Конспект и презентация к уроку русского языка "Секреты орфографии"

1- - Здравствуйте!

 2 - - Тема нашего сегодняшнего разговора «Секреты орфографии».

3  - - Кто-то из вас может подумать: «Очень нужны мне такие секреты! Ведь правила всё равно все не одолеешь. И вообще не обязательно быть грамотным».

4 - - Может быть, действительно, не нужно быть грамотным? Написал кое-как: кому нужно, тот поймёт.

Однако представьте себе такую картину.

5 - - Вы стоите на пороге ярко освещённого праздничного зала, в котором ваши одноклассники собрались на… бал. Да! На самый настоящий бал, как тот, на котором побывала Золушка.

6 - - К этому балу ребята готовились долго, а вам лень было. Но посмотреть на него хоть одним глазком захотелось. И вот вы оказались на пороге праздничного зала в грязной одежде, с запачканными руками и чумазой физиономией. А там все такие нарядные, красивые, весёлые!

7 - - И вдруг – о ужас! – кто-то схватил вас за руку и вытащил на середину зала. Как вам стало неуютно среди этих  весёлых и счастливых «принцев» и «принцесс»! Тем более что в глубине души вы знали, что всё произошло по вашей вине – из-за лени.

8 - - Именно так неуютно чувствует себя среди грамотных людей тот, кто не в ладу с правописанием, кто занимается кое-как. Он боится написать письмо, записку, заявление. Ему постоянно кажется, что все знают, какой он безграмотный, и вот-вот найдут у него ошибку.

 

1 - - Не хотите быть на этом месте, тогда – в путь!

2 -  - Сегодня мы вам предлагаем по-новому взглянуть на очень серьёзную, строгую даму-науку Орфографию. Кому-то мы что-то напомним, а кому-то, может быть, поможем совершить открытия.

3 - - Итак, ВПЕРЁД на поиски секретов орфографии!

4 - - Тема нашего первого поиска секретов – СМОТРИ В КОРЕНЬ!

5 - - Заголовок – окошко для взгляда вперёд.

        Посмотри и подумай: что тебя ждёт?

6 - - Заголовок – это не просто слова:

       Эти слова – всему голова.

7 - - Когда говорят о важном, о главном, часто употребляют слово корень. Например, если речь идёт о причине чего-то плохого, скажут корень зла. О серьёзных ошибках – это в корне неправильно. Если что-то надо основательно переделать, говорят о коренной переработке, коренной перестройке. Смотри в корень! или Зри в корень! – значит: выдели самое главное.

8 - - У слов тоже есть самое важное, самое главное – корень.

Поэтому мы и начнём с самого главного.

У корней существует свой порядок и дисциплина.

 

1 - - Поставим перед собой проблему и попробуем её решить.

        КТО КОМАНДУЕТ КОРНЯМИ?

2 - - Вы, наверное, не раз слышали такое выражение: Бабушка надвое сказала. Его употребляют, когда на вопрос нельзя ответить однозначно: будет ли что-то так или не так.

3 - - Проверочные слова тоже иногда «говорят надвое». Например, вам нужно проверить слово «озаряет»: что писать в корне, а или о? Проверка сбивает с толку: «зарево» и «зорька».

4 - - Дело в том, что есть такие корни,  которые в одних словах пишутся с а, а в других с о (например, вскочил и поскакал) или в одних словах -  с е, а в др. -  с и (вытер, вытирал).

5 - - Такие корни называются корнями с чередующимися гласными. Управляться с ними нужно так. Прежде всего, узнавать их при встрече.

6 - - Не узнаешь, пройдёшь мимо -  и сам не заметишь, как сделал ошибку.

 Узнаешь – примени к корню его правило.

7 - - Первый «командир», о котором нужно помнить – полногласные и неполногласные сочетания.

8 - - Откуда они взялись? Они выросли из старинной дружбы русского языка с другим славянским языком. Более тысячи лет назад на русской земле появились первые книги, переведённые с греческого языка на язык, который теперь называют старославянским. Он был понятен русским людям. В этом языке встречалось много слов с неполногласными сочетаниями: глава, глас, град, врата. Они «прижились» в нашем  языке и «построились в пары» с нашими словами: голова, голос, город, ворота.

1 - - Так появились в нашей речи полногласные и неполногласные сочетания.

ВОТ ОНИ:

Д - -

2 - - Любит командовать гласными о, а суффикс А.

Понаблюдаем над парами слов с корнями ,,,

3 - - Сделаем вывод:  если суффикс –а- стоит за корнем, то в корне а, если его нет, то в корне о.

4 - - До чего же властный характер у суффикса –а-! Ему мало того, что он распоряжается гласными о, а в корнях –лаг-,-лож; -кос-, -кас-. Он захватил власть над чередованием е-и.

Образует он при этом…орфограмму с девчачьим именем.

Д - -

5 - - Не забывайте! Если за корнем –а-, то в корне и. «Ира» хочет быть только «Ирой», не «ерой».

6 - - Суффикс –а- настолько любит командовать, что может распорядиться не только чередованием одного звука с другим, но даже и одного звука с двумя. Правда, он пригласил на подмогу суффикс –я-.

7 - - Получаются ещё два почти девчачьих имени.

Сравните пары слов…

 

1 - - Видите: как только за корнем появляются суффиксы –а-, -я-, так в корне возникает и и получаются сочетания, немного похожие на женские имена…

2 - - Но кое-что нужно и запомнить – ПРИПОМНИТЬ – ПРИПОМИНАТЬ. Суффиксов -  командиров здесь нет.

