Тематические тесты по русскому языку для 9 класса

Тест по теме «Сложносочинённые предложения»

I вариант

Ознакомьтесь с предложениями, выполните задания.

А. Снег шуршит под ногами и ему больше уже не белеть на мостовой.

Б. Открыли дверь в сад, и оттуда повеяло тонким и вязким запахом.

В. Тихо дышит зимний лес, почуяв приближение весны, и постепенно пробуждается ото сна.

Г. В лесу тихо-тихо и пахнет сосняком и травой.

1. Укажите предложение, в котором допущена ошибка в постановке знака препинания.

1) А                    2) Б                     3)В                       4) Г

2. Укажите сложносочинённые предложения.

1) А                    2)Б                     3) В                       4) Г

3. Найдите предложение с общим второстепенным членом.

1) А                    2) Б                   3) В                        4) Г

4. Строение какого предложения соответствует схеме:

[неопределённо-личное], и [безличное].

1) А                   2) Б                   3) В                         4) Г

5. Какое значение вносит союз в сложносочинённое предложение То вдруг пустит трель соловей, то закрякает утка?

А. Одновременность явлений.

Б. Последовательность.

В. Чередование.

Г. Противопоставление.

6. Найдите предложение с союзом однако (знаки препинания не проставлены).

А. В кустах раздался шорох однако вскоре он затих.

Б. В кустах раздался шорох вскоре однако он затих.

 

Тест по теме «Сложносочинённые предложения»

II вариант

Ознакомьтесь с предложениями, выполните задания.

А. Встаньте лицом к волнам, и вы почувствуете свежесть утреннего моря.

Б. Конец зимы и на деревьях без умолку кричат галки.

В. В лесу торжественно и тихо и по-весеннему пахнет воздух.

Г. Я подошёл к берегу моря, всё глубже погружаясь в свои мысли и вдруг увидел корабль.

1. Найдите предложение с пунктуационной ошибкой.

1) А                   2) Б                      3) В                      4)Г

2. Укажите сложносочинённые предложения.

1) А                  2) Б                      3) В                       4) Г

3. Найдите сложносочинённое предложение с общим второстепенным членом.

1) А                  2) Б                      3) В                       4)Г

4. Строение какого предложения соответствует схеме:

[определённо-личное], и [двусоставное].

1) А                  2) Б                      3) В                       4) Г

5. Какое значение вносит союз в сложносочинённое предложение Первые паровозы потрясли моё воображение, и мне захотелось создавать эти умные машины ?

А. Одновременность действий.

Б. Последовательность.

В. Чередование.

Г. Противопоставление.

6. Найдите предложение с союзом тоже.

А. Мы с трудом добрались до леса, до избушки лесника то(же) добирались долго.

Б. Дней через десять, уже заканчивая поход, мы вновь попали в то(же) село.

 

Сложносочинённые предложения

Вариант 1

1.            В каком ряду перечислены соединительные союзы?

тоже, либо, зато;
и, да, тоже;
да, не то...не то; 
однако, или, но.

 

2.            Укажите, какой союз использован в сложносочинённом предложении?

Погода отличная, да, к сожалению, нет дождей (Арсеньев).

соединительный;
противительный;
разделительный.

 

3.            Найдите предложение с однородными членами, связанными союзом и:

Я передал ему ваше поручение, и он исполнил его большим удовольствием (Симонов).
Солнце село, и тусклые тучи висели над темной степью (Чехов).
Разговор показался ему интересен, и он остановился, ожи­дая случая высказать свои мысли (Горький).
Через полчаса мы сидели дома, пили чай и рассказывали свои приключения товарищам (Каверин).

 

4. Укажите сложносочинённое предложение:

Он усмехнулся, однако чело и взор омрачились думой.
Снег такой, что не сыщешь друг друга (Катаев).
Я проснулся оттого, что хотелось пить (Платонов).
Когда мы освободились, то сгоряча я ничего не почувствовал.

 

5.            Укажите сложносочинённое предложение, в котором есть общий второстепенный член:

Сквозь серый камень вода сочилась и было душно в ущелье темном.
Забурлила под кормой вода и матрос ловко поймал бро­шенный ему с борта канат (Катаев).
Опять не убраны хлеба и не покошены покосы (Григорьев).
И облегченья не находит она подавленным слезам и сердце рвется пополам (Ахматова).

