Программа элективного курса "Подготовка к ГИА"

Программа подготовки к  государственной (итоговой) аттестации (в новой форме)    по русскому языку  рассчитана на обучающихся девятых классов, получивших базовые умения владения орфографией и пунктуацией в пределах программы средней школы. Основное внимание уделяется формированию умений комплексной работы с текстом.

Цель элективного курса – научить девятиклассников активно слушать текст, анализировать его содержание и лингвистические компоненты, структурировать информацию, интерпретировать чужой и создавать собственный текст, аргументировать свое мнение.

Учебно-тематическое планирование состоит из трех частей: сжатое изложение, выполнение тестовых заданий на основе печатного текса, написание сочинения-рассуждения на лингвистическую тему или по содержанию прочитанного текста.

Сжатое изложение считается наиболее трудным видом работы. Учитель при обучении сжатому изложению  особое внимание уделяет формированию  следующих коммуникативно-речевых умений: вычленять главное в информации, сокращать текст разными способами, правильно, логично и кратко излагать свои мысли, умение находить и уместно, точно использовать языковые средства обобщенной передачи содержания.  Работа над сжатым изложением должна проводиться на каждом занятии и усложняться по мере овладения данным умением.                                                                    

Другая важная составляющая программы – подготовка к выполнению тестовых заданий. 7 тестовых заданий  выбором ответа (А1 – А7)  и заданий с кратким ответом (В1 – В9). При подготовке к выполнению заданий  А1 – А3 формируются практические умения извлекать информацию из прочитанного текста, задание А2, В1  связаны с использованием знаний из раздела «Лексика». Задание А-4 охватывает раздел «Фонетика». Задания А5 – А7 направлены на формирование  орфографического навыка написания морфем. Задания с кратким ответом (В2 – В9) связаны  с использованием знаний из разделов «Пунктуация» и «Синтаксис». 

Программа содержит практикум по анализу некоторых языковых явлений, опознаванию определенных синтаксических конструкций (однородных членов предложения, обособленных определений и обстоятельств, других осложняющих элементов), структуры сложных предложений, без чего невозможно восприятие текста.

Параллельно с этим на каждом занятии проводится работа по закреплению орфографических и пунктуационных навыков обучающихся. Выполняя специальные упражнения, девятиклассники учатся находить в тексте конкретные примеры, иллюстрирующие определенные орфографические и пунктуационные  правила, что требуется при выполнении  заданий ГИА.

Написание сочинения-рассуждения по высказыванию (С) выполняется на основе печатного текста. Учитель при обучении сочинению-рассуждению создает условия для формирования  следующих умений:  понимать чужую речь (осознавать тему и основную мысль высказывания, проникать в авторский замысел, осознавать значение использованных автором средств выражения мысли, в том числе и знакоков препинания; продуцировать собственное связное высказывание, посвященное лингвистической проблеме; способность этически корректно доказывать правильность назначения языковых средств; умение цитировать и использовать цитаты из исходного текста как средство аргументации; умение композиционно оформлять текст; умение выражать мысли в словесной форме, соблюдая нормы литературного русского языка и демонстрируя такие значимые качества речи как богатство, выразительность, точность, ясность, чистоту и др.

Все виды учебной деятельности обучающихся на занятии, различные упражнения, составляющие единую методическую систему, подчинены решению комплексной задачи – развитию речи школьников, усвоению ими практической грамотности.

                         МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ПОДГОТОВКИ к ГИА

Анализ экзаменационных работ показывает, что большая часть выпускников испытывает затруднения при выполнении  всех видов заданий ГИА, что объясняется преимуществом информационного принципа преподавания над практико-ориентированным подходом к обучению русскому языку в основной школе. Необходимо пересмотреть формы контроля знаний и умений учащихся. Традиционный диктант теряет свою значимость. Оптимальной формой контроля может стать тест, комплексная работа с текстом, творческое сочинение на лингвистическую тему.