3 - - Интересно в данных словах понаблюдать за изменениями корня…

4 - - Суффикс –а- продолжает командовать.

Встречаются корни, в которых нет сочетания –ир-, однако суффикс –а- всё-таки требует, чтобы в корне было и.

Образуются чередования…

5 - - Но нужно помнить – СОЧЕТАНИЕ.

6 - - Наконец-то у нас другой командир. Ударение.

7 - - Есть некоторые пары корней, которые «живут по особым правилам». В них ударение командует не так, как в других словах – без ударения пишется то же, что под ударением (трав – травы).А в этих корнях может быть так: зорька, зарево, заря.

 

1 - - Будьте с ними настороже!

Д - - Загорелый, наклоненье,

        Растворенье, озаренье –

        Что писать под удареньем,

        Что писать без ударенья?

1- -Мы под удареньем пишем

                  Без сомненья то, что слышим.

                  Если ж звук без ударенья,

                  Вызывает он сомненья…

2 - - Смотрим, как пишутся эти корни…

Запоминаем исключения!

3 - - А вы знаете, чем различаются два похожих слова «заря» и «зарница»?

4 - - Заря и зарница.

Чаще всего зарницы бывают в июле, когда созревают хлеба. Поэтому и существует народное поверие, что зарницы «заря» хлеб и от этого хлеба наливаются быстрее.

Рядом с зарницей стоит в поэтическом ряду слово «заря», одно из прекраснейших слов русского языка. Это слово никогда не говорят громко. Нельзя даже представить себе, что его можно прокричать. На зорях трава омыта росой, а по деревням пахнет тёплым парным молоком. В этот заревой час низко над самой землёй пылает утренняя звезда.

Но вот на бревенчатые стены ложатся квадраты оранжевого цвета, и брёвна загораются, как янтарь. Восходит солнце.

 

Д - - Осенние зори иные – хмурые, медленные. Дню не хочется просыпаться. Всё никнет, только человек не сдаётся. Заря бывает не только утренняя, но и вечерняя. Мы часто путаем два понятия: заход солнца и вечернюю зарю. Вечерняя заря начинается, когда солнце уже зайдёт за край земли. Тогда она  овладевает меркнущим небом. Горят первые звёзды, а заря ещё долго догорает над далями и туманами. Северные белые ночи – это непрерывная вечерняя заря, или, пожалуй, соединение двух зорь, вечерней и утренней. (КОНСТАНТИН Паустовский.)

 

5 - - Чередоваться могут не только гласные звуки, но и согласные. Например, свет – свеча – освещение. Чаще всего они при чередовании никак не мешают гласным, но есть корни, в которых согласные командуют гласными и заставляют их тоже чередоваться.

6 - - С какими согласными «дружит» а, с какими – о? Посмотрим на эти корни…

Запомним исключения…

7 - - Есть две пары корней, в которых чередованием о – а командует смысл слов. Это…

Рассмотрим первую пару…

 

1 - - Предметы вокруг нас могут быть ровными, а могут быть равными. Как по-вашему, это одно и то же?

Попробуем подобрать синонимы к этим словам без корней –ровн-, -равн-. (гладкий, одинаковый).

Запомним исключение…

2 - - Другая пара корней…

Мокрым можно стать в двух случаях.

Первый: вода просочилась сквозь вещь, пропитала её. Говорят – вещь промокает…

Второй: что-то или кого-то окунают в воду. Промокнет это или нет – не знаем…

Д - - (вывод)

3 - - Вот мы с вами и ответили на свой вопрос: КТО КОМАНДУЕТ КОРНЯМИ?

4 - - Оказалось корней с чередованием так много, что в них недолго и запутаться.

Давайте приводить наши знания в порядок.

5 - -…

6 - -       

7 - - Вот такой получилась наша карта знаний, карта дорог по стране ОРФОГРАФИИ. Вернее, небольшого её кусочка. Мы хотели  сегодня поделиться с вами своими открытиями, чтобы нас, грамотных, стало больше.

А послушаем сказку…

8 - - Сказка  - ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок.

 

1 - - Царь и вечерняя заря.

Жил царь. Был он богаче всех царей на свете. Амбары его ломились от добра. Сундуки были полны золота и драгоценных камней. В конюшне ржали самые быстрые кони. Самые зелёные сады, самые красивые дворцы, самые тучные поля, самые глубокие озёра принадлежали ему одному.

 Однажды царь сидел на балконе и озирал свои владения, На небе разгоралась вечерняя заря. Сначала красным огнём она озарила краешек неба, где опустилось солнце. Потом ширилась и ширилась и вскоре объяла всё небо. Она была так красива, что невозможно было оторвать от неё глаз. Люди с радостью любовались зарёй.

Не радовался заре только царь. Мысль, что заря принадлежит не ему одному, а всем, терзала его сердце. От этой мысли он заболел и умер.

 

2 - - Не бойтесь делиться своим открытиями.

3 - - Ещё многое впереди.

       

 5 – 6- 7 – 8 -  УСПЕХОВ ВАМ В ОТКРЫТИЯХ!

 

ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ РЕСУРСЫ

Секреты орфографии: Книга для учащихся/ Г.Г.Граник, С.М.Бондаренко, Л.А.Концевая. – 2-е издание. – М.: Просвещение, 1994


Просмотров: 323 | Загрузок: 69
Автор: Мелихова Н.Ю.
Теги: орфография
Предмет: Русский язык


Похожие образовательные материалы:
Всего комментариев: 0
avatar