Разработка урока русского языка для 9 класса по теме "Сложные предложения с различными видами связи"

Методы, используемые на уроке: объяснительно-иллюстративные (упражнение, рассказ, беседа, практическая работа, анализ текста,  анализ схемы), репродуктивные (аналитический пересказ прочитанного, выполнение заданий по образцу, анализ по алгоритму, работа с учебником),проблемно-обобщающие (объяснение причин различия в фактах, объяснение с опорой на наглядность, доказательство путём сравнения подобий предложений), частично-поисковые ( эвристическая беседа с последующим выводом, комментирование практических действий с выводом, выбор примеров подтверждений с опорой на наглядность, перенос общих признаков известного на новое), исследовательские методы ( работа с книгой по поиску метода, самоанализ текста и примеров по поиску общего вывода, практические действия с последующим доказательством закономерности), самоконтроль и самопроверка, приёмы технологии РКМЧП (кластер (метод графической систематизации материала), инсерт (метод активного чтения), «РАФТ», таблица «ЗХУ».

 

Цели урока: помочь учащимся практически усвоить понятие “сложное предложение с различными видами связи”, показать необходимость формирования умения использовать различные синтаксические конструкции в зависимости от задач, условий общения.

Задачи урока:

обучающая – повторить материал о сложных предложениях, обеспечить усвоение знаний по теме «Сложное предложение с различными видами связи»;

развивающая – обеспечить развитие мышления, способности анализировать, обобщать изученное, умение правильного интонирования предложений, памяти, речи, умения проводить анализ языковых единиц, сформировать навыки работы с текстом;

воспитывающая – отработать навыки самостоятельной деятельности учащихся, сформировать умение работать в коллективе,  патриотическое воспитание, развитие исторической памяти, воспитать потребность в здоровом  образе жизни.

 

Формы работы: индивидуальная, парная, групповая работа, дифференцированный подход, разноуровневые задания, фронтальная работа, самостоятельная работа, тестирование, творческие упражнения, устные и письменные упражнения, самоконтроль, взаимоконтроль, контроль учителем.

 

Оформление, оборудование: учебник «Русский язык. 9 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / [Л.А. Тростенцова, Т.А. Ладыженская, А.Д. Дейкина, О.М. Александрова; науч. Ред. Н.М. Шанский]. – 8-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 206 с., мультимедийный комплекс (проектор, компьютер, интерактивная доска), мультимедийная презентация «Сложные предложения с различными видами связи. Употребление союзной (сочинительной и подчинительной) и бессоюзной связи в сложных предложениях», раздаточный материал (карточки для индивидуальной работы, «Рабочий лист обучающегося» (Приложение 1), «Опросный лист» (Приложение 2), кластер «Сложные предложения» (Приложение 3).

 

Ход урока:

 

I. Организационный момент.

Слайд 1.

- Здравствуйте, ребята, садитесь. Откройте тетради, запишите число, “Классная работа”.

II. Актуализация знаний учащихся.

 1. Орфографическая разминка.

Индивидуальная работа.

а) 3 человека у доски. Списать, произвести орфографический разбор слов.

Первый ученик. Н – НН: глиня…ый, серебря…ый, деревя…ый, листве…ица, берест…яной, кожа…ый.

Второй ученик. ПОЛ-: (пол)моря, (полу)овал, (пол)Волги, (пол)ладони, (пол)открытой банки, (пол)столицы.

Третий ученик. ПРЕ-, ПРИ-: пр…вышение скорости, пр…порошить снегом, пр…шелец, пр…озёрный, пр…клонить ветку, пр…ломление лучей.

б) 2 ученика работают на местах по карточкам.

Карточка №1

Вставьте пропущенные буквы, объясните орфограммы, подчеркните грамматические основы, начертите  схему предложения.

Татьяна Афанасьевна под…ла брату знак, что б…льная хоч…т уснуть, и все вышли п…тихоньку из св…тлицы.

[  ], (что…), и [    ]. Сложная синтаксическая конструкция с подчинительной и сочинительной связью, с придаточным изъяснительным.

- Объясните значение слова “СВЕТЛИЦА”.

Светлица – в старину светлая парадная комната в доме.

- Подберите СИНОНИМ.

Комната.

Карточка №2

  Вставьте пропущенные буквы, объясните орфограммы, подчеркните грамматические основы, начертите схему предложения.

  С моря (в) ответ отры…сто грянул пушеч…ный выстрел, и, когда дым лёг на св…ркавшие искрами волны, всё опять стихло.

[    ], и, (когда…),  [    ]. Сложная синтаксическая конструкция с подчинительной и сочинительной связью, с придаточным времени.

 Фронтальная работа (весь класс).

Слайд 2.

- В каком слове пишется НН? Объясните правописание слов и укажите вид подчинительной связи в словосочетаниях.

решё…ый вопрос

приказа…о отойти

в вяза…ой шапочке

говорила пута…о

(она) чем-то встревоже…а

некраше…ый пол

зва…ый ужин

выглядела испуга…о

Слайд 3.

Самопроверка.

- В каком слове пишется НН? Объясните правописание слов и укажите вид подчинительной связи в словосочетаниях.

