом; слово же есть плоть мысли, бесплотной же мысли существовать не может. Когда мы говорим «слово», мы, понятно, имеем в виду весь язык народа.

Ясно, какое значение представляет язык для народа: он есть именно тот инструмент, которым образуется сознание народа и его поэтическая сущность; он превращает весь жизненный, деятельный, чувственный опыт народа в мысль... Народ без языка, если можно его представить, был бы безумен, либо он был бы собранием существ, не отличающихся от животных.

(А. Платонов.)

Часть 2

Прочитайте текст и выполните задания Л1—А7; В1— В9;С2.

  

(1) Российское телевидение сегодня, наверное, не ругают только две категории людей: сами телевизионщики и чиновники, которых телевидение расхваливает. (2) Остальные — критикуют, ругают. (3) Но на любое недовольство у телевизионщиков есть один ответ: «Не нравится — переключите канал! (4) У нас свобода, и вы всегда найдете передачу, которая вам интересна».

(5) Действительно, изредка встречаются и интересные и даже полезные передачи, но процент их крайне мал. (6) Так может, правы телевизионщики? (7) Может, не надо критиковать ни кровавые боевики, ни плоские юмористические передачи, ни различные реалити-шоу, ни жестокие криминальные новости, ни прочую дребедень, которой заполнен эфир? (8) Не нравится — нажал кнопку пульта и смотри другую передачу. (9) А многие вообще выбрасывают телевизор, чтобы он не портил детей и не раздражал взрослых. (10) И считают, что спаслись от грязи мира;..

(11) Представьте себе следующую ситуацию. (12) На' первом этаже вашего многоэтажного дома открываются легально или полулегально несколько фирм. (13) Ночной клуб. (14) Подпольное казино. (15) Клуб боев без правил. (16) Курсы квартирных воров. (17) Круглосуточный пивной бар. (18) Вы начинаете возмущаться, требовать их закрытия. (19) Но на все ваши жалобы вы слышите один универсальный ответ: «Не нравится — не заходите туда! (20) Это не для вас. (21) Это для другой категории посетителей, которым это нужно, интересно, полезно».

Действительно, никто же не заставляет вас идти туда, идите в библиотеку, музей, концертный зал и т. д.

Не мешайте веселиться Другим! (24) Но вскоре выясняется, что в вашем доме резко выросло число краж, ограблений, драк... (25) Конечно, можно себя убеждать, что между этими безобразиями и конторами на первом этаже нет никакой связи. (26) Можно восхвалять невиданный уровень свободы, который достигнут в вашем отдельно взятом доме. (27) Но, в конце концов, скопившееся и окрепшее зло настигнет и вас. (28) Но тогда может оказаться, что возмущаться уже поздно. (29) Большинство жителей уже привыкло к такой жизни, считает ее единственно возможной, правильной. (30) И постепенно весь ваш дом превратится в один большой бедлам. (31) Мрачная картина? (32) Да; но вполне реальная. (33) Зло, по своей природе, не может оставаться в ограниченном пространстве. (34) Ему нужно постоянное расширение, постоянное вовлечение новых людей. (35) Иначе оно просто задохнется и погибнет. (36) И надеяться на то, что разлагающие телепередачи смотрят только те люди, с которыми мы никогда не встретимся, бессмысленно. (37) А вот этих людей, в отличие от телевизора,1 выключить пультом уже не получится. (38) И переключиться с этих людей на порядочных людей простым нажатием кнопки тоже не удастся.

(39) И очень жаль, что телевизионщики и чиновники не понимают этой опасности. (40) Или, вoзмoжнo,  у них совсем другие, противоположные цели?

(По Ю. Новикову1.)

1 Новиков Юрий Витальевич (р. 1960) — кандидат технических наук, Доцент МИФИ, автор более 56 научных публикаций. В 2002 году создал сайт «Добро и зло», количество посетителей сайта более миллиона. Поэт и композитор, исполнитель авторских песен.

 

Задания А1—А7 выполните на основе анализа содержания прочитанного текста. К каждому заданию A1-A7 даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный. Номера выбранных ответов на задания A1- A7 обведите кружком.

