Конспект и презентация к уроку русского языка "Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными"

Цели урока:   научить определять вид подчинения, если сложноподчинённое предложение  с несколькими придаточными.

Задачи:    образовательная -повторить с учащимися   виды  сложноподчинённых предложений,  повторить   правило   постановки   знаков   препинания   в  сложноподчинённом   предложении;

развивающая –    развитие   и  совершенствование  навыков анализа предложения, анализа и построения  текста, применения правил на письме;

воспитательная  –воспитание интереса и уважения к языку, воспитание активной жизненной позиции.

Средства обучения:  учебники,  тетради,  компьютер,  тесты.

Методы обучения – фронтальный   опрос,  просмотр   презентации  с помощью проектора и компьютера, анализ предложений и текста, выполнение тестов.

 

Тип урока – комбинированный.

 

ХОД УРОКА.

 

Оргмомент.
Повторение:

 

Слайд №1.

         На экране появляются слайды Презентации. Учащиеся записывают  тему в тетрадь. Урок проходит на фоне демонстрации слайдов.

 Вместе с учащимися вспоминаем признаки сложноподчинённого предложения. Записываем предложения в тетради.

 

              Слайд №2.

Я не удивился его поступку, потому что знал его

характер.                            

      2.Вверху ветви деревьев так переплелись между

        собой, что совершенно скрыли небо.

3. Хорошо известно,что все тела при нагревании

расширяются, а при охлаждении сжимаются.

      4. Солнце освещало вершины лип, которые уже

         пожелтели под свежим дыханием осени.

 

        Определите виды придаточных предложений.

    Начертите схемы предложений.

 

              Слайд №3.

          И понял бы он, человек, что назначение его на земле – творить добро.

          Придаточное изъяснительное.

 

             Слайд №4.

 

          Если бы мне дано было повторить жизнь, я бы выбрал ту же самую, очень насыщенную событиями, победами и поражениями, восторгами и горестями утрат.

 

          Придаточное условия.

 

             Слайд №5.

 

         Собеседник нужен всякому здравомыслящему человеку, потому что иначе его задавит одиночество.

 

         Придаточное причины.

 

            Слайд №6.

         Почему хочется заплакать, как я еще никогда не плакал? 

         Придаточное образа действия.

 

             Слайд №7.

 

         Трудно мне писать о войне, хотя "во мне" книга о "моей войне" идет и идет своим ходом, не умолкая, не оставляя меня и мою память в покое.

 

         Придаточное уступительное.

 

             Слайд№8.

 

        В токарных станках наибольшее распространение получили двухкоординатные контурные системы, которые используются для обработки конусов и фасонных поверхностей.

 

         Придаточное определительное

 

              Слайд №9.

 

                                            СОЮЗЫ :

 

ЧТО, ЧТОБЫ, КАК, ЕСЛИ, КОГДА, БУДТО, ГДЕ, ХОТЯ, СЛОВНО,ТОЧНО, ПОКА, ПОТОМУ  ЧТО, КАК  БУДТО, ОТТОГО ЧТО, ТАК ЧТО, ТАК КАК   и др.

 

                            СОЮЗНЫЕ СЛОВА:

КОТОРЫЙ, КАКОЙ, ЧТО, КТО, КАК, СКОЛЬКО,
НАСКОЛЬКО, ГДЕ, КУДА, ОТКУДА  и др.

 

 Запомните: перед союзом нужно ставить запятую.

III.Объяснение новой темы:

 В сложноподчинённом предложении может быть несколько придаточных. Как они могут присоединяться к главной части?

 

             Слайд №10.

 

         Последовательное подчинение.

 

         В одном из школьных сочинений я написал о том, как   во   время   Великой   Отечественной   войны подростки работали на токарных станках, сутками не выходя из цеха, чтобы дать фронту больше боеприпасов.

 

              Слайд №11.

                    

                      [    =    ],  (  как     ),  ( чтобы      ).

                                         

                                           о чём ?    

                                                         для чего?

 

               Слайд №12.

 

                              Однородное подчинение.

 

         Поздоровавшись, папа сказал, что будет нам в деревне баклуши бить, что мы перестали быть маленькими и что пора нам серьезно учиться.                                                                                                                                  

                                                                                                 (Л.Н.Толстой)

 

         Слайд №13.

 

  [ = ], (что = ), (что = ) и (что − = ).

                                               

             Слайд №14.