Целесообразно знакомить каждого девятиклассника с критериями оценивания изложения и сочинения, что позволяет избежать ошибок в построении текста, выделении микротем, помогает объективно оценивать собственную работу. В процессе подготовки можно предложить обучающимся проанализировать варианты экзаменационных работ, выполненных девятиклассниками в предыдущем учебном году, причем допущенные ошибки вынести на поля, но в тексте не пометить. В ходе такой работы возникает понимание того, как правильно писать, на что нужно обратить внимание. Данный аналитический подход будет полезен как ученику, так и учителю. Обучение приемам компрессии текста – важнейшая составляющая работы каждого учителя. Систематическая деятельность в этом направлении позволит отработать навыки сжатия при информационной переработке текста.

Формированию комплекса умений на основе работы с текстом способствует использование метода межпредметной интеграции. На уроках литературы предлагаются такие формы деятельности, как конспектирование, реферирование, составление планов и отзывов. Результаты показывают, что обучающиеся, систематически выполняющие данные виды работ, успешнее овладевают речевыми навыками.

Названные аспекты были учтены при планировании элективного курса по подготовке к ГИА.

       Данный элективный курс (34 ч.) призван помочь обучающимся успешно подготовиться к ГИА по русскому языку: повторить материал, изученный ранее, углубить имеющиеся знания, отработать навыки построения связной речи. Курс состоит из трех частей, каждая из которых соответствует той или иной части экзаменационной работы.

           

                            УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ                       

                                   Содержание учебного материала

Определение, признаки и характеристика текста как единицы языка. Тема, идея, проблема текста и способы их установления и формулирования. Практическая работа № 1.

Композиция, логическая, грамматическая структура текста

Понятие о микротеме. Соотношение микротемы и абзацного строения текста. Представление об абзаце как о пунктуационном знаке

Главная и второстепенная информация в тексте. Ключевые слова и их роль в определении границ главной информации. Способы сокращения текста: грамматические, логические, синтаксические. Практическая работа № 2.

Контрольная работа № 1, 2  Написание изложения

 

  Подготовка к написанию сочинения-рассуждения  – 6 ч

Понятие о сочинении-рассуждении. Критерии оценки сочинения. Тема, идея, проблема текста. Практическая работа № 19

Позиция автора. Собственная позиция. Подбор аргументов.  Практическая работа № 3 (подготовка к заданию С-2.1)

Композиция сочинения (тезис, аргументы, вывод). Оформление вступления и концовки сочинения. Практическая работа № 4

Анализ написанного сочинения. Классификация речевых и грамматических ошибок. Корректировка текста

Анализ напечатанного текста и проверка умения извлекать основную  из текста информацию при чтении, отработка умения находить предложение, в котором содержится информация, необходимая для обоснования ответа на поставленный вопрос. Практическая работа  №5 (подготовка к заданию А-1).

Лексика. Лексическое значение слова, его лексический анализ Лексика русского языка с точки зрения происхождения и употребления. Прямое и переносное значение слова. Отработка умения определять значение слова в тексте. Практическая работа № 6 (подготовка к заданию А-2).

Средства речевой выразительности. Отработка умения квалифицировать средства речевой выразительности. Практическая работа № 7 (подготовка к заданию А-3).

Фонетика. Гласные звуки и буквы. Двойная роль букв Е,Е,Ю,Я. Согласные буквы и звуки. Квалификация согласных звуков  по глухости- звонкости, твердости- мягкости. Парные-непарные согласные.  Оглушение, озвончение согласных. Выпадение, удвоение согласных. Шипящие звуки. Буквы, смягчающие предыдущий согласный. Звукобуквенный анализ слов. Практическая работа № 8 (подготовка к заданию А-4)

Проверяемые и непроверяемые гласные в корне. Чередующиеся гласные в корне. Практическая работа № 9 (подготовка к заданию А-5).

Правописание приставок. Приставки, оканчивающиеся на З- С, иноязычные приставки. Приставки ПРЕ-  и ПРИ- , Ы, И после приставок. Слитное/ раздельное написание НЕ с разными частями речи. Практическая работа №10 (подготовка к заданию А- 6).

