Конспект и презентация к уроку русского языка "СПП с придаточными условными"

Цели (образовательная, развивающая, воспитательная) учебного занятия:

Познакомить учащихся с особенностями структуры сложносочинённых предложений с придаточными условными;
Научить учащихся:

а) находить СПП с придаточными условными в тексте; знать, на какие вопросы они отвечают;

б) отличать СПП с придаточными условными от СПП с придаточными, внешне сходными с ними;

б) использовать  СПП с придаточными условными в речи.

Развивать у учащихся внимательность, совершенствовать пунктуационные  навыки.
 Воспитывать у учащихся интерес к урокам русского языка, используя занимательный материал.

 

Оборудование: компьютерный класс (локальная сеть); презентация  Power Point, электронный учебник: «Уроки русского языка Кирилла и Мефодия» 9 класс.

Дидактические материалы к учебному занятию: карточки, учебник.

Ход учебного занятия:

Организация проверки домашнего задания (упр. 146)    Голоса степи.

Прочитать слова с пропущенными буквами.

Далеко-далеко, раскинулась, не покрытая, ни строениями, ни лесами, ничем, поросли, сеяных,

тяжёл, неспокоен, пустынных, равнинах, не проникали, ни забрели, рокочущая.

Выбрать и прочитать СПП с придаточными времени.

Днём, когда знойный воздух тяжёл и не спокоен, только и слышен ветер. И лишь вечером, когда воздушный океан, омывающий землю, постепенно успокаивается в прозрачной тишине, становятся слышны и другие звуки.

 

Беседа с классом.

Какое предложение называется сложноподчинённым?
 Перечислите виды сложноподчинённых предложений.
На какие вопросы отвечают придаточные времени?
С помощью чего прикрепляются придаточные времени? Приведите примеры.

Учащиеся читают слова из упражнения № 146, объясняют условия выбора орфограммы.

 

Учащиеся читают из упр. 146  СПП с придаточными времени, объясняя постановку знаков препинания.

 

 Учащиеся отвечают на вопросы учителя, приводят примеры.

 

Синтаксический разбор предложения.

С тех пор как вечный судия

Мне дал всеведенье пророка,

В глазах людей читаю я

Страницы злобы и пророка.

 

По данным схемам составить СПП с придаточ-

ными времени, используя следующие слова (по выбору): ПРЕЗИДЕНТ, ЭКОЛОГИЯ, ОРАНЖЕРЕЯ, ТРАДИЦИЯ, РЕЗУЛЬТАТ.

       , (когда…).
(Пока…),            .
(Как только…),            .

Учащиеся производят синтаксический разбор предложения.

 

Учащиеся по данным схемам составляют СПП предложения с придаточными времени.

 

Анализ предложений:

Настроение улучшится, если погода наладится.
Настроение улучшится, потому что погода наладится.
Настроение улучшится, даже если погода не наладится.

 

если (если…то), если бы, как скоро, раз, коли, когда (= если)

 

Таблица № 2

1. Содержат: условие, при котором протекает или может  протекать действие главного предложения.

2. Главное предложение может начинаться с частиц ТО и ТАК.

3. Отвечают на вопросы: при каком условии?

4. Используются союзы: если (если… то), если бы, как скоро, раз, коли, ежели, когда (= если).

5. Место по отношению к главному предложению: любое.

Учащиеся вместе с

учителем анализируют предложения.

 

Работают с таблицами

 и отвечают на вопросы учителя.

 

Установить, усвоили или нет учащиеся содержание новых понятий, устранить обнаруженные пробелы

 

знать особенности СПП с придаточными условными, отличительные признаки СПП с придаточными условными от СПП с придаточными,  по форме сходными с ними.

уметь применять 

полученные знания на практике.

презентация Power Point Слайд № 10, 11

 

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

 

Конструирование предложений (по группам).

Задание: по данным схемам и словам составить предложения с придаточными условными.

I группа (сильные) : все предложения;

II группа (средние): 2 предложения по выбору;

III группа (слабые): 1 предложения по выбору.

а) Хотелось, мне, бы, вы, возражаете, не, если, встретиться, во, вами, вторник, с.

          , (если…).