 

                  Неоднородное (параллельное) подчинение.

 

     Если  командир не робеет, то бойцы за ним в огонь и в воду

пойдут, что приводит к  победе над врагом.

 

       Слайд № 15.

 

      Наличие или отсутствие запятой между рядом стоящими союзами что и если, что и когда, который и если и т.д.

 

     Деревья так теснятся друг к другу, что если умрет вековая сосна, то некуда ей упасть.

 

Сравните:                                                        

    Деревья так теснятся друг к другу, что, если умрет вековая сосна, некуда ей упасть.

 

       Слайд № 16.

      Отсутствие запятой между однородными придаточными предложениями, соединенными неповторяющимися союзами и, или, либо, да (= и).

      Мы отправились в путь по дороге, которая обещала много новых впечатлений и которая помогла нам сдружиться.

 

   Слайд №17.

 

  МЕСТО ПРИДАТОЧНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ

 

 Машина мчалась так быстро, что никто не запомнил её номера.

                      

                                      [   так + нареч.         ] ,    ( что       ) .

 

 Слайд №18

 

Если солнце дымное встаёт, то будет день горячий.

 

                               (Если            ), [ то             ].

 

 Слайд №19.

       Широкая торпинка, которая привела нас к реке, заканчивалась

       у крутого обрыва.

  

[                      ,    ( которая                ) ,                  ].

 

     Запишите эти предложения, определите вид придаточных

     предложений.

 

            Слайд №20.

      Когда дикие звери ходят по лесам и по полям, то они всегда

     ходят на ветер и слышат ушами и чуют носом то, что впереди них.

     Если бы не было ветра, они бы не знали, куда им идти.

            Для того чтобы на траве, кусте или дереве завязалось семя,

     нужно, чтобы с одного цветка пыль перелетела на другой  цветок.

     Цветки бывают далеко друг от друга и им нельзя пересылать свою

      пыль с одного на другой цветок.

              Пчёлы и другие насекомые иногда переносят на лапках

       пыль с цветка на цветок. Но больше всего эту пыль переносит  

       ветер.

         Если бы не было ветра, половина растений была бы без семян.

 

       Вопросы для анализа текста:

Можно ли назвать это текстом?
Можете ли вы назвать тему данного текста?
Как связаны предложения в данном тексте?
Есть ли в данном тексте сложноподчинённые предложения?

Определить вид придаточных. Начертите схемы предложений.

      Ответы:

 

Текст может состоять из одного абзаца, а может быть целой книгой. Это текст, так как несколько предложений здесь связано темой в целое.
Темой данного текста является  тема  «Для чего ветер?».
Предложения в тексте связаны в смысловом и в грамматическом отношении. Цепная связь осуществляется повтором ключевого слова ветер. Все следующие предложения раскрывают тему текста.
Есть сложноподчинённые предложения  с придаточными

времени, цели, изъяснительными, условия.

   

Выполнение тестов ЕГЭ (только пункты  со сложноподчинёнными предложениями.

Подведение итогов урока.

 

Домашнее задание.

         § 81-84,   упр. 407(II) . Подготовить выступление на  тему

         « Виды придаточных предложений»

 

Литература:

1. Блинов, Г.И. Сборник диктантов по орфографии и пунктуации: 5–9 кл.: Кн. для учителя / Г.И. Блинов, В.А. Антохина. — М.: Просвещение, 2011. — 239 с.

2. Богданова Г.А. Опрос на уроках русского языка: Кн. для учителя: Из опыта работы. — М.: Просвещение, 1995. — 144 с.

3. Машевская Л.В. Данбицкая Л.В. Творческие задачи по русскому языку (Из опыта работы со словом). — СПб.: КАРО, 2003. — 124 с. — (Материалы для специалиста образовательного учреждения).

4. Русова Н.Ю. Как стать грамотным: Руководство по ускоренному овладению навыками правильной письменной речи. — Н. Новгород: ДЕКОМ, 2004. — 160 с.

5. Хазанова А.С. Цвайг Л.В. Русский язык: Практическое руководство: В 2 ч. Ч.2 — М.: ВЛАДОС, 1995. — 224 с.


Просмотров: 279 | Загрузок: 66
Автор: Кенжебаева Л.И.
Теги: сложноподчиненное предложение
Предмет: Русский язык


Похожие образовательные материалы:
Всего комментариев: 0
avatar