решённый вопрос (от глагола совершенного вида – НН, связь – согласование)

приказано отойти (краткое причастие – Н, примыкание)

в вязаной шапочке (от глагола несовершенного вида – Н, согласование)

говорила путано (наречие образовано от путаНый – несовершенный вид - Н, примыкание)

(она) чем-то встревожена (краткое причастие – Н, управление)

некрашеный пол (от глагола несовершенного вида – Н, согласование)

званый ужин (от глагола несовершенного вида – Н, согласование)

выглядела испуганно (наречие образовано от испугаННый, есть приставка – НН, примыкание)

2. Графический диктант (все). С последующей взаимопроверкой.

Слайд 4.

III. Актуализация знаний учащихся по сложному предложению.

1. Работа в парах. Задание: составить кластер по теме «Сложное предложение». Кластер чертится на «Рабочем листе учащегося» (задание 1 «Рабочего листа учащегося»).

Слайд 5. Примерный образец.

2. Приём «РАФТ». Рассказать (с опорой на кластер) о сложных предложениях, о средствах связи между предикативными частями внутри сложного предложения, о различиях бессоюзных и союзных сложных предложений (задание 2 «Рабочего листа учащегося»).

«Р» - роль: учитель

«А» - аудитория: ученики 9 класса

«Ф» - форма: лекция

«Т» - тема: сложное предложение

3. Работа со схемами. Схема на доске.

Слайд 6.

- Найдите среди предложенных схем 4-е лишнее и обоснуйте свой выбор.

1) а) [    ],и [    ].

    б) [    ], (чтобы.. .).

    в) [    ], ( когда.. ..).

    г) [    ], [    ].

Слайд 7. 

- Найдите среди предложенных схем 4-е лишнее и обоснуйте свой выбор.

2 ) а) [     ], ( что. . . ).

   б) [     ], но [     ].

   в) [     ], а [     ].

   г) [     ], и [     ].

Слайд 8.

- Найдите среди предложенных схем 4-е лишнее и обоснуйте свой выбор.

3) а) [     ] - [     ].

    б) [     ]: [     ].

    в) [     ], и [     ].

    г) [     ]; [     ].

4. Тест.

Задание 3 «Рабочего листа обучающегося». Правильный ответ пометить крестиком.

IV. Изучение нового материала. (Вызов.)

Слайд 9.

1. Синтаксическая минутка. Предложение записано на доске. Найти ГО (грамматические основы), объяснить синтаксис предложения.

Значительный вклад в священное дело Победы внесла Сибирь: на ее необъятных просторах формировались воинские части и соединения, которые сыграли важную роль в решающих сражениях второй мировой войны.

2. Возникло затруднение с определением типа сложного предложения.

3. Обращение к учебнику (§ 37, с.141). Выделить главное. (Работа в группах постоянного состава).

Инсерт. (Метод активного чтения. Маркировка текста с использованием значков «V», «+», « - », «?» (по мере чтения ставятся на полях справа)). После прочтения текста необходимо заполнить таблицу, где значки станут заголовками граф таблицы. В таблицу кратко заносятся сведения из текста (задание 4 «Рабочего листа учащегося»).

Слайд 10.

«V»

(известное)

«+»

(новое)

« - »

(противоположное известному)

«?»

(непонятное)

 

4. Обобщить. Тему урока формулируют учащиеся.

- Нашли вы ответ?

- Как же называется такое предложение?

- А почему оно так называется?

- Так как можно определить тему нашего урока?

5. Слово учителя.

- Так вот иногда людям, писателям просто не хватает рамок обычного сложного предложения, и тогда они используют сложные предложения с различными видами связи. В 10 классе на уроках литературы вы будете знакомиться с великими произведениями Л.Н. Толстого, и вот его язык, его стиль состоит из таких предложений, которые иногда занимают целые абзацы.

- А какая же задача сегодня будет стоять перед нами?

(Осмысление.)

6. Составление  алгоритма работы с  предложениями с различными видами связи.

Запишем предложение.

Шумел сурово Брянский лес, Спускались темные туманы, И сосны слышали окрест, Как шли на битву партизаны.

- Докажите, что это сложное предложение с различными видами связи.

Слайд 11.

 

Алгоритм работы

1. Выделяем ГО.

2. Указываем границы предикативных частей.

3. Определяем вид связи простых предложений в составе сложного.

4. Строим  схему.

- Запишите его себе в тетради.

V. Закрепление материала.

1. Работа в группах постоянного состава; задание дифференцированное. Списать указанное  предложение. Начертить схему. (Задание 5 «Рабочего листа учащегося»).

2. Защита своих схем у доски.

Слайд 12.

3. Беседа.

- Правильно ли мы решили поставленную перед нами задачу?

- А есть ли еще гипотезы по построению схем к предложениям?

4. Слово учителя.

Слайд 13.

- На схемах можно выделять части предложения прямоугольниками. Например, схема первого предложения будет выглядеть так:

- Внесите дополнения в свои схемы.

5. Соотнесите предложения со соответствующими схемами (задание 6 «Рабочего листа учащегося»).