б) Нет, что-то, писем, так, раз, случилось, долго.

 (Раз…),                 .

в) Встать, капает, с, ветки, каждой, если, ветлы, под, дождь, обильный.

       , (если…),          .

Учащиеся составляют

 предложения:

1. Мне бы хотелось встретиться с вами во вторник, если вы не возражаете.

2. Раз так долго нет писем, что-то случилось.

3. С каждой ветлы, если встать под ветки, капает обильный дождь.

 

Анализ предложений (СПП с придаточными условными,  СПП с придаточными, внешне сходные с ними):

Таблица 1.

Когда все виноваты, тогда никто не виноват. (Придаточное условное).
Когда солнце поднимается над лугами, я невольно улыбаюсь от радости. (Придаточное времени).   

Таблица 2.

Человек не может жить, когда не верит в завтрашнее  счастье. (Придаточное условное).
Витька страшно не любил, когда ему напоминали  об этом. (Придаточное изъяснительное).

Таблица 3.

В августе мы поедем на Кавказ, когда сможем достать путёвки. (Придаточное условное).
Цветение шиповника совпадает с самыми короткими ночами, когда соловьи гремят в росе.

(Придаточное определительное).

Учащиеся анализируют предложения, определяют вид придаточного.

 

 Задание: записать сложноподчинённые предложения, расставляя знаки препинания, в два столбика: первый – с придаточными условными, второй – с другими придаточными (определить вид).

1. Когда голова у кого пуста, то голове ума не придадут и места.

2. Учитель сказал, когда нам нужно вернуться.

3. Когда я открыл окно, моя комната наполнилась запахом цветов.

4. Когда труд удовольствие, жизнь хороша.

 

Выполняют задание самостоятельно.

СПП с придаточными

условными:

 1. Когда голова у кого

пуста, то голове ума не

придадут и места.

2. Когда труд

удовольствие, жизнь

хороша.

СПП с придаточными,

внешне сходными с ними:

1. Учитель сказал, когда нам нужно вернуться.  (СПП с придаточным изъяснительным.)

2. Когда я открыл окно, моя комната наполнилась запахом цветов. (СПП с придаточным времени.)

 

Выполнить упражнение № 153.

 

Дополнительное задание. Работа в группах с

раздаточным материалом.

группа (сильные учащиеся): карточка № 1.
: обозначьте границы главного и придаточного условного в сложноподчинённых предложениях, расставьте запятые; выпишите союзы, с помощью которых связываются придаточные условные с главными; составьте схемы предложений.

1. Я послал бы Вам даже солнце если бы оно принадлежало мне. (Чехов.)

2. Не стыдись говорить коли правду хочешь объявить. (Пословица.)

3. Каждый двенадцатый если верить статистике имеет собаку. (Л. Пучков.)

4. Коль пришёл проходи в избу.

 

группа (средние учащиеся): карточка № 2
  расставить знаки препинания, начертить схемы предложений.

1. Когда голова у кого пуста то голове ума не придадут и места. (Пословица.)

2. Если бы я не знал вас то подумал бы о вас плохо.

3. Было бы совсем худо кабы не охота.

 

группа (слабые учащиеся): карточка № 3
: расставить знаки препинания.

Пока я ходить умею пока глядеть я умею пока дышать я умею я буду идти вперёд. (Арсеньев.)

Учащиеся выполняют

упражнение №153.

Учащиеся выполняют

дополнительные задания, работая в группах.

 

Подведение итогов урока.

Проводится инструктаж по домашнему заданию – п. 12, упр. 154.

 Разбор случаев, вызвавших затруднение у учащихся.

Слушают, записывают домашнее задание.

Задают вопросы по наиболее трудным случаям.

 

Литература:

1.Учебник: Бархударов С.Г., Максимов Л.Ю. и др.,  Русский язык: Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2006 г.

2.Методические рекомендации к учебнику для 9 класса: Бархударов С.Г., Максимов Л.Ю. и др.,   – М.: Просвещение, 2006г.


Просмотров: 336 | Загрузок: 88
Автор: Спицина О.Б.
Теги: сложноподчиненное предложение
Предмет: Русский язык


Похожие образовательные материалы:
Всего комментариев: 0
avatar