Конспект и презентация к уроку русского языка "СПП с придаточными времени"

Цели (образовательная, развивающая, воспитательная) учебного занятия:

Познакомить учащихся с особенностями структуры сложноподчинённых предложений с придаточными времени;
Научить учащихся:

а) распознавать придаточные времени;

б) отличать их от других видов придаточных предложений;

в) определять их место в сложноподчинённом предложении;

г) правильно ставить знаки препинания в сложноподчинённых предложениях с придаточными времени.

3. Развивать у учащихся внимательность, умение быстро находить СПП с придаточными времени.

4 Воспитывать у учащихся интерес к урокам русского языка, используя занимательный материал.

 

Оборудование: компьютерный класс (локальная сеть); презентация  Power Point, электронный учебник: «Уроки русского языка Кирилла и Мефодия» 9 класс

Дидактические материалы к учебному занятию: карточки.

Ход учебного занятия:

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организация проверки домашнего задания.

1 группа – сильные учащиеся; 2 группа – средние учащиеся; 3 группа – слабые учащиеся.

 

1 группа (упр. 138):

Задание: по данным схемам составить СПП, определить значения придаточных.

   …туда  ,  где…  .         2)      …сущ.  ,  где…  .

3)     Там,  где…  ,…  .         4)      …сущ.  ,  куда…  .

5)     …глаг.  ,  куда…  .

 

2 группа (упр. 137):

Задание: дополнить главные предложения придаточными с союзным словом где. Какие это придаточные?

Теплоход остановился у того берега…
 Мы не знали…
Город Астрахань стоит там…

 

3 группа (упр. 136):

Задание: перестроить простые предложения в СПП, заменяя выделенные второстепенные члены придаточными места.

Город Коломна находится при впадении реки Москвы в Оку.
Все бросились к месту приземления самолёта.
Лодка с силой ткнулась в берег у крутого поворота реки.

 

Беседа с классом.

Какое предложение называется сложноподчинённым?
На что указывают придаточные предложения места?
На какие вопросы отвечают придаточные места?
С помощью чего прикрепляются придаточные места? Приведите примеры.

 

Проверка упр.138, 137, 136.

Учащиеся 1 группы читают составленные по схемам СПП, называют значения придаточных;

 Учащиеся 2 группы читают получившиеся предложения, называют значения придаточных:

1) Теплоход остановился у того берега, где была подходящая пристань. (Определительное).

2) Мы не знали, где хранятся секретные материалы. (Изъяснительное.)

3) Город Астрахань стоит там, где Волга впадает в Каспийское море. (Место.)

 

Учащиеся 3 группы читают получившиеся СПП с придаточными места.

1) Город Коломна находится там, где река Москва впадает в Оку.

2) Все бросились туда, где приземлился самолёт.

3) Лодка с силой ткнулась в берег там, где река круто поворачивала.

 

Отвечают на вопросы учителя.

 

«Третье лишнее».

Задание: 1) вставить пропущенные буквы, объяснить выбор орфограммы; 2) какое предложение не является СПП с придаточным места?

Где умирает надежда, там возникает пустота. (Леонардо да Винчи.)
В том месте, где зашло солнце, небо ещё рдело багряными полосами.

3) Там, где днём были лужи, теперь трещал под ногами ледок.

 

Учащиеся вставляют пропущенные буквы, объясняя условия выбора.
Находят предложение, которое не является СПП с придаточным места.

       В том месте, где зашло солнце, небо ещё рдело багряными полосами.

Задание: по лексическому значению определить, какое это слово и подчеркнуть.

1-е слово – одной сплошной чертой; 2-е – двумя сплошными чертами; 3-е – пунктирной линией; 4-е – пунктирной линией с точками; 5-е – волнистой линией.

Экология – наука, которая занимается охраной и восстановлением окружающей природы.

Президент –название руководителя, главы государства.

Экологический – имя прилагательное, образованное от слова, обозначающего науку, занимающуюся охраной и восстановлением окружающей природы.

Опера – музыкально-драматическое произведение, предназначенное для исполнения в театре, а также театральное представление, в котором действующие лица поют в сопровождении оркестра.

Балет – театральное представление, состоящее из танцев и мимических движений, сопровождаемых музыкой.

Учащиеся определяют по лексическому значению слово и подчёркивают его:

экология;
президент;
экологический;
опера;
балет.

 

 Анализ предложений:

 Мы прибежали на вокзал, когда поезд уже отправился.
Не двинусь с места никуда, пока не наслушаюсь досыта незатейливой родниковой чистотой песенки.
Как стемнеет, устроим привал.

 

Работа с таблицами «Придаточные времени».

Таблица № 1

 

Таблица № 2

1. Содержат: указание на время совершения действия, о котором говорится в главном предложении.

2. Отвечают на вопросы: когда? как долго? с каких пор? до каких пор? на сколько времени?

3. Используются союзы и союзные слова: едва, едва только, как только, пока, чуть, как, прежде, после того как, прежде чем, в то время как, с тех пор как (с тех пор, как), до тех пор как (до тех пор, как).