1) [    ],[     ],[    ].

2) [     ], (где...).

3) [     ], а [    ].

4) [     ]; [     ], [     ], а [     ].

5) [     ], (которых ...) : [     ].

Слайд 14.

Самопроверка по ключу. Выставление оценок.

- Укажите предложения с различными видами связи. Докажите, опираясь на алгоритм.

VI. Подготовка к ГИА. (Рефлексия.)

Слайды 15 – 24. Тестовые задания в формате ГИА (Задание В9).

VII. Творческая переработка текста.

Работа по вариантам. Задание: сконструировать предложения по соответствующим схемам (задание 7 «Рабочего листа учащегося»).

Французская Ассоциация защиты животных установила, что присутствие в доме собаки почти на треть уменьшает опасность инфаркта у его хозяина и нормализует артериальное давление. Человек ежедневно просто поглаживает своего песика. Лечебное воздействие собаки на человека подтвердилось и при обследовании шести тысяч жителей США. Американские ученые пришли к выводу: ежедневное общение с собакой вызывает положительные эмоции и снимает стрессы. Это очень важно. Люди испытывают значительные нервные нагрузки на работе и в школе.

[ - = ] : [ - = и = ], (если).
[ - = ].
[ - = ], ( что… ), а [ = ук.сл.], ( кто… ).

       Здоровье – бесценное достояние каждого человека, всего общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им доброго и крепкого здоровья. Это – основное условие и залог полноценной и счастливой жизни. Необходимо вести здоровый образ жизни. Мы выполняем наши планы, успешно решаем основные жизненные задачи, преодолеваем трудности и значительные перегрузки. Доброе здоровье обеспечивает нам долгую и активную жизнь. Необходимо  разумно сохранять и укреплять здоровье самим человеком.

[ - = ].
[ - = ], (так как… ).
[ -.-.-.- , - =, =, = ], и [- = ], (если… ).

       Существует мнение. Курящие подростки - это возбудимые дети. Дети используют табак. Успокоиться. Исследования показывают. Регулярное курение может оказывать противоположный эффект и увеличивать у них риск развития тревожных расстройств в юности. Курение может причинять эмоциональный вред подросткам намного раньше. Еще проявляются физические эффекты, например, рак легких и болезни сердца. Проблемы с дыханием и недостаток кислорода могут вызвать приступы паники.

[ - = ] : [ - = ], (которые… ), (чтобы… ).
[ - = ], (что… ).
[ - = ], (чем… ), а [ - = ].

VII. Проверка (чтение получившихся текстов).

Слайд 25.

      Французская Ассоциация защиты животных установила: присутствие в доме собаки почти на треть уменьшает опасность инфаркта у его хозяина и нормализует артериальное давление, если человек ежедневно просто поглаживает своего песика. Лечебное воздействие собаки на человека подтвердилось и при обследовании шести тысяч жителей США. Американские ученые пришли к выводу, что ежедневное общение с собакой вызывает положительные эмоции и снимает стрессы, а это очень важно для тех, кто испытывает значительные нервные нагрузки на работе и в школе.

Слайд 26.

       Здоровье – бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им доброго и крепкого здоровья, так как это – основное условие и залог полноценной и счастливой жизни. Ведя здоровый образ жизни, мы выполняем наши планы, успешно решаем основные жизненные задачи, преодолеваем трудности и значительные перегрузки, и доброе здоровье обеспечивает нам долгую и активную жизнь, если мы его разумно сохраняем и укрепляем.

Слайд 27.

       Существует мнение: курящие подростки - это возбудимые дети, которые используют табак, чтобы успокоиться. Исследования показывают, что регулярное курение может оказывать противоположный эффект и увеличивать у них риск развития тревожных расстройств в юности. Курение может причинять эмоциональный вред подросткам намного раньше, чем проявятся физические эффекты, например, рак легких и болезни сердца, а проблемы с дыханием и недостаток кислорода могут вызвать приступы паники.

VIII. Сочинение-миниатюра по репродукции картины Кривоногова “Поединок”.

Слайд 28.

- Составьте предложения с различными видами связи.

- Зачитайте составленные предложения.

IX. Запись домашнего задания.

Слайд 29.

§ 37, yпражнение 212.

Разноуровневое задание.

“3” - списать, расставить знаки препинания, подчеркнуть ГО.

“4” - выписать, расставляя знаки препинания, сначала те предложения, в которых сообщается о двух ситуациях, затем где сообщается о трёх и более ситуациях. В сложных предложениях с различными видами связи пронумеровать простые предложения.

“5” - выписать, расставляя знаки препинания, сначала те предложения, в которых сообщается о двух ситуациях, затем где сообщается о трёх и более ситуациях. В сложных предложениях с различными видами связи пронумеровать простые предложения. Составить схемы этих предложений.

X. Итог урока.

- Справились ли мы с задачей, которую перед собой ставили?

- На какую тему были подобраны все предложения? Почему?


Просмотров: 696 | Загрузок: 71
Автор: Овчинникова Е.В.
Теги: сложное предложение
Предмет: Русский язык


Похожие образовательные материалы:
Всего комментариев: 0
avatar