Конспект и презентация по русскому языку "Учимся выполнять задания тестовой части ОГЭ-2015"

Цели:  

Образовательные:

- повторить, обобщить и систематизировать полученные знания, уметь применять их на практике при решении тестовой части ОГЭ;
- проверить знания, умения и навыки учащихся по данным темам;

Развивающие:
- развивать у учащихся умение логически мыслить и обобщать полученные факты;
- развивать умение работать как самостоятельно, так и в группе;
- формировать навыки исследовательской работы;
Воспитывающие:
- воспитывать любовь к  русскому языку;
- формировать навыки самоконтроля и взаимоконтроля.

 

Задачи:

- повторить теорию по орфографии, синтаксису, пунктуации, средствам

  выразительности языка;

- используя различные приёмы и методы, отработать  навыки выполнения тестовых заданий в форме ОГЭ;
- формировать психологическую установку на успешное решение тестовой части ОГЭ.

 

Оформление урока: мультимедийная презентация к уроку; оценочные листы для уч-ся в двух вариантах; заготовка «Цветок», магниты для доски; листы с домашним заданием в двух вариантах.

 

ПЛАН УРОКА:

1.Орг.момент.

2. Вступительное слово учителя.   Объявление целей и задач урока.

3. Проверка знания теории.  (Приём «Не прерви цепочку»).

4. Представление «героя» урока. (Чтение стихотворения о поснежнике.)

5. Кроссвордный диктант.

6. «Собери цветок»,  Работа в парах.

7.Релаксация. – Выполнение задания по пунктуации.

8. Работа со схемой.    Приём «ВЕРНО - НЕВЕРНО».

9.Рефлексия. (Приём «Незаконченное предложение»).

10.Домашнее задание.

 

ХОД  УРОКА:

1.Орг. момент.

2. Вступительное слово учителя:  (СЛАЙД № 2 )

 

- После долгого зимнего сна

Не спеша оживает природа,

И приходит царевна – Весна,

Открывая собой утро года.

 

Весна долгожданна, весна прекрасна, весна очаровательна. Но какая-то смутная тревога не отпускает, сжимает сердце, не даёт наслаждаться весной в полную силу… ( Щелчок по слайду, появляются 5  кошачьих портретов)  – Никого не напоминают вам эти испуганные взъерошенные котята? По-моему, именно так выглядит большинство девятиклассников при слове (ЩЕЛЧОК  ПО СЛАЙДУ)  «ОГЭ»… А как же хочется, чтобы и учителя, и ученики выглядели вот так ( ЩЕЛЧОК ПО СЛАЙДУ  ). Поэтому сегодняшний урок мы посвящаем не только весне, но и подготовке к решению большинства заданий тестовой части ОГЭ, чтобы встретить экзамен во всеоружии. ( СЛАЙД № 3)  Эпиграфом к уроку пусть станут слова китайского мудреца Конфуция. (СЛАЙД № 4)

3. -  Чтобы справиться с тестовыми заданиями, необходимо знание множества правил и понятий. Игра «Не прерви цепочку» поможет проверить, насколько прочны ваши знания теории.

( К доске приглашаются по 3 – 4 ученика от каждого ряда. Они выстраиваются в цепочку лицом к классу, держась за руки. Учитель по очереди задаёт им вопросы, ответивший правильно продолжает игру. Тот, кто ошибся, возвращается на место за партой. И так до последнего вопроса).

 

«НЕ  ПРЕРВИ  ЦЕПОЧКУ».

1. Чем отличаются друг от друга ССП и СПП?

2. Когда на конце приставки пишется З, а когда – С?

3.  Из каких частей состоит СПП?

4. Когда причастный оборот выделяется запятыми?

5. Как определить вид придаточного предложения?

6. Перечислите значения приставки ПРИ.

7. Назовите самые употребительные сочинительные союзы. А подчинительные?

8. Как на письме выделяются вводные слова? А как проверить, ВВОДНОЕ слово или нет?

9. Назовите значения приставки ПРЕ.

10. Когда не ставится запятая перед союзом И в ССП?

11. Перечислите виды подчинения в СПП с несколькими придаточными.

12. Как отделяются друг от друга части ССП и СПП? Где именно ставится запятая?