Правописание суффиксов. Суффиксы причастий, отыменных и отглагольных прилагательных, наречий. Првописание окончаний глаголов. Практическая работа № 11 (подготовка к заданию А-7)

Синонимы. Контекстуальные синонимы. Стилистически нейтральные слова. Антонимы. Омонимы. Стилистически и эмоционально окрашенные слова. Практическая работа № 12 (подготовка к заданию В-1).

Словосочетание. Виды связи слов в словосочетании. Практическая работа №13

Подготовка к заданию В-2.

Предложение. Грамматическая основа предложения. Виды сказуемых. Односоставные предложения. Практическая работа № 14  (подготовка к заданию В-3)

Простое осложненное предложение. Обособленные члены предложения. Пунктуация при обособленных членах предложениях. Практическая работа № 15 (подготовка к заданию В-4)

Вводные слова и предложения. Вставные конструкции. Обращения. Практическая работа № 16 (подготовка к заданию В-5).

Предложение. Односоставные и двусоставные предложения. Сложное предложение. Грамматическая основа предложения.  Количество грамматических основ в предложении. Практическая работа №17 (подготовка к заданию В-6).  

Сложносочиненные и сложноподчиненные предложения. Бессоюзные предложения. Пунктуация в сложном предложении. Практическая работа №18 (подготовка к заданию В-7).

Сложноподчиненное предложение. Виды придаточных предложений. Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными. Однородное, неоднородное и последовательное подчинение. Практическая работа №19 (подготовка к заданию В-8).

Сложные предложения с разными видами связи. Практическая работа №20 (подготовка к заданию В-9)

Контрольная работа № 3. Тестирование

Репетиционный экзамен ГИА

      

                        ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

 

                      Подготовка к написанию изложения (8ч)

 

1.Текст как единицы языка. Тема, идея, проблема текста и способы их установления и          формулирования. Практическая работа № 1  (1ч)  

2. Композиция, логическая, грамматическая структура текста (1ч).

3..Микротема.  Соотношение микротемы и абзацного строения текста. Абзац Синтаксическое богатство русского языка  (1ч).

4.Главная и второстепенная информация в тексте. Способы сокращения текста: грамматические, логические, синтаксические. Практическая работа № 2 (1ч) 

5.Контрольная работа № 1, 2 Написание изложения (4ч)         

          

             Подготовка к написанию сочинения-рассуждения  – 6ч

1.Понятие о сочинении-рассуждении. Критерии оценки сочинения. Тема, идея, проблема текста. Практическая работа № 3 (1ч.)

2.Позиция автора. Собственная позиция. Подбор аргументов. Практическая работа № 4 (подготовка к заданию С) (2ч.)

3.Композиция сочинения (тезис, аргументы, вывод). Оформление вступления и концовки сочинения. Практическая работа № 5 (1ч.)

4.Анализ написанного сочинения. Классификация речевых и грамматических ошибок. Корректировка текста. (1ч.)

 

                    Подготовка к выполнению тестовых заданий (20ч)      

1.  Анализ напечатанного текста, отработка умения находить предложение, в котором содержится информация, необходимая для обоснования ответа на поставленный вопрос. Практическая работа № 6 (подготовка к заданию А-1). (1ч.)

2. Лексика. Прямое и переносное значение слова. Отработка умения определять значение слова в тексте. Практическая работа № 7 (подготовка к заданию А-2).  (1ч.)

3. Средства речевой выразительности. Отработка умения квалифицировать средства речевой выразительности. Практическая работа №8 (подготовка к заданию А-3).  (1ч.)

4. Фонетика. Звуко-буквенный анализ слов. Практическая работа №9 (подготовка к заданию А-4). (1ч.)

5. Проверяемые и непроверяемые гласные в корне. Чередующиеся гласные в корне. Практическая работа № 10 (подготовка к заданию А-5). (1ч.)

