Конспект и презентация к уроку русского языка "Учимся писать сочинение-рассуждение"

Цели урока: Совершенствовать связную письменную речь учащихся; развивать логическое мышление учащихся; совершенствовать навык построения текста-рассуждения, умение аргументировано излагать свою точку зрения.
Оборудование: Наглядное пособие (таблица «Композиционные особенности текста-рассуждения»); раздаточный материал; презентация к уроку, компьютер, проектор, интерактивная доска.
… Для того чтобы усовершенствовать ум, надо больше размышлять, чем заучивать.
Р. Декарт
Ход урока
I. Слово учителя (после прочтения и комментирования эпиграфа к уроку). Наш
сегодняшний урок посвящен одному из трех типов речи – рассуждению. Знание
композиционных особенностей текста-рассуждения необходимо для написания
сочинения по ЕГЭ. Вы должны уметь аргументировано излагать свою точку
зрения, соглашаясь или не соглашаясь с автором исходного текста.
II. Рассматриваем и анализируем содержание таблицы.
Таблица
Композиционные особенности текста-рассуждения
□ Тезис (положение, которое надо доказать)
□ Аргументация (доводы, доказательства)
Аргументами являются
• пословицы, поговорки;
• цитаты;
• факты, события;
• примеры из личной жизни;
• примеры из художественной литературы.
□ Вывод (общий итог)
Пример
Тезис: Относится к музыке как к развлечению – это огромное заблуждение.
Аргументы (потому что):
• музыка делает человека лучше
• музыка приносит утешение, пробуждает эмоции;
• музыка рождает в человеке добрые чувства.
Вывод: Музыка – могуче средство духовного обогащения
Учитель обращает внимание учащихся на количество аргументов: требуется три
аргумента.
III. Работа с раздаточным материалом
Карточка 1
Дадим мир планете Земля!
Мир – это твердая уверенность отцов и матерей, что их дети вырастут здоровыми и
счастливыми.
Мир – это поля, покрытые не черным пеплом, золотом спелых колосьев.
Мир – это смех детей и молчание пушек.
Пушки мы оставим только для праздничных салютов.
Дадим мир планете Земля!
Задания к тексту
1. Определить тип речи. Докажите правильность своего выбора.
2. Измените текст
а) так, чтобы он начинался с тезиса;
б) используйте вводные слова для последовательного изложения аргументов (во-первых;
во-вторых; в-третьих и т. п.)
В качестве тезиса девятиклассники могут предложить такую фразу: «Главное на планете Земля мир»
3. Можете ли вы привести свои аргументы к данному тезису?
Карточка 2
Процесс создания текста – это всегда творчество, одновременно и радостное, и
мучительное. Именно с этим связано понятие «муки слова». Особенно это относится к
началу текста (зачину). Горький говорил: «Труднее всего начало, именно первая фраза.
Она, как в музыке, дает тон всему произведению, и обыкновенно ее ищешь весьма
долго…» Другой писатель XX века, М. Осоргин, вспоминал, как мучительно он искал то
слово, то предложение, которое помогло бы ему «развязать клубок мыслей и стать
началом рассказа» (обратим внимание на точно найденный образ – клубок мыслей).
Именно об этом писал и И. А. Бунин: «Первая фраза имеет решающее значение. Она
определяет… звучание всего произведения в целом. И вот еще что. Если этот
изначальный звук не удастся взять правильно, то неизбежно или запутаешься и
отложишь начатое, или отбросишь начатое, как негодное».
Задания.
1. Прочитать текст выразительно.
2. Какова роль цитирования в тексте?
3. Продумайте, как можно этот текст продолжить. Напишите заключительную часть
текста (так, чтобы она содержала вывод и соотносилась («перекликалась») с
началом текста.
Карточка 3
Нетрудно заметить, что художники всех времен и народов, создавая свои пейзажные
картины, почти никогда не изображали на холстах природу, лишенную признаков
человеческой деятельности. Там мостик, там часовенка, церковь, прясло, замок,
деревенька, лодка, всадник, тропинка, дорога, маяк, парусное судно, пасущиеся коровы,
вспаханное поле, сад, ветряная мельница, водяная мельница, дымки над крышами… Какие
бы то ни было признаки человеческой деятельности.
Отчасти это объясняется тем, что землю и правда чаще всего мы видим затронутой
человеком. Главное же в том, что человеческая деятельность до определенного рубежа
оживляла и облагораживала красоту земли, привносила такие штрихи и детали,
которые делали красоту земли одухотвореннее, ближе нашему сердцу и – если не
бояться такого вовсе уж не научного слова – милее.
(В. Солоухин. Цивилизация и пейзаж)
Задания
1. Определите проблему текста. (Учащиеся должны знать, что проблема – вопрос
,который требует исследования.)
2. Прокомментируйте эту проблему (т. е. подумайте о том, насколько актуально то, о
чем пишет автор, кому и в каких ситуациях приходится сталкиваться с подобной
проблемой).
3. Выразите свое согласие или несогласие с автором текста.
4. Аргументы запишите в тетрадь, обсудите их с одноклассниками.
Карточка 4
Я ц…ню книгу. Без книги (н…) мыслю н… жизни н… работы. Каждая прочита(н, нн)ая
книга (не) пр…енно дает толч…к для работы раздумий оставляет след в душе. Это одна
из форм разговора с умным человеком, когда рождаются новые мысли, очень важные,
пр…ясняющие некоторые вопросы над которыми мучаеш(?)ся и как писатель и как
человек. Поэтому чтение для меня (не) обходимо, имеет просто практическое значение.
Писатель для меня это собеседник, в споре ли, в согласи… с которым проясняются
собстве(н, нн)ые мысли, занов… рождаются и углубляются.
(Ф. Абрамов)
Задания
1. Объяснить орфограммы и пропущенные знаки препинания.
2. Сформулируйте тезис, выделите аргументы, найдите в тексте вывод, который
делает Федор Абрамов.
IV. Подведение итогов урока
Учащиеся отвечают на вопросы:
В чем особенность композиции текста-рассуждения?
Какое количество аргументов требуется в сочинении-рассуждении на ЕГЭ?
Что является проблемой текста?
Какая связь существует между тезисом и выводом?
V. Задание на дом
Аргументируйте свое мнение по проблеме «Выбор будущей профессии – дело
ответственное»


Просмотров: 379 | Загрузок: 68
Автор: Величко И.Л.
Теги: сочинение
Предмет: Русский язык


Похожие образовательные материалы:
Всего комментариев: 0
avatar