Сценарий и презентация внеклассного мероприятия "Турнир знатоков русского языка"

Цели:

Воспитывать любовь и уважение к русскому языку.

Расширять кругозор учащихся.

Способствовать углублению знаний о русском языке.

Оснащение:

1.Презентация

2.Музыкальное сопровождение (в минуты обдумывания ответов включается музыка из м/ф «Антошка»)

 

1.Разминка

Вышел старик-годовик. Стал он махать рукавом и пускать птиц. Каждая птица со своим особым именем.  Махнул старик первый раз -  и полетели первые три птицы. Махнул второй раз – еще три. Так  делал он четыре раза.

А птицы были не простые. У каждой птицы по четыре крыла. В каждом крыле по семь перьев. Каждое перо тоже со своим именем. Одна половина – белая, другая – черная.

Объясните смысл сказки.

(птицы – месяцы, три птицы-времена года, крылья-недели, перья-дни, половины перьев-день, ночь)  

 

2.ЗАМЕНИТЕ ВЫСКАЗЫВАНИЕ ПОСЛОВИЦАМИ

Учись всю жизнь                                   Век живи – век учись

Береги время                                 Деньги пропали - наживешь, время пропало - не вернешь.  Не ссорься                                     Худой мир лучше доброй драки

Не торопись, делай всё аккуратно                       Семь раз отмерь – один раз отрежь

Нехорошо заглядываться на чужое                      Берут завидки на чужие пожитки.

 

3.ОТГАДАЙ ПОСЛОВИЦУ ПО ПЕРВОМУ СЛОВУ

Язык до Киева доведёт

Слово не воробей, вылетит - не поймаешь

Искру туши до пожара, беду отводи до удара

Не дорог подарок, дорога любовь

Готовь сани летом, а телегу зимой

Не в свои сани не садись

Жизнь дана на добрые дела

Гусь свинье не товарищ

 

4.Орфоэпия.

Мастерски, облегчить, ободрить, оптовый, предвосхитить, о скольких, квартал,  танцовщица, христианин, черпать, щавель, эксперт, пломбированный зуб, языковая политика, языковой барьер, языковая колбаса.

 

5.Решите пропорции.

1.Тигр/кошка=волк/собака

2.Ластик/карандаш=время/воспоминание

3.Пол/потолок=стена/стена

4.Пожарный/вода=дворник/метла

5.Тигр/4=паук/8

6.Дом/крыша=человек/шляпа

7.Пустыня/кактусы=море/водоросли

8.Женщина/мышь=пешеход/машина

9.Лицо/портрет=природа/пейзаж

10.Музыка/плеер=море/раковина

 

6. Создайте словообразовательную цепочку от слов

Холодильник ←холодильный ←холодить   ← холод

Прискорбно ←прискорбный ←скорбный ←скорбь

 

7.Какой частью речи являются приведенные ниже слова? Значения каких  слов вам известны? Индиго, маренго, прюн, хаки, пансе, беж, электрик, массака

Индиго – синий цвет.

Маренго – черный с серым отливом

Прюн – темно-лиловый

Хаки – коричнево-зеленый

Пансе темно-фиолетовый

Беж – светло-коричневый

Электрик – ярко-синий с сероватым оттенком.

Массака – темно-красный цвет с синеватым оттенком.

 

8. Являются ли родственными польское uroda ( красота ) и русское урод? Прокомментируйте свой ответ.

Это этимологически родственные слова.

Поскольку польский и русский языки являются родственными славянскими языками, восходящими к праславянскому языку, исходным корнем  для обоих слов является корень –*rod -; однокоренными к данным словам являются соответственно  rodzina  (семья) r?d (род), rjdzi (родить) и  родина, родить(ся), род, родственник,  объединенные общим значением  «рождение, появление на свет».

 

9.Что означает выражение «битый час»?  Каково его происхождение?

Битый час – целый час.

Значение выражения связано с боем часов, буквально «от одного боя часов до другого».

 

10.Определите вид придаточных предложений. Чем является что?

1.Татьяна Васильевна написала, что приедет в двадцатых числах июня.

2.Предметы на письменном столе были расставлены так, что самые необходимые были под рукой.

3.Она не сводит глаз с дороги, что идет через рощу.

4.Я поместил в этой книге только то, что относилось к пребыванию Печорина на Кавказе.

 

1.Придаточное изъяснительное. Слово что является союзом, не является членом предложения.

2.Придаточное образа действия.  Что - союз, не является членом предложения.

3.Придаточное определительное. Что – относительное местоимение, выполняет роль союзного слова, подлежащее.

4.Придаточное изъяснительное. Что – относительное местоимение, выполняет роль союзного слова, подлежащее.

 

11. Какой лингвистический термин используется применительно к выражениям?

1.Живой труп, мертвые души, горячий снег, безмолвный крик, заклятые друзья. (оксюморон)

2.Страна кленового листа, белокаменная столица, град Петров. (перифраза)

 

12. Отгадать загадки.

Что это за трава, которую слепые знают? Крапива

Под гору коняшка, а в гору деревяшка. Санки

В землю — крошки, из земли — лепешки.  Репа

В лавке пятак, а не вытащить никак.  Сучок

Что вверх корнем растет? Сосулька


Просмотров: 130 | Загрузок: 74
Автор: Гайдук Н.В.
Теги: русский язык
Предмет: Русский язык


Похожие образовательные материалы:
Всего комментариев: 0
avatar