6.Правописание приставок. Приставки, оканчивающиеся на З- С, иноязычные приставки. Приставки ПРЕ-  и ПРИ- , Ы, И после приставок. Практическая работа №11 (подготовка к заданию А- 6).  (1ч.)

7. Правописание суффиксов. Суффиксы причастий, отыменных и отглагольных прилагательных, наречий. Практическая работа № 12 (подготовка к заданию А-7) (1ч.)

8. Синонимы. Контекстуальные синонимы. Стилистически нейтральные слова. Антонимы. Омонимы. Стилистически и эмоционально окрашенные слова. Практическая работа № 13 (подготовка к заданию В-1).   (1ч.)

9 Словосочетание. Виды связи слов в словосочетании. Практическая работа №14

(подготовка к заданию В-2). (1ч.)

10. Предложение. Грамматическая основа предложения. Виды сказуемых. Односоставные предложения. Практическая работа № 15  (подготовка к заданию В-3)  (1ч.)

11.Простое осложненное предложение. Обособленные члены предложения. Пунктуация при обособленных членах предложениях. Практическая работа № 16 (подготовка к заданию В-4) (1ч.)

12. Вводные слова и предложения.  Вставные конструкции.  Обращения. Практическая работа № 17 (подготовка к заданию В-5).  (1ч.)

13. Предложение. Односоставные и двусоставные предложения. Сложное предложение. Грамматическая основа предложения.  Количество грамматических основ в предложении. Практическая работа №18 (подготовка к заданию В-6).  (1ч.)

14. Сложносочиненные и сложноподчиненные предложения. Бессоюзные предложения. Пунктуация в сложном предложении. Практическая работа №19 (подготовка к заданию В-7).   (1ч.)

15.Сложноподчиненное предложение. Виды придаточных предложений. Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными. Однородное, неоднородное и последовательное подчинение. Практическая работа №20 (подготовка к заданию В-8).

16.Сложные предложения с разными видами связи. Практическая работа №21 (подготовка к заданию В-9).  (1ч.)

17. Контрольная работа № 3. Тестирование. (1ч.)

18. Репетиционный экзамен ГИА   (3ч)

 

              РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

1. Государственная итоговая аттестация: Экзамен в новой форме: Русский язык: 9 класс: Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения государственной итоговой аттестации в новой форме / ФИПИ, авт.­сост.: И.П. Цыбулько, Л.С. Степанова. М.: "Астрель".

2. Сычева В.П. Русский язык: 9 класс: Государственная итоговая аттестация: Типовые тестовые задания: 10 вариантов заданий; Ответы; Критерии оценок ЕГЭ 9 класс. М.: "Экзамен".

3. Иванова С.Ю. ЕГЭ: Русский язык: 9 класс: Государственная итоговая аттестация (по новой форме): Практикум по выполнению типовых тестовых заданий. 9 класс. М.: "Экзамен".

4. Львова С.И., Замураева Т.И. ГИА 2009: Русский язык: Тренировочные задания: 9 класс (по новой форме). Государственная итоговая аттестация. М.: "Эксмо".

5. Егораева Г.Т. Русский язык. 9 класс. Типовые тестовые задания: Государственная итоговая аттестация (в новой форме). М.: "Экзамен".

6. Антонова Е.С. Методика преподавания русского языка: коммуникативно­деятельностный подход. М.: КНОРУС, 2007.

7. Граник Г.Г., Бондаренко С.М., Концевая Л.А. Как учить работать 
с книгой. М., 1995.

8. Нарушевич А.Г. Сочинение на ЕГЭ. Формулировки, аргументы, комментарии. М.: Просвещение, 2008.

9. Опыты анализа художественного текста / Сост. Н.А. Шапиро. М.: МЦНМО, 2008.

10. Материалы сайта ФИПИ www.fipi.ru.


Просмотров: 197 | Загрузок: 65
Автор: Пономарева С.И.
Теги: русский язык
Предмет: Русский язык


Похожие образовательные материалы:
Всего комментариев: 0
avatar