Конспект и презентация к уроку русского языка "СПП с придаточными места"

Цели (образовательная, развивающая, воспитательная) учебного занятия:

Познакомить учащихся с особенностями структуры сложноподчинённых предложений с придаточными места;
Научить учащихся:

а) находить СПП с придаточными места в тексте, знать, на какие вопросы они отвечают;

б) отличать СПП с придаточными места от СПП с придаточными, внешне сходными с ними.

Продолжить работу по подготовке к итоговой аттестации на основе комплексного анализа текста.
Развивать у учащихся внимательность, совершенствовать пунктуационные навыки;
 Воспитывать у учащихся интерес к урокам русского языка, используя занимательный материал.

Оборудование: компьютерный класс (локальная сеть); презентация  Power Point, электронный учебник: «Уроки русского языка Кирилла и Мефодия» 9 класс.

Дидактические материалы к учебному занятию: материал к подготовке к итоговой аттестации, учебник, разноуровневые тесты.

Ход учебного занятия:

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организация проверки домашнего задания (упр. 125)

Задание: назвать придаточные обстоятельственные, определить их вид.

Где ранее было устье реки. (Места)
Куда ни взглянешь. (Места)
Когда мы достигли вершины горы. (Времени)
Как только мы отошли от бивака. (Времени)
Если представляет себе тайгу в виде рощи. (Условия)
Потому что вдруг стало темно. (Причины)
Чтобы оттуда осмотреть окрестности. ( Цели)
Что мне не хотелось от них отделяться. (Степени)
Что даже осины замерли и не дрожали листьями. (Степени)

 

Беседа с классом.

Какое предложение называется сложноподчинённым?
 Перечислите виды сложноподчинённых предложений.
Какое предложение называется придаточным определительным?
Какое предложение называется придаточным изъяснительным?
Какое предложение называется придаточным обстоятельственным?
Перечислите виды СПП с придаточными обстоятельственными.

Учащиеся читают из упр. 125 придаточные обстоятельственные, называют их вид.

 

 Учащиеся отвечают на вопросы учителя, приводят примеры.

 

Работа с текстом.

В каком предложении выражена основная мысль автора?

2              5             7           9, 10

Какое из утверждений противоречит позиции автора?

Загрязнение окружающей среды опасно для жизни человека.
Важно сохранять не только биологическую, но и культурную среду.
Нравственная жизнь человека невозможна без культурной среды.
Главная и единственная задача человека  - сохранение окружающей среды.

 Определите стиль текста и тип речи.

публицистический стиль, повествование
публицистический стиль, рассуждение
художественный стиль, рассуждение
научный стиль, рассуждение

Какие средства выразительности используются в тексте?

ряды однородных членов
неполные предложения
вводные слова
метафоры

В каком предложении используются лексические синонимы?

5               6                8                10

Какие средства использованы для связи предложений 8, 9,10?

контекстуальные синонимы
лексический повтор
однокоренные слова
личные и указательные местоимения

В какой части речи выступает слово миллиарды из предложения 4?
Из предложений 7 – 9 назовите причастный оборот.
Укажите в первом абзаце предложение с однородными сказуемыми.
Из предложений 7 – 9 назовите сказуемое, которое выражено кратким именем прилагательным.
Из предложения 4 назовите двойной союз.
Из предложения 9 назовите имя существительное, которое не относится ни к одному из трёх склонений, так как имеет отличные от них окончания в некоторых падежах.
Из предложений 7 – 9 назовите слово, которое не употребляется без не.
Из предложения 3 назовите союзное слово.
Из первого абзаца назовите СПП с придаточным определительным и придаточными изъяснительными.

 

Учащиеся работают с текстом.

В каком предложении выражена основная мысль автора?

9, 10

Какое из утверждений противоречит позиции автора?

Главная и единственная задача человека  - сохранение окружающей среды.

 Определите стиль текста и тип речи.

публицистический стиль, рассуждение

Какие средства выразительности используются в тексте?

ряды однородных членов

В каком предложении используются лексические синонимы?

10

Какие средства использованы для связи предложений 8, 9,10?

лексический повтор

В какой части речи выступает слово миллиарды из предложения 4?

Имя существительное

Из предложений 7 – 9 назовите причастный оборот.

Созданная культурой его предков и им самим

Укажите в первом абзаце предложение с однородными сказуемыми.

2

Из предложений 7 – 9 назовите сказуемое, которое выражено кратким именем прилагательным.

Важна

Из предложения 4 назовите двойной союз.

Не только - но

Из предложения 9 назовите имя существительное, которое не относится ни к одному из трёх склонений, так как имеет отличные от них окончания в некоторых падежах.

Сохранение

Из предложений 7 – 9 назовите слово, которое не употребляется без не.

Нельзя

Из предложения 3 назовите союзное слово.

Которые

Из первого абзаца назовите СПП с придаточным определительным и придаточными изъяснительными.

Всем известны гигантские усилия, которые предпринимаются нашим государством, отдельными станами, учёными, общественными деятелями, чтобы спасти от загрязнения воздух, водоёмы, леса, чтобы сохранить животный мир нашей планеты, спасти становища перелётных птиц, лежбища морских животных.

Анализ предложений:

 Откуда солнышко встанет, оттуда и лето красное придёт. (Пословица.)
Дерево валят туда, куда оно качнулось. (Пословица.)

 

Работа с таблицами «Придаточные места».

Таблица № 1

 

Таблица № 2

1. Содержат: указание на место действия, о котором говорится в главном предложении.

2. В главной части могут быть указательные слова, выраженные наречиями ТАМ, ТУДА, ОТТУДА, ВЕЗДЕ, ВСЮДУ.

