Конспект и презентация к уроку русского языка в 9 классе «Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему»

Цель: Подготовка к государственной итоговой аттестации.

Задачи:

1. Совершенствовать навык написания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему.

2. Повторение навыков орфографии.

3. Написание сочинения-рассуждения.

4. Посредством анализа сочинений-рассуждений увидеть и не допустить подобных ошибок в своих работах.

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, презентация основных учебных материалов.

Ход урока № 1:

Слайд 1. Учитель: Сегодня на уроке мы готовимся к написанию сочинения-рассуждения на лингвистическую тему. Что такое лингвистика? (Лингвистика – это наука о языке.) Что предполагает сочинение на лингвистическую тему? (Рассуждение по вопросам языкознания.)

Слайд 2.  «Прежде чем написать, я задаю себе три  вопроса: что    хочу  написать,   как написать   и   для   чего написать»,  - говорил  М. Горький. Так и в сочинении-рассуждении выделяются три части:

- тезис - это главная мысль автора текста, которую нужно доказать или опровергнуть;

- доказательства (или опровержения), т.е. аргументы, приводимые в поддержку тезиса: факты, примеры, утверждения;

- вывод, или заключение.)

Слайд 3. К каждой части предъявляются определенные требования. Тезис должен быть доказуемым и четко сформулированным. Начать сочинение-рассуждение вам помогут клише. Необходимо четко определить, что именно необходимо доказать. Предположим, необходимо доказать важную роль знаков препинания в русском языке. С каких слов возможно начать работу?

Слайд 4. Вторая часть сочинения-рассуждения – доказательства или опровержения тезиса. Перед вами – клише. Прежде чем писать сочинение-рассуждение, необходимо вспомнить правила русской пунктуации, орфографии. Попробуйте доказать предыдущую тему сочинения. Какие слова вам помогут? 

Слайд 5. Привести примеры, или аргументировать ответ вам помогут следующие слова. Аргументы должны быть убедительными. Чем яснее они изложены, тем неотразимее все рассуждение.

Слайд 6. В сочинении-рассуждении важен вывод. Он должен звучать в утвердительной форме. Используются для этого клише. Вывод должен быть бесспорным. Стоит не забывать об объеме сочинения-рассуждения.

Слайд 7-8. Чтение текста.

Слайд 9. Выполнение задания слайда. (Кроме слайда на экране, у учащихся текст в печатном виде).

После выполнения задания учащиеся зачитывают свои сочинения-рассуждения. Анализ работ: учащиеся высказывают свое мнение, доказывают свою точку зрения.

Д/з:

- запомнить алгоритм написания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему;

- подготовить устное сочинение-рассуждение на тему «Для чего нужны знаки препинания в русском языке?», привести примеры.

 

Ход урока № 2:

Повторение алгоритма написания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему.

Анализ устных сочинений-рассуждений.

Слайд 10. Чтение текста слайда и выполнение задания.

Анализ работ.

Слайд 11. Чтение текста.

Слайд 12. Написание сочинения-рассуждения по тексту.

Домашнее задание:

написать сочинение-рассуждение по предложенному тексту.

 

Литература:

«Готовимся к ГИА по русскому языку в 9 классе». Иванова С.Ю., «Дрофа», 2008 г.
«Сборник текстов для подготовки к ГИА» Пахнова Т.А., «Дрофа», 2009 г.


Просмотров: 377 | Загрузок: 68
Автор: Васильева Н.М.
Теги: сочинение
Предмет: Русский язык


Похожие образовательные материалы:
Всего комментариев: 0
avatar