 

6. Укажите, на месте каких цифр должны стоять запятые в предложении:

Она была молода (1) и умна (2) и считала нужным  брать от жизни всё лучшее (3) что та ей преподнесет (Тургенев).

 1)1,2,3   2) 2,3;   3)1,3;   4) 3.

 

7.            Укажите, сколько запятых нужно поставить в данном предложении:

 Дед рассердился и ударил кулаком по столешнице и от удара и чашки и хлеб и солонка подпрыгнули и с грохотом попадали на пол (Гладков).           

1)1  2) 2;   3) 3;  4) 4.

 

8.Укажите, в каком предложении верно расставлены знаки пре­пинания:

Гроза совершенно стихла и только издали неслись далекие раскаты грома, да по небу ползла черная бесконечная туча.
Радостно весной чирикают воробьи и поют синички (Каве­рин).

 

9.            Укажите сложносочинённое предложение с соединительным союзом:

Отец пожелал мне доброго пути, а дочь проводила до телеги (Пушкин).
Либо я все устрою по-прежнему, либо я его на дуэль вызов (Чехов).
Дочь училась дома и росла хорошо, мальчик тоже учился  недурно.

 

10. Сколько простых предложений в составе сложного?

 Его душа сживалась с бурями и тревогами и выброшенный на берег он скучает и томится (Лермонтов).       

1) 2;   2) 3.

 

11. Какое сочетание слов является одной из грамматических основ в предложении?

На утренней заре пастух не гонит уж коров из хлева, и в час полуденный в кружок их не  зовет его рожок (Пушкин).

их не зовёт;
не зовёт его;
не зовёт рожок.

 

12. В каком предложении верно выделены грамматические основы?

1) Все та же туманная дымка теперь еще гуще окутывала поля, и все так же странно и непонятно глядела природ (Вересаев).

2) Яркая радуга перекинулась через небо, и обрывки туч торо­пливо уплывают в эту роскошную арку (Солоухин).

3) Ночь прошла под большой чистой луной, и к утру лег пер­вый мороз (Пришвин).

 

13. Укажите, на месте каких цифр должны стоять запятые в предложении:

Так навеки и осталась церковь (I) с завязнувшими в дверях, окнах чудовищами (2) обросла лесом (3) корнями (4) бурьяном (5)диким терновником (6) и никто не найдет теперь к ней дороги (Гоэль).

1) 1,2,3,4,5,6;

2)2,3,4,5,6;

3)2,3,4,5.

 

14. В каком предложении не нужны знаки препинания?

И облегченья не находит она подавленным слезам и сердце рвется пополам (Пушкин).
Разве только иногда глухо ухнет филин да неслышно про­ летит подслеповатая сова (Абрамов).
Вскоре после восхода набежала туча и брызнул короткий дождь (Пришвин).
Проехали семь верст и вдали показался невысокий дом и двор (Чехов).

 

Сложносочинённые предложения

Вариант 2

1. В каком ряду перечислены разделительные союзы?

то...то, зато;
или, либо;
да, также;
однако, но.

 

2. Укажите, какой союз использован в сложносочиненном предложении:

Либо ткать, либо прясть, либо песенки петь.

противительный;
соединительный;

3) разделительный.

 

3. Укажите сложносочинённое предложение:

1) Вот присел я у забора и стал прислушиваться (Арсеньев).

2) Оба слишком оживленно и естественно слушали и говорили, и это-то не понравилось Анне (Сергеев-Ценский).

3) Она была молода и умна и считала нужным брать от жизни пес лучшее (Тургенев).

4) Андрейка вытащил и с трудом поднял вверх обеими руками большую рыбу (Крутилин).

 

4. Укажите сложноподчинённое предложение:

Только иволги кричат, да кукушки наперебой отсчитывают кому-то непрожитые годы (Паустовский).
Там кучер ждет с лошадью, однако на санях не проехать.
Гроза прошла, и ветка белых роз в окно мне дышит арома­том.
Осенью на берегу моря днем настолько тепло, что смело можно идти в одних рубашках (Крутилин).

 

5. Укажите сложносочинённое предложение, в котором есть общий второстепенный член:

Вековые темные деревья сомкнулись над головами бойцов и солнце не могло пробиться сквозь листву (Симонов).
У Челкаша вздрагивали усы и в глазах разгорался огонек.
Проехали семь верст и вдали показался невысокий дом и двор.
Дверь захлопнулась и послышался стук удаляющихся ша­гов.

