Конспект и презентация к уроку русского языка "Знаки препинания и их функции"

Цели:

систематизировать и обобщить знания о знаках препинания и их функциях;

закрепить умение определять функцию знаков препинания в предложении, приводить примеры предложений на изученные пунктограммы;

 развивать речь учащихся;

ознакомить учащихся  с критериями оценивания сочинения-рассуждения.

Работа по развитию речи: составление предложений и устного высказывания на лингвистическую тему.

Повторение структуры сочинения-рассуждения и изученных пунктограмм .

 

Ход урока

Оргмомент.

Цели урока.

Слово учителя.

- Ребята, третьей частью экзаменационной работы по русскому языку является написание сочинения-рассуждения на лингвистическую или морально-этическую тему.

Сочинение-рассуждение имеет определённую структуру.

(Учащиеся вспоминают структуру сочинения-рассуждения: тезис, аргументы, вывод).

(Учитель знакомит с критериями оценивания сочинения –рассуждения)

Работа по теме урока

Функции знаков препинания

- Ребята, давайте, прежде всего, вспомним, что такое пунктуация. (Слайд 2)

Учащиеся ведут записи в тетрадях.

- Какие же функции могут выполнять знаки препинания?

(Слайд 3)

                       (Слайд 4)

Завершающие знаки: точка, вопросительный и восклицательные знаки, многоточие –  выступают всегда в одной и той же функции – обозначают конец предложения.  Они также отражают целенаправленность высказывания.

(Учащиеся приводят собственные примеры предложений повествовательных, вопросительных, восклицательных)

                        (Слайд 5)

Разделительные знаки: запятая, точка с запятой, тире, двоеточие – употребляются между однородными членами предложения, между частями сложного предложения, в предложениях с прямой речью.

(Предложения записываются в тетради)

                         (Слайд 6)

Выделительные знаки: запятая, тире, скобки, кавычки – употребляются при обращениях, вводных конструкциях, обособленных членах предложения, в предложениях с прямой речью. Выделительные знаки являются парными.

(Учащиеся приводят примеры предложений и записывают их в тетради)

 

Место, положение знаков препинания

(Слайды 7,8,9,10,11)

(Работа с таблицей, которая даёт прекрасный ориентир в работе над текстом: ученик должен объяснить тот или иной знак, соотнеся его с пунктом таблицы; объяснить условия постановки знака, его функцию)

(1)Я помню, как однажды, когда была в доме родителей, мне не спалось. (2)Стояла поздняя осень, за окном лил сильный дождь, стучало железо на крыше. (3) Я просто не могла заснуть от тоски, которая подступала к сердцу, накатывала, измучивала, от щемящей мысли, что все мы, люди, несчастны. (4)Да, несча­стны, ибо не ведаем, что делаем, чего хотим, надеясь жить на земле вечно. (5)В такие минуты думаешь о какой-то безысход­ности...

     (6)Шёл уже первый час ночи, когда я вышла на кухню, чтобы успокоиться. (7)А на кухне горел свет, потому что там был отец, который писал очередную статью. (8)Отец часто ра­ботал по ночам, и сейчас он подошёл к окну покурить. (9)Об­локотившись о подоконник, отец смотрел на дождь, на стекло в потёках, а услышав мои шаги, выпрямился и обернулся. (10)Его лицо показалось мне таким бледным, старым, беспо­мощным, морщины такими усталыми, что я чуть не подумала о самом страшном. (11)Может, он болен и скоро умрёт?

(12)Мне стало невообразимо жаль его, и я сказала, едва сдер­живая слёзы:

     (13) — Вот, папа, мы с тобой не можем заснуть, и оба мы несчастливы.

     (14) — Несчастливы?! — повторил он удивлённо.

     (15)И тут отец заморгал своими добрыми глазами, посмотрел на меня, вроде бы ничего не понимая.

     (16) — Что ты, милая! (17)0 чём ты, Надежда?.. (18)Все живы, нет войны, все в сборе в моём доме — вот я и счаст­лив!

     (19)Я всхлипнула, а он обнял меня, как маленькую. (20)Ему всего и нужно, чтобы мы были все вместе. (21)И он готов ради этого работать день и ночь, трудиться не покладая рук.

     (22)А когда я уезжала к себе на квартиру, одинокую, холод­ную, они, мать и отец, стояли на лестничной площадке, и пла­кали, и махали, и повторяли мне вслед:

     (23) — Мы любим тебя, мы любим тебя!

     (24)На душе потеплело.

     (25)Как много и мало нужно человеку для счастья!

(По Ю. Бондареву)

Устное высказывание на лингвистическую тему

(Слайды 12, 13, 14)

Учащиеся, опираясь на структуру сочинения-рассуждения, руководствуясь критериями оценивания сочинения-рассуждения готовят устное высказывание на тему: «Зачем нужна пунктуация?»

Учитель знакомит учащихся с образцом сочинения (Слайд 15)

Домашнее задание

Напишите сочинение-рассуждение на тему

«Зачем нужна запятая?»


Просмотров: 332 | Загрузок: 77
Автор: Попова Е.В.
Теги: знаки препинания
Предмет: Русский язык


Похожие образовательные материалы:
Всего комментариев: 0
avatar