Тренинговые задания для подготовки к ГИА по русскому языку

1 вариант

                                                            Часть 2

      Прочтите  текст  и  выполните  задания А 1- А 7;  В 1- В 9; С 2.

(1)Это было сразу после войны. (2)Лето выдалось на Кубани жаркое, но не сухое. (3)Сочные травы вымахали чуть ли не по пояс. (4)Станичники, кто с косами, кто с серпами, с утра уходили на сенокос. (5)Пока старшие занимались делами, я бродил по округе. (6)Нередко мне попадались затянутые временем воронки, россыпи гильз.

(7)Однажды, когда я продирался сквозь заросли черёмухи, боярышника, облепихи, еле заметная тропинка вывела меня на поляну, заросшую разнотравьем. (8)Но что это? (9)Над зелёным ковром покачивались на ветру махровые фиолетово-синие ирисы. (10)Ровными рядами возвышались они над скромными полевыми цветами.

(11)Откуда здесь, среди леса, возникло это садовое чудо, украшение хрустальных ваз? (12)Может быть, тут когда-то стояла усадьба, снесённая военным шквалом?

(13)Вдруг кто-то кашлянул. (14)В тени на бугорке сидел пожилой мужчина. (15)На нём была выгоревшая гимнастёрка, такие же солдатские брюки-галифе, через плечо ремень.

(16)Я подошёл, поздоровался. (17)Показывая на ирисы, спросил о цветах.

(18) - Сам сажал. (19)В сорок третьем. (20)После боёв здесь стояли. (21)На отдыхе. (22)Как раз на этом месте были разбиты наши палатки, - сказал мужчина. (23) - А ты, хлопец, чей будешь?

(24)Я ответил.

(25) - Гостишь, значит... (26)А ирисы и впрямь хороши, по весне их около хаты высажу. (27)Видел на краю станицы высокую шелковицу? (28)Так это моя.  (29)Заходи. (30)С сыном познакомлю.

(31)...Недавно я побывал в тех краях.  (32)Ещё из автобуса заметил на околице высокую шелковицу. (33)Она! (34)Но рядом стояла не прежняя белая мазанка под соломой, а красного кирпича дом. (35)Да и вся станица сильно изменилась.

(36)3ашёл в дом. (37)Спросил хозяина.

(38) - Схоронили запрошлым летом, — ответила старушка. -(39)Жена я ему. (40)Сын на ферме. (41)Посидите чуток.

(42)Пообещав вернуться, пошёл в лес: «Интересно, живы ли ирисы?»

(43)Вот, кажется, и то место.  (44)Да, точно оно. (45)Раздвигаю ветки густых кустов - и сердце учащённо забилось. (46)На поляне, среди травы, стоят фиолетово-синие ирисы необыкновенной красоты. (47)Живы!

(48)Вот оно как бывает: солдат умер, а цветы, посаженные им, живут.

(По Ю. Медведеву)

Задания A1–A7 выполните на основе анализа содержания прочитанного текста. К каждому заданию А1–А7 даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный.

 

A1.В каком(-их) предложении(-ях) содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Зачем солдат посадил цветы?»

1) (9)Над зелёным ковром покачивались на ветру махровые фиолетово-синие ирисы. (10)Ровными рядами возвышались они над скромными полевыми цветами.

2) (11)Откуда здесь, среди леса, возникло это садовое чудо, украшение хрустальных ваз?

3) (42)Пообещав вернуться, пошёл в лес: «Интересно, живы ли ирисы?»

4) (46)На поляне, среди травы, стоят фиолетово-синие ирисы необыкновенной красоты. (47)Живы! (48)Вот оно как бывает: солдат умер, а цветы, посаженные им, живут.

 

A2.Укажите, в каком значении употребляется слово «скромный» (предложение 10).

1) сдержанный в поведении

2) довольствующийся малым

3) простой, обычный

4) лишённый высокомерия

 

A3.Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.

1) Сочные травы вымахали чуть ли не по пояс.

2) Может быть, тут когда-то стояла усадьба, снесённая военным шквалом?

3) Откуда здесь, среди леса, возникло это садовое чудо, украшение хрустальных ваз?

4) На поляне, среди травы, стоят фиолетово-синие ирисы необыкновенной красоты.

 

A4.Укажите ошибочное суждение.

1) В слове ХОРОШИ (предложение 26) все согласные звуки твёрдые.

2) В слове ВПРЯМЬ (предложение 26) первый звук – [ф].