 

6. Укажите, на месте каких цифр должны стоять запятые в предложении:

Светало (1) и свет (2) еще не погашенных (3) фонарей был не нужен (Каверин).

1)1,2,3;    2)1;    3)1,3;    4) 2, 3.

 

7. Укажите, в каком предложении верно расставлены знаки пре­пинания:

Откуда-то доносится отрывистый, тревожный крик неуснувшей птицы или раздается неопределенный звук, похо­жий на чей-то голос (Сергеев-Ценский).
Побелел восход, и озарил вершины гор, и стал синеть безмолвный бор (Григорьев).

 

8.            Укажите сложносочинённое предложение с противительным союзом:

Она схватила меня за руку, и мы поехали на другую сторо­ну катка, к детской площадке (Каверин).
Маслята либо маринуют, либо сушат (Солоухин).
Мысль о неразрывных узах довольно часто мелькала в их уме, но никогда они о том друг с другом не говорили (Пушкин).

 

9. Сколько простых предложений в составе сложного?

Утром на другой день у него болела голова гудело в ушах и во всем теле чувст­вовалось недомогание (Чехов).

1) 2;   2) 3.

 

10. Какое сочетание слов является одной из грамматических основ в предложении?

Отдохнув и напившись чаю, мы ровно в полдень опять уселись в лодку, и она понесла нас по длинному прямому плесу (Короленко).

отдохнув и напившись, мы;
понесла нас;
она понесла.

 

11. В каком предложении верно выделены грамматические основы?

Каждый день дул страшный ветер, а за ночь на снегу обра­зовался твердый, льдистый слой наста (Пришвин).
Вдали по-прежнему машет крыльями мельница, и все еще
она похожа на маленького человечка, размахивающего ру­ками (Чехов).
К счастью, Печорин был погружен в задумчивость, глядя на синие зубцы Кавказа, и, кажется, вовсе не торопился в до­рогу (Лермонтов).

 

12.          Укажите, на месте каких цифр должны стоять запятые в пред­ложении:

 Мне в первый раз пришлось путешествовать по льду (1) и (2) признаюсь (3) нелегко одолевал я встречавшиеся препятствия (4) сулившие на каждом шагу ледяную ванну (Соколов-Микитов).

1)1,2,3,4;  2)1,4;  3)4.

 

13. В каком предложении не нужны знаки препинания?

Было уже часов десять вечера и над садом светила полная луна (Чехов).
Мутное солнце неслось по вершинам белых деревьев и ни на шаг не отставало от машины (Паустовский).
В гостиной симметрично стояла мебель висели портреты и на полу расстилались домашние ковры (Л, Толстой).
Чугунная решетка на каменном мосту и тень ее так четко пробита на свету (Озеров).

 

14. В каком предложении допущена пунктуационная ошибка?

Солнце уже закатилось, и приятная свежесть разливалась в воздухе (Станюкович).
На небе были звезды, и светился изредка застилаемый ды­мом месяц (Л. Толстой).

 

Сложносочинённые предложения

Вариант 3

1.            В каком ряду перечислены противительные союзы?

да, также, и;
зато, однако, но;
либо, но, и;
тоже, или, да.

 

2. Укажите, какой союз соединяет части сложносочинённого предложения:

Странный старичок заговорил очень протяжно, да звук его голоса также изумил меня (Сергеев-Ценский).

соединительный;
противительный;
разделительный.

 

3. Укажите синтаксическую характеристику предложения:

Методично звенели вершины сосен и едва слышно перешёптывались осинки (Сергеев-Ценский).

сложносочинённое предложение с союзом и;
простое предложение с однородными членами.

 

4. Укажите сложносочинённое предложение, в котором нет об­щего второстепенного члена:

За всю зиму ни разу не потеплело и не закапала с тесовых крыш суетливая талая вода.
Вскоре после восхода набежала туча и брызнул короткий дождь.
Надо мною широкое голубое небо и носятся большие белые птицы.
Мой товарищ задумался и некоторое время мы ехали молчании.

 

5. Укажите предложение, в котором только одна запятая:

Он спал с незанавешенными окнами и сад и луна всю ночь смотрели в них.
Мы выбрали место для ночёвки под большими лохматыми елями и стали разбивать палатку.

3) Соловей рассыпаясь ликующей трелью пел свою весеннюю песню.

4) Один за другим к костру медленно угасающему в ночи под­ходили кони и глядели на нас умными глазами.