A1. В каком предложений содержится информация, необходимая для обоснования тезиса: «От просмотра низкопробных передач до зла — один шаг»?                          г

Может, не надо критиковать ни кровавые боевики, ни плоские юмористические передачи, ни различные реалити-шоу, ни жестокие криминальные новости, ни прочую дребедень,| которой заполнен эфир?
Но вскоре выясняется, что в вашем доме, резко вы- росло число краж, ограблений, драк...
И надеяться на то, что разлагающие телепередачи смотрят только те  люди, с которыми мы никогда не встретимся, бессмысленно.

 4) «У нас свобода, и вы всегда найдете передачу, кото- рая вам интересна».

А2. Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «плоский» (предложение 7):

горизонтальный;
неглубокий;
пошлый, лишенный оригинальности; . 4) ровный.

A3. Укажите предложение, в котором отсутствует метафора:

И считают, что спаслись от грязи мира...
Иначе оно (зло) просто задохнется и погибнет.
И переключиться с этих людей на порядочных людей простым нажатием кнопки тоже не удастся.
Так может, правы телевизионщики?

А4. Укажите ошибочное суждение. В слове «изредка» (предложение 5):  все согласные глухие;

ударение на 1-м слоге;
количество звуков и букв совпадает;
наблюдается оглушение согласного.

А5. Укажите слово с чередующейся безударной гласной

в корне:

разлагающие;
боевики;
скопившееся;
вовлечение.

А5. Укажите слово с непроизносимой согласной в корне:

1). поздно;

опасности;
резко;
переключиться.

А6. В каком слове правописание гласной в приставке не связано с ее безударной позицией? .

никто;
никакой;

3)  никогда;  

4)  недовольство.

А6. В каком слове правописание приставки не связано со следующим за ней согласным звуком?

расхваливает;                             -
изредка;
раздражал;                                                        ^
скопившееся (зло).

А7. В каком слове правописание суффикса Н и НН в прилагательных и наречиях является исключением из правила?

бессмысленно (надеяться);
(в) офаничейном  (Пространстве);
невиданный (уровень свободы);
единственно (правильный).

Задания В1—В9 выполните на основе прочитанного текста. Ответы на задания В1—В9 записывайте словами или цифрами.

В1.  Замените разговорное слово «телевизионщик» (пред
ложение 1) общеупотребительным синонимичным имен
ным сочетанием.

В2 Замените словосочетание «концертный зал» (предложение 22), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

 В3. Выпишите грамматическую основу предложения 12.

 

 В4.Среди предложений 11-18 найдите односоставное определенно-личное. Напишите его номер.

 В5. В приведенных ниже предложениях из прочитанного -текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводных словах и словосочетаниях.

 

Действительно, (1.) никто же не заставляет вас идти туда, (2) идите в библиотеку, (3) музей, (4) концертный зал и т. д. Не мешайте веселиться другим! Но вскоре выясняется, (5) что в вашем доме резко выросло число краж, (6) ограблений, (7) драк... Конечно, (8) можно себя убеждать, (9) что между этими безобразиями и конторами на первом этаже нет никакой связи. Можно восхвалять невиданный уровень свободы, (10) который достигнут в вашем отдельно взятом доме. Но, (11) в конце концов, (12) скопившееся и окрепшее зло настигнет и вас.

 В6. Укажите количество грамматических основ в предложении 39. Ответ запишите цифрой.

 В7. В приведенном ниже предложении пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.

Может, (1) не надо критиковать ни кровавые боевики, (2) ни плоские юмористические передачи, (3) ни различные реалити-шоу, (4) ни жестокие криминальные новости, (5) ни прочую дребедень, (6) которой заполнен эфир?

Б8. Среди предложений 25-36 найдите сложноподчиненное
предложение с последовательным подчинением при
даточных. Запишите его номер.

В9. Среди предложений 1-5 найдите сложное предложение
' с союзной сочинительной и союзной подчинительной

связью между частями. Напишите номер этого предложения.