3) В слове ГОСТИШЬ (предложение 25) буква Ь (мягкий знак) не обозначает на письме мягкость согласного согласного [Ш].

4) В слове РАЗНОТРАВЬЕМ (предложение 1) звуков больше, чем букв.

 

A5.Укажите слово, в котором правописание чередующейся гласной в корне зависит от ударения:

1) занимались (предложение 5)

2) продирался (предложение 7)

3) заросли (предложение 7)

4) выгоревшая(предложение 15)

 

A6.В каком слове правописание приставки не зависит от звонкости/ глухости последующего согласного?

1) россыпи (предложение 6)

2) схоронили (предложение 38)

3) раздвигаю (предложение 45)

4) разбиты (предложение 22)

 

A7.В каком слове правописание безударного суффикса не зависит от конечного гласного основы неопределённой формы?

1) покачивались (предложение 9)

2) видел (предложение 27)

3) выгоревшая (предложение 15)

4) заметил (предложение 32)

 

Задания B1–B9 выполните на основе прочитанного текста. Ответы на задания В1–В9 записывайте словами или цифрами.

Часть "B"

B1.Замените разговорное слово «чуток» в предложении 41 стилистически нейтральным синонимом. Напишите это слово.__________________________

 

B2.Замените словосочетание «военным шквалом» (предложение 12), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.______________________________________

 

B3.Выпишите грамматическую основу предложения 17.

______________________________________________________

 

B4.Среди предложений 7-10 найдите предложения с однородными членами. Напишите номера этих предложений._________________________________

 

B5.В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.

Вот, (1) кажется, (2) и то место. Да, (3) точно оно. Раздвигаю ветки густых кустов - и сердце учащённо забилось. На поляне, (4) среди травы, (5) стоят фиолетово-синие ирисы необыкновенной красоты.__________________________________________

 

B6. Укажите количество грамматических основ в предложении 7. Ответ запишите цифрой. _______________________________________

 

B7.В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при  обособленном  определении.

Лето выдалось на Кубани жаркое, (1) но не сухое. Вот оно как бывает: солдат умер, (2) а цветы, (3) посаженные им, (4) живут. ______________________________________

 

B8.Среди предложений 10-14 найдите предложение с уточняющими членами предложения. Напишите номера этих предложений. _________________________

 

B9.Среди предложений 43-47 найдите   сложное  предложение. Напишите номер этого предложения.______________________

 

 

    2 вариант

                                                       Часть 2

      Прочтите  текст  и  выполните  задания А 1- А 7;  В 1- В 9; С 2.

(1)Тёмной осенней холодной ночью сидит в канаве собака.  (2)И никому на свете не помочь ей сейчас.  (3)А ей надо, очень надо идти к своей двери.  (4)Бим попробовал подпрыгнуть, но упал.  (5)Куда там!  (6)И пошёл обратно по своему же следу, тихо, осторожно, прислушиваясь и в то же время нет-нет да и ощупывая стены.  (7)В одном месте он обнаружил небольшую осыпь, стал на неё, приподнялся на заднюю лапу - теперь передние достали до отвала.  (8) И Бим начал грести землю сверху вниз, под себя; чем больше он работал, тем выше становилась осыпь. (9)Бим отдыхал и работал вновь. (10)Наконец-то он смог опереться грудью о край канавы, но зато землю с отвала достать уже не мог.  (11)Тогда он спустился вниз по своей горочке, полежал.  (12)Так захотелось завыть, позвать хозяина или Толика, завыть дико, на весь город!  (13)Но Бим обязан молчать - ведь он спутал след и притаился.  (14)Вдруг он решительно встал, попятился от накопанного им холмика и, забыв о боли, взмахнул всем телом, как тряпкой, подскочил на холмике на обе задние ноги и упал на самый край канавы, в то углубление, что отрыл сам же, спуская вниз землю. (15)Как он смог превозмочь неимоверную боль и немощь? (16)Кто ж его знает... (17)Как, например, волк отгрызает себе лапу, защемлённую капканом? (18)Никто не скажет, как это возможно - своими же зубами перегрызть свою же ногу.  (19)Можно ведь только предполагать, что волк делает это из инстинктивного стремления к свободе, а Бим забыл самого себя из-за неудержимого стремления к двери доброты и доверия.  (20)Как бы там ни было, а Бим выбрался из западни и лежал в той ямке наверху.