 

6. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой:

Льды быстро сгустились, и судну приходилось идти тихим ходом.
Все было тихо, только вдали от дороги шумели листья, и слышался треск сучьев.
На некоторое время всё опять поблекло и потемнело.

4)Хозяин отличался радушием и гостеприимством, и его до­машняя гостиница в сезоны охоты была всегда полна.

 

7.            Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении:

Туман рассеялся и очертания предметов стали чётче.

простое предложение с однородными членами, перед сою­зом и запятая не нужна;
сложное предложение, перед союзом и запятая нужна;
сложное предложение, перед союзом и запятая не нужна;
простое предложение с однородными членами, перед сою­зом и запятая нужна.

 

8. Укажите сложносочинённое предложение с разделительным союзом:

То хлопнуло где-то, то раздался вдруг вой, то словно кто-то прошел по коридору (С. Щедрин).
Потом все стихло, и только морская даль все так же моно­тонно, негромко шумела (Паустовский).
Месяц под косой блестит, а во лбу звезда горит (Пушкин).

 

9.            Сколько простых предложений в составе сложного?

Это были люди  искусства и таланта а у меня не было никакого таланта и я конечно совершенно напрасно расстроилась и напрасно думала об этом (Каверин).

1) 2;    2) 3.

 

10. Сколько грамматических основ в предложении?

Пламя рдеет пламя  пышет искры брызжут и летят а на них прохладой дышит из-за речки темный сад (Тютчев).

1) 2;  2)3;   3) 4.

 

11. Какое сочетание слов является одной из грамматических основ в предложении?

Цыганок на минуту остановился и, подскочив, пошел вприсядку кругом бабушки, а она плыла по полу бесшумно, как по воздуху, разводя руками, подняв брови, глядя куда-то вдаль темными глазами (Горький).

Цыганок остановился и подскочив;
Она плыла, разводя, подняв, глядя;
Цыганок остановился и пошел.

 

12. В каком предложении верно выделены грамматические основы?

1) Было темно, но я все-таки видел и деревья, и воду, и людей.

Кругом все темнеет и темнеет, и уже ночью въезжаем в
знакомое село (Бунин).
То падал как будто туман, то вдруг припускал косой, круп­ный дождь.

 

13. Укажите, на месте каких цифр должны стоять запятые в пред­ложении:

Для разнообразия мелькнет в бурьяне белый булыжник (1)или вырастет на мгновение серая каменная баба (2) или перебежит дорогу суслик (3) и опять бегут мимо глаз бурьян (4) холмы (5) грачи    (Чехов).

1) 1,2,3,4,5;

2) 2,3,4,5;

3) 1,2,4,5.

 

14. В каком предложении не нужны знаки препинания?

Мой товарищ задумался и некоторое время мы ехали в молчании (Короленко).
Изредка хрустнет ветка под ногой или перелетит пестрый дятел (Мамин-Сибиряк).

 

Синонимичные словосочетания

Вариант 1

 

 1. Замените словосочетание НАСТОЯЩАЯ ДРУЖБА, построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью ПРИМЫКАНИЕ. Напишите получившееся словосочетание.

2. Замените словосочетание ДРУГ ИЗ ГОРОДА, построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью СОГЛАСОВАНИЕ. Напишите получившееся словосочетание.

3. Замените словосочетание МЕДЛЕННЫЙ СПУСК, построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью ПРИМЫКАНИЕ. Напишите получившееся словосочетание.

4. Замените словосочетание УВЕРЕННО ПОБЕДИТЬ, построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью СОГЛАСОВАНИЕ. Напишите получившееся словосочетание.

5. Замените словосочетание ИНТЕРЕСНО РАССКАЗЫВАТЬ, построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью УПРАВЛЕНИЕ. Напишите получившееся словосочетание.

 

Подчинительные союзы и союзные слова

Вариант 1

1. Укажите предложение, части которого связаны союзным словом:

1) Разведчики еще днем выяснили, что на кургане засело десятка полтора гитлеровцев с одним ручным пулеметом. (М. Алексеев)

2) По голосу бойца Шахаев понял, что Мальцев чем-то сильно взволнован. (М. Алексеев)

3) Пахло росой, чернобылом, подсолнухами и еще чем-то необъяснимо милым и сладким, что рождает степная зорька. (М. Алексеев)

4) Тимофей был доволен, что, не колеблясь, исправил свою ошибку. (И. Акимов)

 

2. Укажите предложение, части которого связаны союзным словом:

