Конспект и презентация к уроку русского языка "Сложные предложения с различными видами связи"

Цели:

актуализировать знания учащихся о структурных особенностях сложных предложений с разными видами связи – союзной и бессоюзной;
формировать умение анализировать, строить и употреблять в письменной речи такие конструкции, правильно расставлять в них знаки препинания.

Задачи урока:

систематизировать теоретические знания о сложных предложениях.
выявить все случаи постановки знаков препинания в сложном предложении с разными видами связи;
исследовать синтаксические конструкции через их сравнительный анализ.

Оборудование:  мультимедиапроектор

Ход урока

I. Организационный момент.

      Приветствие. Объявление темы урока. Слайд 1

      Целеполагание. /Цели урока формулируются  учениками и корректируются учителем. Слайд 2

II. Проверка домашнего задания.

III. Изучение темы урока.

Беседа по вопросам.

– Прочитайте теоретический материал § 97 и ответьте на следующие вопросы:

Слайд 3

1. Какие предложения называются многочленными сложными предложениями?

2. Как в многочленных сложных предложениях могут быть соединены простые предложения?

3. Перечислите виды синтаксической связи в многочленных сложных предложениях.

4. По каким пунктуационным правилам ставятся знаки препинания в многочленных сложных предложениях? Приведите примеры.

IV. Закрепление полученных знаний.

1. Формирование умений строить предложения с разными видами связи, совершенствование пунктуационных навыков./Выполнение заданий.

Слайд 4

Задание 1. Записать предложения, объяснить знаки препинания в них, составить схемы.

1) Каждый год, лишь только наступает весеннее праздничное полнолуние, под вечер появляется под липами на Патриарших прудах человек лет тридцати или тридцати с лишним. (М. Булгаков.)

2) Только из щелей камелька светится; свет этот играет на полу, на стенах, на потолке. (В. Шукшин.)

3) Тучи мошкары, обычно звеневшие над головой, подевались куда-то: они прячутся и от страшной жары, и от холода. (Е. Евтушенко.)

4) Была в его лице особенность: резко выделенный желобок на верхней губе переходил и на нижнюю и заканчивался глубокой кривой ямкой на подбородке – получалось, что нижняя часть лица как бы перечеркнута этой отчетливой вертикалью. (В. Дудинцев.)

Слайд 5

Задание 2. Записать предложения и объяснить, почему в них не стоит запятая между предложениями перед сочинительным союзом.

1) Утром на восходе роса заливает травы и пахнет сладко хлебом из каждой избы. (М. Пришвин.)

Слайд 6

2) Как только занималась заря и как только двери заводили свой разноголосый концерт, старички уже сидели за столиком и пили кофе. (Н. Гоголь.)

Слайд 7

3) Это было в ту пору, когда все казалось радостным и от жизни ждали только одни радости. (В. Астафьев.)

Задание 3. Сопоставить предложения, сделать вывод.

Слайд 8

1) Утром со стороны леса послышался сильный шум мотора и показался самолет. – Когда наступило утро, со стороны леса послышался сильный шум мотора и показался самолет.

2) К вечеру похолодало и мы заторопились домой. – Когда наступил вечер, похолодало и мы заторопились домой.

Вывод: при наличии общего придаточного, как и при общем второстепенном члене, запятая между самостоятельными частями перед и не ставится.

Слайд 9

3) С весел капали голубые капли и, когда они падали в море, на месте их падения вспыхивало ненадолго тоже голубое пятнышко. (М. Горький.) – С весел капали голубые капли, и когда они падали в море, то на месте их падения вспыхивало ненадолго тоже голубое пятнышко.

4) Меня не тянула улица, если на ней было тихо, но когда я слышал веселый ребячий гам, то убегал со двора. (М. Горький.) – Меня не тянула улица, если на ней было тихо; но, когда я слышал веселый ребячий гам, убегал со двора.

Вывод: в смежных предложениях между сочинительными и подчинительными союзами запятая ставится тогда, когда после придаточного нет второй части двойного союза (то, так) или союза но.

Слайд 10

Задание 4. Придумать и записать предложение по схеме:

(что…), [    ] : [    ].

Задание 5. Выполнение упр. 214.

2. Формирование пунктуационных навыков, умения конструировать предложения, составлять схемы.

Слайд 11

– Запишите предложения, дополнив их новыми, подходящими по смыслу. Составьте схемы предложений.

1. Пароход не мог идти дальше: за туманом не было видно перевальных огней …

2. Берега были готовы к зиме: давно осыпалась листва, полегла трава …

3. Объяснительный диктант.

Слайд 12

Хотя подавляющее большинство убитых в этот день людей были совершенно немощные старики, дети, женщины с младенцами на руках, эсэсовцы, все же боясь их сопротивления, организовали убийство таким образом, что на месте казни всегда было больше палачей с автоматами, чем безоружных жертв. (В. Гроссман.)

Солнце садилось за севастопольские холмы, небо и море за спинами беглецов горело дивным огнем, и из этого дивного огня явилась и зависла над катером зловещая стрекоза. (В. Аксенов.)

V. Итог урока.

VI. Домашнее задание. Слайд 13

§ 37–38, упр. 216.


Просмотров: 248 | Загрузок: 78
Автор: Черепанова О.В.
Теги: сложное предложение
Предмет: Русский язык


Похожие образовательные материалы:
Всего комментариев: 0
avatar