3. Отвечают на вопросы: где? куда? откуда?

4. Используются союзы и союзные слова: где, куда, откуда.

5. Место по отношению к главному предложению: любое.

Учащиеся вместе с

учителем анализируют предложения.

 

Работают с таблицами

 и отвечают на вопросы учителя.

Анализ предложений (упражнение № 134)

Медведь остановился там, где только что стоял лось.
Медведь остановился на той поляне, где только что стоял лось.

 

Беседа с классом.

На что указывают придаточные предложения места?

На какие вопросы отвечают придаточные места?

С помощью чего прикрепляются придаточные места? Приведите примеры.

 

Учащиеся анализируют предложения, определяют вид придаточного.

Медведь остановился там, где только что стоял лось. (Придаточное места.)
Медведь остановился на той поляне, где только что стоял лось. (Придаточное определительное.)

 

Учащиеся отвечают на вопросы учителя, приводят примеры.

 Указывает на место действия, о котором говорится в главном предложении.

Где? куда? откуда?

Союзов и союзных слов: где, куда, откуда.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Тестирование (разноуровневое):

1 группа – сильные учащиеся

2 группа – средние учащиеся

группа – слабые учащиеся

 

1 группа:

I. Прочитайте предложения и ответьте на вопросы (обведите кружочком номера предложений, выбранных вами).

А. Я хочу рассказать вам, где мы отдыхали летом.

Б. Куда не обращаю взор везде синеет мрачный бор.

В. Голицыно где мы проводили лето, встретило нас разноголосым ребячьим хором.

Г. Я не знаю, где граница меж товарищем и другом.

1. Найдите предложения, в которых допущены пунктуационные ошибки, исправьте их.

    А.        Б.        В.        Г.

2. Найдите СПП, в котором придаточное стоит в середине главного.

    А.        Б.        В.        Г.

3. Укажите предложение с придаточным места.

    А.        Б.        В.        Г.

Обведите кружком номера тех предложений, в состав которых входят придаточные места.

1.  И Таня входит в дом пустой, где жил недавно мой герой.

2. Теперь море пшеницы шумит там, где когда-то шла война.

3. Не знаю, где он нашёл этот экземпляр.

4. Я смотрел туда, где толпились люди.

 

2 группа:

Укажите сложноподчинённое предложение:

1). Чтобы сделать что-нибудь великое, нужно все силы

души устремить в одну точку.

2) Безгранично лосниться пшеница, зеленеют покосы, либо без конца шуршат камыши над болотами. (Чехов.)

 

Прочитайте предложения и ответьте на вопросы (обведите кружочком номера предложений, выбранных вами).

А. Они спрашивали, откуда мы пришли.

Б. Единственным местом, где можно было отдохнуть осталась беседка.

В. Куда ни обращаю взор, кругом синеет мрачный бор.

Г. Я не знал где мы должны встретиться.

 

1. Найдите предложения, в которых допущены пунктуационные ошибки, исправьте их.

    А.        Б.        В.        Г.

2. Найдите СПП, в котором придаточное стоит в середине главного.

    А.        Б.        В.        Г.

3. Укажите предложение с придаточным места.

    А.        Б.        В.        Г.

 

3 группа:

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

   Нам понадобиться проводник (1) в надёжности (2) которого (3) не было сомнений.

 

 

В каком сложноподчинённом предложении есть придаточное места?

Было невыносимо видеть, как плачет этот большой, сильный, волевой человек. (Полевой.)
Несколько минут он стоял неподвижно и старался определить, откуда доносился этот нарастающий гул. (Фадеев.)
Решено было идти завтра, если дождь перестанет. (Симонов.)
Где светлый луч, спускаясь вниз, по серым камням точит слёзы, ползут на чёрный кипарис гроздьями пурпурные розы. (Ахматова.)

Выполняют задание самостоятельно и самопроверяют.

 

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Выполнить упражнение № 135.

1 группа – сначала выписать СПП с придаточными места; затем – СПП с придаточными определительными; потом – СПП с придаточными изъяснительными.

2 группа – переписать, расставить знаки препинания; составить схемы 1,2 и 7-го предложений.

3 группа – переписать, расставить знаки препинания (вызвать к доске 3 чел.)

Учащиеся выполняют

упражнение №135.

 

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Подведение итогов урока.

1.Какие предложения называются СПП с придаточными

места?

2. На какие вопросы отвечают придаточные места?

3. Какие союзы и союзные слова используются в СПП с

придаточными места?

4. Где могут находиться придаточные места по отношению к главному предложению?

 

Проводится инструктаж по домашнему заданию – п. 12,

1 группа – упражнение № 138

2 группа – упражнение № 137

3 группа – упражнение № 136

 

 Разбор случаев, вызвавших затруднение у учащихся.

Отвечают на вопросы учителя.

СПП с придаточными, в которых указывается на место действия, о котором говорится в главном предложении;
Где? куда? откуда?
Где, куда, откуда;
В любом месте.

 

Слушают, записывают домашнее задание.

Задают вопросы по наиболее трудным случаям.

 

Литература:

1.Учебник: Бархударов С.Г., Максимов Л.Ю. и др.,  Русский язык: Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2006 г.

2.Методические рекомендации к учебнику для 9 класса: Бархударов С.Г., Максимов Л.Ю. и др.,   – М.: Просвещение, 2006г.


Просмотров: 225 | Загрузок: 69
Автор: Спицина О.Б.
Теги: сложноподчиненное предложение
Предмет: Русский язык


Похожие образовательные материалы:
Всего комментариев: 0
avatar