1) Командир роты распорядился, чтобы до ночи разведчики отдыхали. (М. Алексеев)

2) Там была столовая, где вчера вместе с молчаливыми гостями сидел и он [Никита]. (Ю. Бондарев)

3) Марта смеялась тоненьким, радостным смехом, как смеются благонравные дети. (Ф.Сологуб)

4) Ночь была темна, оттого что тучи покрывали небо и не пропускали света звезд. (В. Гроссман)

 

3. Укажите предложение, части которого связаны подчинительным союзом:

1) Прошло несколько минут, пока бечевка с сучком на конце опустилась и остановилась сажени за две до протянутой руки Бумбараша. (А.Гайдар)

2) На видимой стороне монолита нечетко намечены уступы, откуда прыгали все мальчишки городка.

3) Видимо, так и не вспомнив, кто это, Соколов изумленно поверх очков поглядел на ведущего и ему первому протянул руку. (А. Бахвалов)

4) Андрей не знал больше никого, кто бы так жалел и уважал эту скотину [коней], как его отец. (В. Распутин)

 

4. Укажите предложение, части которого связаны подчинительным союзом:

1) К полуночи, миновав рощу, разведчики вышли на опушку леса, где начинался наш передний край.

2) Лютров вспоминает попутчиков, которых нередко сажает к себе в машину по дороге на аэродром.

3) Лютров еще докуривал сигарету, когда за дверью в прихожую заворчала и несколько раз пролаяла собака.

4) Никогда не пойму, зачем Клара Ивановна согласилась быть завучем. (Ю. Поляков)

 

5. Укажите предложение, части которого связаны союзным словом:

1) Когда Василий и Кузьма пришли, тётка Наталья спала и не услышала их. (В. Распутин)

2) Кособокость деду Гордею, видно, мешала не сильно, потому что бегал он по-прежнему бодро. (В. Распутин)

3) Там, где когда-то были густые вишневые сады, теперь торчал обгорелый черный кустарник. (М. Алексеев)

4) Наконец запах оказался таким сильным, что дальше идти уже невозможно. (Г. Троепольский)

 

Подчинительные союзы и союзные слова

 

Вариант 2

 

1. Укажите предложение, части которого связаны подчинительным союзом:

1) Рюкзак мой, сиротливо завалившись набок, лежал на дощатой платформе, куда дежурный по станции выходил встречать поезда. (О. Куваев)

2) Бим мчался до тех пор, пока не потерял из виду перепела, а затем, веселый и радостный, вернулся.

3) Кузьма, спохватившись, догоняет проводницу и спрашивает, сколько осталось до города. (В. Распутин)

4) У здешних деревень есть одна особенность, которую вряд ли где в мире встретишь.(О. Куваев)

 

2. Укажите предложение, части которого связаны подчинительным союзом ЧТО:

1) Деньги, что не успел положить на книжку, Егор хранит в чемодане. (В. Тендряков)

2) Кузьма стягивает с ног сапоги, разматывает портянки и чувствует, что Геннадий Иванович наблюдает за ним.

3) Пахло чем-то неизвестным, что будоражило кровь. (Г. Троепольский)

4) Все, что связано с детством, кажется потом прекрасным. (В. Солоухин)

 

3. Укажите предложение, части которого связаны союзным словом:

1) Иртыш прошел по шумным коридорам и наконец очутился в комнате, где уже несколько человек ожидали комиссара. (А. Гайдар)

2) И вот звуки несутся уже откуда-то сверху. (А. Бахвалов)

3) Стараясь попадать в чьи-то следы, чтобы не мять снег, Кузьма через рельсы идёт к вокзалу. (В. Распутин)

4) В пчеловодских календарях, если хотят указать, когда цветет то или иное растение, обозначают количество дней после цветения орешника. (В. Солоухин)

 

4. Укажите предложение, части которого связаны подчинительным союзом:

1) Акации под церковной оградой, где часто сидел он [Бумбараш] когда-то с Варенькой, сплошной стеной раздались вширь. (А. Гайдар)

2) При этих словах все войско разделяется на несколько отрядов, которые вполоборота расходятся в разные стороны. (А. Гайдар)

3) Любищев в двадцать с лишним лет, начиная свою научную работу, тоже точно знал, чего он хочет.