 

4. –  Да, главная цель нашего урока – подготовка к ОГЭ, но вот «герой» урока другой. Попробуйте догадаться, какой, а для подсказки, послушайте стихотворение:

 

Весна. На дереве грачи расселись шумной стаей,

Бегут прозрачные ручьи, и скоро снег растает.

Исчезнет почерневший наст, закрывший плоть земли,

И оживёт, как прежде, в нас предчувствие любви.

Не остудила наших чувств суровая зима,

И мы зовём прекрасных муз, пускаем их в дома.

А там, где солнце припекло, уже видна земля,

И в лунках робко и светло подснежники стоят.

И, пробиваясь сквозь снега, сквозь лёд и мерзлоту,

(О Господи, как жизнь хрупка!)

Подснежники цветут! (Наталья Васильева)

(Читает наизусть ученица на фоне СЛАЙДА № 5)

 

- Именно подснежники станут «героями» сегодняшнего урока. Пусть они подарят вам нежность и ощущение весны, пусть научат мужеству и умению преодолевать трудности.

Обратимся к оценочным листам. Пожалуйста,  выполните в нём задание № 1. В тексте прослушанного стихотворения пропущены именно те орфограммы и пунктограммы, знание которых понадобится вам при выполнении тестовой части. КАКИЕ ИМЕННО?

(Проверка  и объяснение через 1 минуту – щелчок по СЛАЙДУ № 5)

 

5. - Задание № 3 в тестовой части посвящено средствам выразительности языка. КРОССВОРДНЫЙ ДИКТАНТ поможет проверить, хорошо ли вы знаете определения средств выразительности. Итак, возвращаемся к оценочным листам. Задание № 2. Я читаю определение термина, ваша задача – написать название средства выразительности.

«КРОССВОРДНЫЙ ДИКТАНТ»

1)  Преувеличение.     (ГИПЕРБОЛА)

2) Употребление слова в переносном значении.     (МЕТАФОРА)

3) Яркое, красочное прилагательное.     (ЭПИТЕТ)

4) Уподобление одного предмета или явления другому.    (СРАВНЕНИЕ)

5) Устойчивое по составу и структуре и целостное по значению выражение. (ФРАЗЕОЛОГИЗМ)

6) Неживой предмет приобретает свойства живого.      (ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ)

 

- Вернёмся к стихотворению о подснежнике. Какое средство выразительности представлено в нём больше всего? (ЭПИТЕТ) Назовите метафоры  (ПЛОТЬ  ЗЕМЛИ; ЗИМА  НЕ  ОСТУДИЛА ЧУВСТВ), а олицетворения (ручьи бегут, исчезнет наст, оживёт предчувствие, подснежники стоят)

 

6. – Из чего состоит ОСНОВА ПРЕДЛОЖЕНИЯ?  Может ли она состоять из одного главного члена?  Задание «СОБЕРИ  ЦВЕТОК» поможет вам выполнить тестовые задания № 8 и 11.

 

(От каждого варианта к доске приглашаются по 2 ученика от первого и второго варианта, их задача – выбрать из лежащих на столе лепестков относящиеся к подлежащему (1 пара) и к сказуемому (2 пара) и прикрепить с помощью магнитов лепестки на доску).

Через минуту ученик- эксперт проверяет работу.

 

- Выполняем в оценочных листах задание № 3. (СЛАЙД № 6 )

 

7.  РЕЛАКСАЦИЯ. (СЛАЙД №  7 )

- Пусть эта прекрасная мелодия поможет вам выполнить задание  по пунктуации.

(Оценочный лист задание № 4)

 

8. – Что иллюстрирует эта схема?   (СЛАЙД № 8 )

Данная информация понадобится при выполнении тестового задания № 13.

Какой вид подчинения представлен в предложении на слайде?

- А теперь выполните задание № 5 в оценочном листе. (СЛАЙД № 9)

 (По окончании работы, оценочные листы сдаются на проверку.)

9. – В завершении урока я прошу вас продолжить одно из предложений. (СЛАЙД №  10)

10.  – На дом вы получаете задания, аналогичные рассмотренным на сегодняшнем уроке. (СЛАЙД № 11) Варианты Д/З раздаются ученикам.


Просмотров: 560 | Загрузок: 122
Автор: Горичная Н.Ф.
Теги: русский язык
Предмет: Русский язык


Похожие образовательные материалы:
Всего комментариев: 0
avatar