Конспект и презентация к уроку русского языка "Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с одним придаточным"

Цели: повторить знания уч-ся о строении СПП  и постановке знаков препинания в нем; проанализировать типичные задания ЕГЭ  частей А и В; закрепить умение находить CПП в тексте и определять вид придаточного.

                                                          Ход урока.

Сложноподчиненное предложение и его грамматические признаки

      Сложноподчиненными называются сложные предложения, в которых одно простое предложение по смыслу подчинено другому и связано с ним подчинительным союзом или союзным словом.
      Сложноподчиненное предложение (СПП) может состоять из двух и более простых предложений, одно из которых является главным, а остальные — придаточными предложениями. Придаточное предложение может стоять перед главным, после него или даже в середине.      Придаточные предложения служат для пояснения либо одного члена в главном предложении: Расскажи мне ту сказку, которую мама любила рассказывать, либо всего главного предложения в целом. Придаточные предложения присоединяются к главному с помощью подчинительных союзов, выражающих различные значения, или с помощью союзных слов. В отличие от союзов союзные слова не только связывают придаточные предложения с главным, но и являются членами придаточных
      Обычно бывает нетрудно определить, каким членом предложения является союзное слово.

Средства связи главной и придаточной частей в СПП

     Подчинительные   союзы

  Простые: что, чтобы, как, когда, пока, будто, словно, если, точно, едва, лишь, хотя, ибо и др.

 Составные: потому что, так как, оттого что, ввиду того что, в связи с тем что и др.

Союзные слова

 Относительные местоимения: что, кто, какой, который, каков, чей, сколько и др.

Местоименные наречия: где, как, когда, куда, откуда, почему и др.

Слова что, как, когда в СПП могут быть и союзами и союзными словами.

 

                                             Тренировочные упражнения

1.      Выделите главное и придаточное предложения. Обратите внимание на знаки препинания.

1.Было так темно, что на самом близком расстоянии невозможно было определить предметы (Л. Толстой). 2. Солнце ярко блеснуло ему в глаза, так что больно стало глядеть (Достоевский). 3. Хотя снегу не было сверху, над головой не виднелось ни одной звездочки (Л. Толстой). 4. Медведь так полюбил Никиту, что, когда он уходил куда-нибудь, зверь тревожно нюхал воздух (Горький). 5. Дня через три пришел ко мне Афанасий и спросил, не надо ли послать за доктором (Чехов). 6. Я зачитался до того, что, когда услыхал звонок колокольчика на парадном крыльце, не сразу понял, кто это звонит и зачем (Горький).

2.      Спишите сложноподчиненные предложения, вставив необходимый по смыслу простой союз или союзное слово. Расставьте знаки препинания.

      1. Известно__ в первый период своего творческого пути Пушкин был любим соотечественниками. 2. В высшей степени важно__  дети приучались еще с юных лет работать. 3. Чувство гуманности оскорбляется__  люди не уважают в других человеческого достоинства... 4. Напрасно Афанасий Иванович шутил и хотел узнать__  она так загрустила. 5. И лица их были такие измученные__  эти люди несли на себе непомерную тяжесть.

3.      Спишите предложения, расставив недостающие знаки препинания. Объясните постановку запятой между частями сложноподчиненного предложения.

      1. Воронежская пресса не устает писать о том что содержимое нашего водохранилища напоминает склад лаборатории по изготовлению химического и бактериологического оружия. 2. Аудиторская проверка установила что в компании отсутствует контроль за ведением бухгалтерского учета. 3. В рамках агропромышленной недели планируется провести две международные конференции на которых будут обсуждены проблемы внедрения прогрессивных технологий. 4. Следует отметить что Россия была одной из первых стран Европы которые в 1865 году создали общество защиты животных.

                                                              Тестовые задания

1.      В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?


      Вечером на веранде мы стали разбирать книги (1) среди (2) которых были любимые мною произведения Дюма, Грина, Скотта (3) а также (4) труды по философии и искусству.

а) 1, 2, 3

      б) 1,2,3,4

      в) 1,3

      г) 2,3

 

2.      В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?


      Многие путешественники (1) после долгого похода (2) во время (3) которого они бывают лишены многих удобств (4) испытывают приятное чувство отдыха в городской квартире.

      а) 2, 4 

      б) 1, 2, 3, 4

      в) 1, 2, 3

      г) 1, 3, 4

 

3.      В каком предложении допущена пунктуационная ошибка?

 

а) Он верил, что душа родная соединиться с ним должна.

б) Теперь особенно было заметно, как он высок ростом, подтянут и широк в плечах.

в) Чаще всего я возвращался, конечно, туда, где сидела девушка.

г) Князь Андрей подошел, погладил ее по голове и спросил отдохнула ли она от дороги.

 

4.      В каком случае на месте пропуска нужна запятая?

 

 а) В то время__ как мы собирались на рыбалку, отец с матерью еще спали.

 б) Бедный отец насилу решился спросить у дьячка__  была ли она у обедни.

 в) Родник, вода__ которого так пришлась мне по вкусу, был в глубине леса.

 г) Музыканты проявили огромное упорство, особенно__ когда пришлось отстаивать программу концерта.

 

5.      В каком случае на месте пропуска нужна запятая?

 

а) По мере того__ как приближалось время отъезда, мне становилось все грустнее.

б) С тех пор как я расстался с деревней__ это раздолье не переставало сниться мне.

в) В лесу было тихо, несмотря на то__  что солнце уже поднялось.

 г) Коли ты__ в самом деле__ желаешь мне добра, так отпусти в Оренбург.

 

                                                Работа с учебником

1.      Построить схемы предложений: упр. 481.

2.      Расставить знаки препинания: упр. 482.

Д/З п.96, упр. 480


Просмотров: 321 | Загрузок: 66
Автор: Бауло Е.М.
Теги: сложноподчиненное предложение, знаки препинания
Предмет: Русский язык


Похожие образовательные материалы:
Всего комментариев: 0
avatar