Типовой экзаменационный вариант ГИА по русскому языку

Типовой экзаменационный вариант ГИА по русскому языку.

Часть 2.

Прочитайте текст и выполните задания А1-А7 и В1-В9

 

Отрывок из рассказа А.В. Костюнина «По собственному следу»

(1)Мы отбомбили весь макарьевский пляж. (2)Подняли несколько налимчиков. (3)Переехали через реку. (4)Там прошли. (5)Пора домой. (6)Я перехватил прилипшее весло в другую руку и заскользил. (7)На середине реки меня окликнул кто- то из друзей. (8)Я резко затормозил. (9)И вдруг чувствую, что лѐд перестаѐт быть жѐстким. (10)Он податливо уходит из-под ног.  (11)Я оказался в полынье.

(12)Чѐрная холодная пучина обожгла меня.

(13)Первое, на что обратил внимание после секундной растерянности,

– «ненужное» весло. (14)Когда я повис на нѐм всем телом, края полыньи выдержали и не обломились. (15)Друзья благополучно достигли берега и уже оттуда

молча, парализованно наблюдали за мной. (16)Видно, помощи от них не дождѐшься (на бога я и сейчас-то мало надеюсь, а тогда и подавно его в расчѐт не брал).(17) Одна надежда  – на себя.(18) Я изо всех сил пробиваю чикмарой лунку впереди себя и на вытянутой руке держусь.(19)Пальцы постепенно слабеют. (20)Течение настойчиво затягивает меня под лѐд.

(21)Я не плачу, не кричу... (22)Тихо тону.

(23)Ватное пальто – от него не избавиться. (24)Водолазными ботинками становятся

валенки. (25)Начинаю снимать их. (26)Получается с трудом.

(27)Один валенок почти снял.

(28)С угора спускается человек. (29)Издалека не узнаю, кто. (30)Он на коньках. (31)Решительно пересекает реку и кричит мне:

(32)–Витька, держись!

(33)Одноклассник, Лѐвка Карпов, с которым я сижу за одной партой. (34)В руках у него

сучковатая палка. (35)Метров за двадцать от полыньи он лѐг и по-пластунски с деревянным обрубком в руках пополз ко мне. (36)Как эстафетную палочку, передал свободный конец сучка в мои руки и потянул на себя. (37)Я подтягиваюсь, обламывая кромку льда. (38) Вот-вот его самого в полынью стащу... (39) Одной рукой переставляю весло, другой тянусь за сук. (40) Края полыньи ближе к берегу становятся крепче, и вот я выбираюсь на лѐд. (41)Он трещит, крошится, но держит. (42)Передвигаюсь без резких движений и вдруг замечаю: «А где же вторая варежка?» (43)Добротная такая, меховая. (44)Я оборачиваюсь и вижу еѐ, одинокую, на краю полыньи. (45)Если бы утонул, ясно, что варежка не нужна, но сейчас-то обошлось.

(46)Разворачиваюсь и ползу к «родной» полынье.(47) Замѐрзшими пальцами дотягиваюсь до рукавицы и, развернувшись на пузе, как тюлень, правлю обратно к берегу.

(48) Стемнело.

(49)Подмораживало.

(50)Пока отжимали пальто, валенок колом замѐрз, да так и остался полуснятым.

(51)Одежда превратилась в сплошной ледяной панцирь: шевельнѐшься  – трескотня идѐт.

(52)Сам идти не могу. (53)Меня подхватили под руки, как манекен, и повели.(54) Затащили на старину, к бабушке. (55)Уложили на русскую печку, достали где-то чекушку водки (большой дефицит). (56) Отогрели, отпоили, на другой день я пошѐл в школу.

(57)Стоило ли ради этого спасать?

Задания А1–А7 выполните на основе анализа содержания прочитанного текста. К каждому заданию А1–А7 даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный. Ответы на задания А1–А7 обведите кружком.

 

(А.В.Костюнин)

 

А 1. В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «По какой причине мальчик провалился под лёд?»

1.Переходил реку в неположенном месте.

2. Его кто-то окликнул, и тот остановился.

3. Хотел забрать варежку.

4. Пытался дотянуться до весла, которое нашёл на реке.

А 2.Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «жёсткий» (предложение 9).

Жестокий
Суровый
Твёрдый
Уверенный
 

А3. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является эпитет.

Водолазными ботинками становятся валенки.
Меня подхватили под руки, как манекен, и повели.
Я оборачиваюсь и вижу еѐ, одинокую, на краю полыньи.
Метров за двадцать от полыньи он лѐг и по-пластунски с деревянным обрубком в руках пополз ко мне.

А4. Укажите ошибочное суждение.

В слове ОТБОМБИЛИ происходит озвончение согласного звука.
В слове ПЕРВОЕ звуков больше, чем букв.
В слове КОНЬКАХ  все согласные глухие.
В слове ВДРУГ  последний звук [к].

 

А 5.Укажите слово с чередующейся гласной в корне.

затормозил.
выбираюсь
движений
затащили

А 6. В каком слове правописание приставки зависит от последующего согласного звука?

Стемнело
Отпоили
Подмораживало
Разворачиваюсь

А 7. В каком слове правописание суффикса не определяется правилом: «В наречиях, образованных от прилагательных, пишется  столько Н, сколько и в полных прилагательных»?

Ненужное
Постепенно
Решительно
Благополучно

 

В 1. Замените просторечное слово на пузе» в предложении 47 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

В 2. Замените словосочетание «решительно пересекает», построенное на основе примыкания, синонимичным сочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.___________________________________________

В 3. Выпишите грамматическую основу предложения 34

 

В 4. Среди предложений 40-50 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения.

В 5. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую при вводном слове.

Когда я повис на нѐм всем телом, (1) края полыньи выдержали и не обломились. Друзья благополучно достигли берега и уже оттуда молча, (2) парализованно наблюдали за мной. Видно, (3) помощи от них не дождѐшься

______________________________________________________

 

В 6. Укажите количество грамматических основ в предложении 45. Ответ запишите цифрой.

_____________________________________________________

 

В 7. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.

Пока отжимали пальто, (1) валенок колом замѐрз, (2) да так и остался полуснятым.

Одежда превратилась в сплошной ледяной панцирь: шевельнѐшься  – трескотня идѐт.

Сам идти не могу. Меня подхватили под руки,(3) как манекен,  (4) и повели.

_______________________________________________________

 

В 8. Среди предложений 42-47 найдите сложноподчинённое предложение с параллельным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

_________________________________________________

 

В 9. Среди предложений 13-16 найдите сложное предложение с придаточным времени. Напишите номер этого предложения.

_____________________________________________________


Просмотров: 150 | Загрузок: 53
Автор: Севостьянова Н.В.
Теги: русский язык
Предмет: Русский язык


Похожие образовательные материалы:
Всего комментариев: 0
avatar