4) Из расспросов Мечик узнал, что подъезжала японская разведка. (А. Фадеев)

 

5. Укажите предложение, части которого связаны союзным словом:

1) Дальше идти прямо, пока не наткнешься на саперный взвод у переправы. (А. Гайдар)

2) Скажи, Алексей, почему ты жалеешь его? (Ю. Бондарев)

3) Учительница с удовольствием думала о том, что этот новый мальчик ей никак не испортит класса.

4) Ничего я не успел сказать на это Степану, так как в казарме загремел милый голосок старшины (И. Стаднюк)

 

Сложноподчинённые предложения с одним придаточным

Вариант 1

1. В каком ряду все перечисленные слова являются подчинительными союзами?

потому что, чтобы, но;
оттого что, сколько, как, кто;
с тех пор как, словно, тоже.

 

2. Укажите сложноподчиненное предложение:

С приближением к морю все больше исчезали широколист­венные древесные породы, зато преобладающим сделались саянская ель, белокорая пихта (Катаев).
Я давно мой край оставил, где цветут луга и чащи (Есенин).

 

3.            Укажите, какая часть сложного предложения является главной:

(1) Через окно я увидел, (2) как большая серая птица села на ветку клена в саду (Сергеев-Ценский). 

1) 1;   2) 2.

 

4. Укажите придаточное предложение, которое связано с главным при помощи союзного слова:

Мне припомнилась нынче собака, что была моей юности друг (Есенин).
Я утром должен быть уверен, что с вами днем увижусь я (А. Пушкин).
Ты говоришь, что опять дождемся весны (Каверин).
Я считаю, что лес — прекрасное выражение силы природы и самый ясный образчик ее совершенства (Сергеев-Ценский).

 

5. В каком сложноподчинённом предложении есть придаточное определительное?

Где некогда все было пусто, голо, теперь младая роща раз­рослась.
Я не знаю, где граница меж товарищем и другом (Фадеев).
Там, где тогда мчались весенние потоки, теперь везде пото­ки цветов (Астафьев).
Нам эта встреча давала возможность еще раз поговорить о старинных российских городах, где живут прекрасные лю­ди.

 

6. В каком сложноподчинённом предложении есть придаточное изъяснительное?

Гений настолько внутренне богат, что любая тема, любая мысль, случай или предмет вызывают у него неиссякаемый поток ассоциаций (Каверин).
Было так тихо, что издалека слышались трески ломающейся от   мороза   земли,    шорох    зябнущей    ветки. 
Я надеюсь, что вы не откажетесь отобедать у меня.
Пыль на улицах такая едкая, что глазам больно (Каверин). 

 

7. В каком сложноподчинённом предложении есть придаточное причины?

Солнце светило так ярко, что все кругом сверкало и искри­лось (Сергеев-Ценский).
Я замолчал оттого, что мои глаза остановились внезапно ни трех запыленных портретах в черных деревянных рамах (Каверин).
Было так темно, что она с трудом различала дорогу.
Окрик показался ей настолько громким, что она ничком упала на землю (А. Толстой).

 

8. В каком сложноподчинённом предложении есть придаточное места?

Было невыносимо видеть, как плачет этот большой, силь­ный, волевой человек (Полевой).
Несколько минут он стоял неподвижно и старался опреде­лить, откуда доносился этот нарастающий гул (Фадеев).
Решено было идти завтра, если дождь перестанет (Симо­нов).
Где светлый луч, спускаясь вниз, по серым камням точит слезы, ползут на черный кипарис гроздьями пурпурные ро­зы (Ахматова).

 

9. В каком сложноподчинённом предложении есть придаточное меры и степени?

И как-то вдруг слышишь, что уже весь лес налился сотнями голосов.
Маша так дружелюбно и крепко стиснула ему руку, что у него сердце забилось от радости (Сергеев-Ценский).
И смутно понял я тогда, что мне на родину следа не проло­жить уж никогда.
Милый, я знаю, что удерживает тебя здесь (Б. Зайцев).

 

10. В каком сложноподчинённом предложении есть придаточное сравнительное?

1) Вся комната вдруг потемнела, точно в ней задернулись занавески (Сергеев-Ценский).

2) Ленивый гром потягивался за горизонтом как заспанный силач.

3) Мне казалось, что я чувствую, как время медленно и бес­шумно проходит мимо меня (Сергеев-Ценский).

4) Туман как опрокинутое море висит над лесом (Сергеев-Ценский).

 

11. Какой фрагмент предложения соответствует сложноподчинённому предложению с придаточным цели?

1).. .с увлечением читал, что бы...

2)...пришел туда, чтобы...

.. .очень хотел, чтобы...
.. .долго болел, если...