(21)Ночь была холодная. (22)Город спал, каменно-железный, потихоньку скрежещущий даже ночью, и Бим долго ещё слушал и слушал. (23)Продрогнув, он всё-таки пошёл. (24)По пути он забрёл в открытый подъезд одного из домов, и только потому, что надо было обязательно прилечь, хотя бы на короткое время, - настолько он стал слаб. (25)Ложиться прямо на улице нельзя - погибнешь (он видел не раз собак, раздавленных автомобилем). (26)Да и холодно на асфальте. (27)А там, в подъезде, он прижался

 к тёплому радиатору и уснул.

(28)В чужом подъезде глубокой ночью спит чужая собака.  (29)Не обижайте такую собаку.

(По Г.Троепольскому)

Задания A1–A7 выполните на основе анализа содержания прочитанного текста. К каждому заданию А1–А7 даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный.

 

A1.  В каком фрагменте текста содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему Бим стремится выбраться из западни?»

1) (8) И Бим начал грести землю сверху вниз, под себя; чем больше он работал, тем выше становилась осыпь.

2) (12)Так захотелось завыть, позвать хозяина или Толика, завыть дико, на весь город!

3) (19)Можно ведь только предполагать, что волк делает это из инстинктивного стремления к свободе, а Бим забыл самого себя из-за неудержимого стремления к двери доброты и доверия.

4) (27)А там, в подъезде, он прижался к тёплому радиатору и уснул.

A2. Укажите, в каком значении употребляется слово «дико» (предложение 12).

1) испуганно

2) сильно

3) нелепо

4) странно

A3. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.

1) (6)И пошёл обратно по своему же следу, тихо, осторожно, прислушиваясь и в то же время нет-нет да и ощупывая стены.

2) (13)Но Бим обязан молчать - ведь он спутал след и притаился.

3) (19)Можно ведь только предполагать, что волк делает это из инстинктивного стремления к свободе, а Бим забыл самого себя из-за неудержимого стремления к двери доброты и доверия.

4) (28)В чужом подъезде глубокой ночью спит чужая собака.

 

A4. Укажите верное суждение.

1) В слове ПОДЪЕЗДЕ (предложение 28) все согласные звуки твёрдые.

2) В слове ПРИСЛУШИВАЯСЬ (предложение 6) звуков меньше, чем букв.

3) В слове ОТГРЫЗАЕТ (предложение 17) второй звук – [д].

4) В слове НОЧЬЮ (предложение 28) Ь (мягкий знак) обозначает мягкость согласного [ч’].

 

A5. Укажите слово с чередующейся гласной в корне.

1) опереться

2) обижайте

3) стремления

4) обнаружил

 

A6. В каком слове правописание приставки определяется её значением – «не до конца совершённое действие»?

1) прислушиваясь

2) превозмочь

3) прижался

4) прилечь

 

A7. В каком слове правописание НН определяется правилом правописания суффиксов отымённых прилагательных?

1) накопанного

2) раздавленных

3) защемлённую

4) осенней

 

Задания B1–B 9 выполните на основе прочитанного текста. Ответы на задания В1–В 9 записывайте словами или цифрами.

Часть "B"

B1. Замените разговорное слово «забрёл» в предложении 24 стилистически нейтральным синонимом. Напишите это слово.    _________________________________

 

B2. Замените словосочетание «решительно встал» (предложение 14),

построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание._______________________________________

 

B3. Выпишите грамматическую основу предложения 29.

_____________________________________________

 

B4. Среди предложений 25-28 найдите предложение с однородными членами. Напишите   номер этого предложения._______________________________________

 

B5. В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при сравнительном обороте:

Вдруг он решительно встал, (1) попятился от накопанного им холмика и, (2) забыв о боли, (3) взмахнул всем телом, (4) как тряпкой, (5) подскочил на холмике на обе задние ноги и упал на самый край канавы, (6) в то углубление, (7) что отрыл сам же, (8) спуская вниз землю._________________________

 

B6. Укажите количество грамматических основ в предложении 7. Ответ запишите цифрой.

_________________________________________

 

B7. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую(ые)  при  вводном  слове.

Как, (1) например, (2) волк отгрызает себе лапу, (3) защемлённую капканом? Никто не скажет, (4) как это возможно - своими же зубами перегрызть свою же ногу.

___________________________________________

 

B8. Среди предложений 21-25найдите  предложение  с обособленным  определением. Напишите номер этого предложения.__________________________________

 

B9. Среди предложений 9-13 найдите  сложное предложение. Напишите номер этого предложения.


Просмотров: 259 | Загрузок: 63
Автор: Серёгина С.И.
Теги: русский язык
Предмет: Русский язык


Похожие образовательные материалы:
Всего комментариев: 0
avatar