Конспект и презентация к уроку русского языка "Сложноподчинённое предложение с придаточным места"

Цель урока:

-углубить представление о СПП с придаточными места;

-учиться находить СПП с придаточными места;

-тренировать учащихся в нахождении СПП с придаточным места;

-формировать умения правильно расставлять знаки препинания.

I.Актуализация знаний

Для чего мы всегда повторяем изученный материал?

1.Фронтальный опрос

-Какую большую тему мы изучаем?

-Какие виды сложных предложений она включает?

-Что мы уже изучили в этой теме?

-Что мы изучаем сейчас?

-Что такое СПП?

-Какие виды СПП мы знаем?

-В каких случаях мы можем сказать, что мы знаем материал?

2.Обучение самоорганизации,  самооценке  учащихся

У нас перед глазами должен быть алгоритм знания изученного материала

Для чего мы должны использовать такой алгоритм?

(Он поможет нам увидеть, что мы не знаем и устранить проблемы

1.Можем воспроизвести определение.

2. Можем найти в тексте необходимые предложения.

3.Можем объяснить знаки препинания.

4.Можем увидеть средства связи ( союзы или союзные слова).

5.Можем определить вид предложения.

3.Выполнение заданий

Для чего необходимо выполнять такие задания?

(Такие задания приводят наши знания в систему)

Задание:

1 группе (Моисеева, Вотякова) найти СПП с придаточными изъяснительными;

Мы все любили его за то, что он не был похож ни на одного из нас.

Задумал я узнать, как прекрасна земля.

2 группе (Чуркина, Алексашина) найти СПП с придаточными обстоятельными.

Мы отправились гулять туда, куда ходили не раз.

Где некогда всё было пусто, голо, теперь младая роща разрослась (А.С.Пушкин)

3 группе (Абрамова, Гринченко) найти СПП с придаточными определительными

Вокруг поляны, на которой мы расположились, росли берёзы

Вечер казался таким, каким его утро обещало.

4 группе  (Полосин,  Шабанов, Абрамов) найти простые предложения, сделать синтаксический разбор одного из них.

Берёзки, посаженные возле забора, выросли и превратились в настоящее чудо.

Осмотревшись кругом, я начал собирать дрова и разжигать костёр.

Выступление групп

Доказываем согласно алгоритму

Найдите грамматическую  основу.
Если грамматическая основа 1, то это простое предложение.
Если грамматических основ 2 и более, то это сложное предложение
Найдите, как соединены (союзами или союзными словами) простые предложения в сложном.
Если простые предложения соединены в сложное интонацией и сочинительными союзами, то предложение сложносочинённое.
Если простые предложения соединены в сложное интонацией и подчинительными союзами, то предложение сложноподчинённое.

 

СЛОВО учителя об А.С.Пушкине.

И долго буду тем любезен я народу,

Что чувства добрые я лирой пробуждал,

Что в мой жестокий век восславил я свободу,

И милость к падшим призывал.

Вопросы к классу:

Какие это предложения?

На какие вопросы отвечают?

Как соединены простые предложения в СПП?

 

 II Объяснение нового материала.

1.Работа над языковым материалом

Обратим внимание на следующие предложения

Мы отправились гулять туда, куда ходили не раз.

            Где некогда всё было пусто, голо, теперь младая роща разрослась (А.С.Пушкин)

составим схемы этих предложений

Какие это предложения?

На какие вопросы отвечают?

Как соединены простые предложения в СПП?

Что обозначает придаточное предложение?

Это и есть новая тема урока «СПП с придаточными обстоятельственными места»

2.Работа с таблицей. Посмотрите на таблицу.

Давайте её заполним. Зачем нам это надо?

(Это надо для того, чтобы мы знали, о чём нам необходимо узнать)

Что мы знаем

Что хотим узнать

Что узнали

 

3.Работа с учебником.

Каким образом можно изучить новое?

Как вы думаете, когда вы быстрее запомните, если учитель расскажет, или вы сами найдёте нужную информацию?

А где вы будете искать новую информацию?

Работа со схемой  упр. 149

Чтение текста учебника.

Как надо читать?

Почему чтение должно быть правильным и выразительным?

III Закрепление

Выполнение упр .150

Зачем мы будем выполнять это задание?

(Мы запомним примеры, графически выделим части СПП, увидим, как соединены части СПП)

Простое это задание? Почему?

Физкультминутка

Выполнение задания электронного учебника.

Сразу найдите СПП с придаточным места, докажите, что это именно оно. ( по пять предложений)

Это задание сложнее?

Пользуйтесь алгоритмом для определения вида СПП с придаточным предложением

Алгоритм определения вида сложноподчинённого предложения

     1. Найдите главную и придаточную части.

     2. Определите и отметьте, к чему (к каким словам в главном предложении) относится придаточная часть.

     3. Задайте вопрос от главной части к придаточной.

     4. Найдите, обозначьте и определите средства связи.

     5.Определите вид сложноподчинённого предложения.

3.Домашнее задание  Упр 154

Он сказал, где….

Мы пошли к пруду, где….

Родители пошли туда, где…

4.Тестирование

5.Самооценка

6.Обобщение изученного

-Назовите тему урока?

-Что хотели узнать?

-Что же узнали?

 

Что мы знаем

Что хотим узнать

Что узнали

1.Что такое СПП

2.СПП бывают СПП изъяснительные, определительные, обстоятельственные.

3. К обстоятельственным придаточным относятся придаточные места, времени, образа действия, причины, цели, сравнения и т.д.

4.Придаточные места отвечают на вопросы ГДЕ? КУДА?ОТКУДА? И соединяются с главным предложением союзными словами ГДЕ, КУДА,ОТКУДА.

Что обозначает придаточное места?

Где находятся обычно придаточные места в СПП?

Как находить придаточные места?

Что обозначает придаточное места

Где находятся обычно придаточные места в СПП

Способы нахождения

придаточного места в СПП.

 

Рефлексия

Всё ли удалось запомнить на уроке?

Нужно ли планировать свою учебную деятельность?

Быстро ли прошёл урок? Почему?

Легко ли было? Почему?


Просмотров: 222 | Загрузок: 72
Автор: Черноситова Н.В.
Теги: сложноподчиненное предложение
Предмет: Русский язык


Похожие образовательные материалы:
Всего комментариев: 0
avatar