 

12. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на которых в предложении должны стоять запятые?

Нам понадобится проводник (1) в надежности (2) которого (3) не было бы сомнений.

1) 1;    2) 2,3;     3) 3;    4) 1,3.

 

Сложноподчинённые предложения с одним придаточным

Вариант 2

1. В каком ряду все перечисленные слова являются подчинитель­ными союзами?

который, куда, также;
если, так как, чтобы;
и, однако, откуда.

 

2. Укажите сложноподчинённое предложение:

Чтобы сделать что-нибудь великое, нужно все силы души устремить в одну точку (Сергеев-Ценский).
Безгранично лоснится пшеница, зеленеют покосы, либо без конца шуршат камыши над болотами (Чехов).

 

3. Укажите, какая часть сложного предложения является придаточной:

(1)Пока старик растоплял печь, (2) уже рассвело (Арсеньев).

1) 1;    2) 2.

 

4. Укажите придаточное предложение, которое связано с главным при помощи союза:

Он чрезвычайно любил своего отца, которого не знал с самого детства (Горький).
Я обещала ей молчать, что бы со мной ни случилось.
Было время, когда старый замок служил убежищем всякому бедняку.
Мне и в голову не приходило, какая грустная минута предстоит нам (Арсеньев).

 

5. В каком сложноподчинённом предложении придаточное не является определительным?

У самого закоренелого человека бывают минуты, когда загнанная совесть повернется, как острый камень, и вызовет боль.
Из его рассказов он выносил впечатление, что дядя Миша предлагает звать народ на помощь интеллигенции.
Было слышно, что вдали по улице быстро идут люди и тащат что-то тяжелое (Достоевский).
Отдаленный гул вдруг проник в тенистое ущелье, где ехали путники.

 

6. В каком сложноподчинённом предложении придаточное не является изъяснительным?

На седьмые сутки своего похода Алексей узнал, откуда донеслись до него вьюжной ночью звуки отдаленного боя.
Всматриваясь в эти здания, понимаешь, что хороший вкус это прежде всего чувство меры (Солоухин).
Настала минута, когда я понял всю цену этих слов.
Я начинаю подозревать, что вы склонны к преувеличению (Каверин).

 

7. В каком сложноподчинённом предложении есть придаточное  цели?

Молю, чтоб буря не застала, гремя в наряде боевом, в ущелье мрачного Дарьяла меня с измученным конем.
Чтоб чем-нибудь играть от скуки, копье стальное взял он в руки (Лермонтов).
Метели, что ломятся в дверцы, с дороги меня не собьют.
Если за день ничему не научишься, значит, весь день назад (Астафьев).

 

 8. В каком сложноподчинённом предложении есть придаточное времени?

Вся комната вдруг потемнела, точно в ней задернулись за­навески (Сергеев-Ценский).
Как только стало светать, мы двинулись дальше (Катаев).
Границы, где равнины соприкасаются с горами, обозначены чрезвычайно резко.
Редки и счастливы посещающие нас мгновенья, когда мы опять можем почувствовать себя детьми (Соколов-Микитов).

 

 9. В каком сложноподчинённом предложении есть придаточное образа действия?

В сонном воздухе слышались какие-то звуки, точно кто-то вздыхал, шептался.
Стало мне вдруг хорошо на душе, как будто детство мое вернулось (Арсеньев).
Вследствие того что весна здесь наступает поздно, пашут только в мае.
Я еще в комнате услыхал, что самовар гудит неестественно гневно (Арсеньев).

 

10. Какой пример является простым предложением со сравнительным оборотом?

После дождя все вокруг как-то преобразилось просторы гладко улеглись вдали как будто выровняли горы и равни­ну подмели (Астафьев).
Азовское море цветет в начале августа как цветут реки и пруды (Паустовский).
Иней лежал даже на палубе как белая крупная соль и хру­стел под ногами (Арсеньев).
Многие русские слова само по себе излучают поэзию как драгоценные камни излучают таинственный блеск (Гоголь).

 

11. Какой фрагмент предложения соответствует сложноподчинённому предложению с придаточным определительным?

.. .рассказал, как...
.. .рассеянность, с какой он слушал...
...хотел, чтобы...
.. .выглядел так, словно...

 

12. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на которых в предложении должны стоять запятые?

 Я вернулся на уютную полянку (1) около (2) которой (3) недавно собирал грибы (Паустовский).