4. Место по отношению к главному предложению: любое.

Учащиеся вместе с

учителем анализируют предложения.

 

Работают с таблицами

 и отвечают на вопросы учителя.

В каком сложноподчинённом предложении есть

придаточное времени?

1. Вся комната вдруг потемнела, точно в ней задёрнулись занавески. (Сергеев-Ценский).

2. Как только стало светать, мы двинулись дальше. (Катаев).   

3. Границы, где равнины соприкасаются с горами, обозначены чрезвычайно резко. (Каверин).

Работа с учебником.

УПРАЖНЕНИЕ № 140
Составьте схемы 2, 3, 4, 5 и 6-го предложений.

 

Находят СПП с придаточным времени:

    Как только стало светать, мы двинулись дальше. (Катаев).

 

Учащиеся  выполняют упр. № 140, составляют схемы 2, 3, 4, 5 и 6-го предложений.

2)    Пока…  ,             .

3)    Когда…  ,           .

4)    Как только   ,          .

5)     …того  ,  как…  .

6)    В то…  , как…  , …  .

Анализ предложений (СПП с придаточными времени,  СПП с придаточными, внешне сходные с ними):

Таблица 1.

Но самое трудное нас ожидало в лесу, когда мы вышли на поляну. (Придаточное времени).
Скажите, когда отправляется поезд? (Придаточное изъяснительное.)

Таблица 2.

Но самое трудное нас ожидало в лесу, когда мы вышли на поляну. (Придаточное времени).

Бывают осенние ночи, оглохшие и немые, когда безветрие стоит чёрным лесистым краем. (Придаточное определительное.)

Учащиеся анализируют предложения, определяют вид придаточного.

 

Время

Цель этапа

Компетенции

Методы

Формы

Используемые ЦОРы

знания

умения

В каком сложноподчинённом предложении есть придаточное времени?

1. Витька страшно не любил, когда ему напоминали об этом.

2. Познаём друзей и близких в час, когда грозит беда.

3. Когда наступили сумерки, пришлось вернуться домой.

Работа с учебником.

УПРАЖНЕНИЕ № 145.
Составьте схемы 1, 2 и 3 -го предложений из п. I.

 

Находят СПП с придаточным времени:

   Когда наступили сумерки, пришлось вернуться домой.

 

Учащиеся  выполняют упр. № 140, составляют схемы 1, 2, и 3-го предложений из п. I:

1)    …там  ,  откуда…  .

2)    …с той  ,  откуда…  .

3)                 ,  когда…  ,         .

Проверочная работа (разноуровневая)

1 группа – сильные учащиеся; 2 группа – средние учащиеся; 3 группа – слабые учащиеся.

1. Деревня где скучал Евгений была прелестный уголок.

2. Когда ты шутишь я смеюсь.

3. Идём-ка домой пока погода окончательно не испортилась.

Задания:

Группа 1. Выпишите, расставляя знаки препинания, сложноподчинённые предложения с придаточным времени, охарактеризуйте данный тип предложений.

Группа 2. Выпишите, расставляя знаки препинания, сложноподчинённые предложения с придаточным времени, составьте схемы.

Группа 3. Спишите предложения, расставляя знаки препинания, составьте их схемы.

 

Выполняют упражнения по группам.

Группа 1

1. Когда ты шутишь, я смеюсь.

2. Идём-ка домой, пока погода окончательно не испортилась, идём-ка домой.

Придаточные времени отвечают на вопросы когда?  как долго с каких пор?  до каких пор?
Придаточные времени относятся ко всей главной части.
Указательных слов, как правило, в главном предложении нет.
Средство связи – союзы (простые и составные).
Главное и придаточное предложения можно поменять местами.

Группа 2.

1. Когда ты шутишь, я смеюсь.    

(Когда…  ), [    ].

2. Идём-ка домой, пока погода окончательно не испортилась, идём-ка домой.

[    ], (пока…  ).

Группа 3

1. Деревня, где скучал Евгений, была прелестный уголок.

[    ,(где…  ),   ].

2. Когда ты шутишь, я смеюсь.

(Когда…  ), [    ].

3. Идём-ка домой, пока погода окончательно не испортилась.

[    ], (пока…  ).

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Подведение итогов урока
Проводится инструктаж по домашнему заданию – упр.146.
Словарные слова записать в «Словарик современного школьника».
Разбор случаев, вызвавших затруднение у учащихся.

Слушают, записывают домашнее задание.
Задают вопросы по наиболее трудным случаям.

 

Литература:

1.Учебник: Бархударов С.Г., Максимов Л.Ю. и др.,  Русский язык: Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2006 г.

2.Методические рекомендации к учебнику для 9 класса: Бархударов С.Г., Максимов Л.Ю. и др.,   – М.: Просвещение, 2006г.


Просмотров: 660 | Загрузок: 97
Автор: Спицина О.Б.
Теги: сложноподчиненное предложение
Предмет: Русский язык


Похожие образовательные материалы:
Всего комментариев: 0
avatar