Часть 3 ..

Используя прочитанный текст из части 2, выполните на отдельном листе задание С2.

 

С2. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания лингвиста Алексея Виссарионовича Дудникова: «Русский язык — один из самых великих языков

в мире. Во-первых, он отличается богатством лексики,

во-вторых, необыкновенной гибкостью грамматических

форм».

Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение вы можете словами А. В. Дудникова.

Объем сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

 

Часть 2

Прочитайте текст и выполните задания Л1—А7; В1— В9.

(1) Российское телевидение сегодня, наверное, не ругают только две категории людей: сами телевизионщики и чиновники, которых телевидение расхваливает. (2) Остальные — критикуют, ругают. (3) Но на любое недовольство у телевизионщиков есть один ответ: «Не нравится — переключите канал! (4) У нас свобода, и вы всегда найдете передачу, которая вам интересна».

(5) Действительно, изредка встречаются и интересные и даже полезные передачи, но процент их крайне мал. (6) Так может, правы телевизионщики? (7) Может, не надо критиковать ни кровавые боевики, ни плоские юмористические передачи, ни различные реалити-шоу, ни жестокие криминальные новости, ни прочую дребедень, которой заполнен эфир? (8) Не нравится — нажал кнопку пульта и смотри другую передачу. (9) А многие вообще выбрасывают телевизор, чтобы он не портил детей и не раздражал взрослых. (10) И считают, что спаслись от грязи мира.

(11) Представьте себе следующую ситуацию.  (12) На  первом этаже вашего многоэтажного дома открываются легально или полулегально несколько фирм. (13) Ночной клуб. (14) Подпольное казино. (15) Клуб боев без правил. (16) Курсы квартирных воров. (17) Круглосуточный пивной бар. (18) Вы начинаете возмущаться,  требовать их закрытия. (19) Но на все ваши жалобы вы слышите один универсальный ответ:  «Не нравится — не заходите туда! (20) Это не для вас. (21) Это для другой категории посетителей, которым это нужно, интересно, полезно».

Действительно, никто же не заставляет вас идти туда, идите в библиотеку, музей, концертный зал и т. д. (23) Не мешайте веселиться Другим!  (24) Но вскоре выясняется, что в вашем доме резко выросло число краж, ограблений, драк... (25) Конечно, можно себя убеждать, что между этими безобразиями и конторами на первом этаже нет никакой связи. (26) Можно восхвалять невиданный уровень свободы, который достигнут в вашем отдельно взятом доме. (27) Но, в конце концов, скопившееся и окрепшее зло настигнет и вас. (28) Но тогда может оказаться,  что возмущаться уже поздно. (29) Большинство жителей уже привыкло к такой жизни, считает ее единственно возможной, правильной. (30) И постепенно весь ваш дом превратится в один большой бедлам. (31) Мрачная картина? (32) Да; но вполне реальная. (33) Зло, по своей природе, не может оставаться в ограниченном пространстве. (34) Ему нужно постоянное расширение, постоянное вовлечение новых людей. (35) Иначе оно просто задохнется и погибнет. (36) И надеяться на то, что разлагающие телепередачи смотрят только те люди, с которыми мы никогда не встретимся, бессмысленно. (37) А вот этих людей, в отличие от телевизора,  выключить пультом уже не получится. (38) И переключиться с этих людей на порядочных людей простым нажатием кнопки тоже не удастся.

(39) И очень жаль, что телевизионщики и чиновники не понимают этой опасности. (40) Или, вoзмoжнo, у них совсем другие, противоположные цели?

                                                                            (По Ю. Новикову1.)

1 Новиков Юрий Витальевич (р. 1960) — кандидат технических наук, Доцент МИФИ, автор более 56 научных публикаций. В 2002 году создал сайт «Добро и зло», количество посетителей сайта более миллиона. Поэт и композитор, исполнитель авторских песен.


Просмотров: 146 | Загрузок: 68
Автор: Морозова Н.Т.
Теги: русский язык
Предмет: Русский язык


Похожие образовательные материалы:
Всего комментариев: 0
avatar