1)1;   2)1,3;  3)3;   4) 2, 3.

 

Сложноподчинённые предложения с одним придаточным

Вариант 3

1.            Союзы или союзные слова являются членами предложения?

союзы;
союзные слова.

 

2. Какой из вариантов продолжения предложения нужно выбрать, чтобы получилось сложноподчинённое предложение?

В самолете потемнело...

но вокруг стали собираться мрачные тучи.
и вокруг стали собираться мрачные тучи.
оттого что вокруг стали собираться мрачные тучи.
однако вокруг стали собираться мрачные тучи.

 

3. Чем является выделенное слово, связывающее части сложного предложения?

Песчаная дорога ведет к мостику, под которым  сочится и журчит невидимая речка (Короленко).

союзом;
союзным словом.

 

4. Укажите сложноподчинённое предложение с указательным словом:

Женщина глядела вдаль, где зиял простор, залитый глубо­ким, непроницаемым мраком (Каверин).
Погода была холодная, ветреная, так что сугробы намело выше окон (Сергеев-Ценский).
Сидел я у самой воды, в таких крепких зарослях, что сверху меня совершенно ничего не было видно (Песков).
Чем скорее догорал огонь, тем виднее становилась  лунная ночь (Куприн).

 

5. В каком предложении придаточное определительное можно преобразовать в обособленное определение?

Николай ехал берегом озера, из которого вытекала речки.
Задушевные русские пейзажи, которые так выразительно и  талантливо нарисовал художник, трогают сердца зрителей.
Давно я не читал книги, которая бы произвела на меня такое сильное впечатление (Астафьев).
Песня, которую поют дети, звучит оптимистично утверждающе.

 

6. В каком сложноподчинённом предложении есть придаточное условное?

1) Пока я ходить умею, пока глядеть я умею, пока дышать и умею, я буду идти вперед (Арсеньев).

2) О каждом теле можно сказать, что оно в любой момент времени занимает определенное положение в пространстве.

3) Было так приятно лежать на мокрой траве, что я невольно закрыл глаза (Бабаевский).

4) Иной раз народится такой день, что радости не оберешься (Каверин).

 

 7. В каком сложноподчинённом предложении есть придаточное уступительное?

Сидел я в таких зарослях, что сверху меня не было видно.
Ослепительно роскошный пейзаж предстал во всей красе, когда солнце залило светом и блеском весь остров (Крутилин).
Он вежливо поклонился ему, на что последний ответил тем же (Быков).
Наш пароход тащили два буксира, несмотря на то что он сам работал полным ходом (Сергеев-Ценский).

 

8. В каком сложноподчинённом предложении есть придаточное присоединительное?

Уж моя соломенная шляпа была почти полна орехами, как вдруг услышал я шорох (Арсеньев).
Было слышно только тюканье молотков по камню, точно землю клевала железными носами стая каких-то мудреных птиц (Каверин).
Ты помнишь ли, как мы с тобою прощались позднею по­рою? (Ахматова).
Мы часто с утра ждали, когда музыкант возьмет скрипку  (Короленко).

 

9. Какая синтаксическая конструкция присоединяется в данном предложении с помощью союза как?

Пришвина нужно перечитывать, открывая новые ценности в каждой строке, уходя в его книги, как мы уходим по едва заметным тропинкам в дремучий лес с его говором ключей и благоуханием трав.

1) сравнительный оборот;

 изъяснительное придаточное;
 сравнительное придаточное;
 вводная конструкция.

 

10. Какая синтаксическая конструкция присоединяется в данном предложении с помощью союза как?

Горький любил и досконально знал   Россию, знал, как говорят, во всех «разрезах» — и в пространстве, и во времени.

1) сравнительный оборот;

изъяснительное придаточное;
сравнительное придаточное;
вводная конструкция.

 

11. Какой фрагмент предложения соответствует сложноподчинённому предложению с придаточным сравнительным?

1) .. .блестели, как будто...

2).. .друг, ради которого...

...там, где...
...дед, чей дом...

 

12. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, месте которых в предложении должны стоять запятые?

Холодные осенние тени (1) бродили по лесу (2) деревья (3) в котором (4) замерли в ожидании зимы (Каверин).

1) 1,3;  2) 2;  3) 3;  4) 3, 4.


Просмотров: 594 | Загрузок: 57
Автор: Овчинникова Е.В.
Теги: русский язык
Предмет: Русский язык


Похожие образовательные материалы:
Всего комментариев: 0
avatar