Конспект к уроку "Исправление речевых и грамматических ошибок". Урок - практикум

Цель: 1) Вырабатывать навык нахождения и исправления речевых и грамматических ошибок.

Оборудование: запись на доске, дидактический раздаточный материал, тестовые задания, словарь Ушакова и Ожигова.

Ход урока.

Сообщение темы урока. Постановка целей и задач.

Анализ записи:  ;            5/5
Условные обозначения:

Ф – фактическая ошибка

С – ошибки в содержании:

             [ ] – лишнее

             V- пропуск

             Z – нужен абзац (кр. строка)

             Z – не нужен абзац

             < - расширить

- нарушена последовательность в изложении материала

             Р – речевые ошибки

             Г – грамматические ошибки

Анализ примеров фактической ошибки на доске и на слух:

В эпоху правления Петра Первого А.Н.Пушкин вышел на Сенатскую площадь против декабристов за свободу рабочих и крестьян.

- Ск. Фактических ошибок здесь допущено? Ответ обоснуйте, опираясь на точные факты. (вопрос группе)

Роман Алексея Толстого «Война и мир».
Роман фомы Мих. Достоевского..
Сыновья Тараса Бульбы – Андрей и Степан
Гл. герой романа «Отцы и дети» - Евгений Онегин
Чин следовал ему – он службу бросил

Групповая форма работы над речевыми ошибками

- Найдите ошибки и устно их исправьте. Дайте возможность высказаться 1-2 уч-ся от группы.

Ошибки, вызванные употреблением слова в несвойств. ему значений, ведут

к неточности речи.

В следующих предложениях найдите такие ошибки и устраните их. (карточки) на первую карту – 2 чел. (3 мин.); (польз. словарем).

Чтобы быть грамотным и с большим жаргоном слов, надо много читать.
Иллюстрации хорошо иллюстрируют главные эпизоды повести.
Надо иметь хорошего наставника, чтобы освоить профессию.
Художник подарил музею свой автопортрет.
В образе Базарова изображен типичный представитель революционеров-демократов 60-х годов.

Ошибки в смешении паронимов.

На доске:

Паронимы – разные по значению слова,  близкие по произношению или по родству корней.

Задание: выберете одно из двух, данных в скобках (вдох, вздох) сожаления (искусно, искусственно) рисовать. (невежда, невежа) в музыке. (слов. Даля!) Сообщения

(праздный, праздничный) образ жизни, (сытно, сыто) пообедать

Знакомство с грамматическими ошибками

Кол. Анализ предл. с гр. ошибками (по цепочке).
На доске: «Подъезжая к сией станции и глядя на природу в окно, у меня слетела шляпа»,- записал в жалобной книге один из Чеховских героев.

Какую грамматическую ошибку он допустил?

Деепричастие, как и глагол-сказуемое, должно относиться к одному и тому же подлежащему, указывать на действие одного и того же лица.

 

Эпиграфы: Без высокой культуры речи, без соблюдения норм речевого этикета нет культурного человека.

Вводное слово.В этом году мы изучаем русский язык, как предмет, готовимся к экзаменам. Вы должны показать высокий уровень развития речи, уровень культуры.

Взять словарь синонимов у Е.И. толк. словарь (подставьте ответ на вопрос об эпохе).

Выписка из словаря Даля (совр. время)

 

Без высокой культуры речи…

Урок – практикум. Работа над ошибками

Повышение культуры речи способствует….

 

Паронимы- (вздох, вдох) сожаление. Толк. слов.

Искусно, искусственно; невежда, невежа.

Выписка из словаря Даля.

Напечатать 5-6 карточек Е.П.

Исправьте ошибки, связанные с неправильным употреблением деепричасных оборотов.

День Онегина начинался с того, что, лежа в постели, ему несли разные приглашения.
Прочитав этот роман, меня, как живые, окружили его герои.
Подумав, ноги Чацкого сами направлялись к Софи.

Тестирование (по группам). (5 мин.)
Д/з.  По учебнику Гречко упр…

Редактирование текста

Итог: С каким чувством вы пришли на урок? А с каким уходите?
Вот мы и приблизились к сочинению, сделали шаг навстречу. Каким он был этот шаг? Трудный? Нужный? Важный?


Просмотров: 491 | Загрузок: 78
Автор: Генералова В.П.
Теги: грамматика
Предмет: Русский язык


Похожие образовательные материалы:
Всего комментариев: 0
avatar