Конспект и презентация к уроку русского языка "Предложения с вставными конструкциями"

Цели:      ( СЛАЙД 2)

Дать понятие о вставных конструкциях, знаках препина­ния при них.
Формировать умение выразительно читать и пунктуационно оформлять на письме предложения с вставными кон­струкциями.
 Развивать творческие способности учащихся при работе с текстами.

     4.Содействовать формированию системы знаний, представлений, понятий, обеспечивающих  способность к творческой деятельности

 

                                              Ход урока

Слово учителя:

Здравствуйте, ребята. Давайте улыбнемся друг другу и пожелаем хорошего настроения и успеха.

На сегодняшнем уроке мы повторим, обобщим сведения о вводных словах и предложениях и познакомимся со вставными конструкциями и знаками препина­ния при них.

На столе у каждого лежит «Карта мысли». Вам предстоит заполнить её в течение урока, выполняя практические задания и анализируя свои знания, свою работу на уроке.

 

Итак, за работу.

I. Озвучивание домашнего задания

 

II. Орфографический  повтор. (слайд 3)

1. Тестовое задание. Найти лишнее, объяснить. Пропущен­ные буквы подчёркнуты.

собиратель, зажигать, сочетание, внимание;
современник, связаны, естественно, пустынный;
по-французски, по_зимнему, понашему, по_видимому;
окружённый, холщовый, плечом, горячо.

Проверим:

сочетание - слово-исключение среди корней с чередова­нием;
связаны - -н- в суффиксе краткого причастия;
по-французски — остальные слова могут писаться и через дефис, и раздельно;
окружённый — -ё- в суффиксе глагольной части речи (причастие - особая форма глагола).

 

Словарная работа (слайд 4) ИНФОРМИРОВАТЬ – морфемный разбор ( у доски – ученик).
Дополнительный вопрос: - Каким способом образовано это слово? (суффиксальным)

 

Слайд 5:  Повторение темы « Вводные слова»

Книга была (1) по его словам (2) единственным средством «добывания» информации. О большой ценности этой книги все поняли (3) по словам (4) и действиям автора.

- В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?

1) 1,2         2) 1,2,3,4          3) 3,4            4) 1,3

Cлайд 6 (ключ).

 

- Какой вывод напрашивается в результате этого анализа?

- Как отличить, где вводные слова, а где члены предложения?

- Вывод: Одни и те же слова могут употребляться то в роли вводных слов (следовательно, не членов предложения), то в качестве членов предложения (чаще сказуемого или обстоятельства). Чтобы различить, нужно попробовать исключить слово из предложения.

 

Решим несколько пунктуационных задач:

Графический диктант (на интерактивной доске  пустой слайд 7 –  по цепочке. Каждый ученик называет значение и структурный тип (сочетание слов — слово — предложение) вводных слов:

1) По мнению автора, «человечество-это своеобразная болезнь планеты».

2)Если бы соразмерно его рвению давали ему награды, он, к изумлению своему, может быть, попал бы в стат­ские советники.

 

3)С этого холма, действительно, открывался самый лучший вид.

 4)   Она умная, красивая и, наконец, она очень добра ко мне.

 

- Какую информацию нам дают эти предложения?

-  Что в них  общего и чем отличаются?

 

Учитель: Привычка ссылаться на источник высказывания – это элементарная этическая норма. Вводные слова, как сказал А.Кушнер, хотя и «замедляют речь», «мешают суть сберечь», важны, потому что делают речь логичной, выразительной.    Неуместное же использование вводных слов ведёт к её засорению. Такую речь трудно и неприятно слушать. Она свидетельствует о низкой речевой культуре человека. Слова – сорняки, слова – паразиты заполняют паузы, когда человеку нечего сказать.

П. Изучение нового материала.

 Знакомство с теоретическими сведениями. § 30.

 

-Как отличить вводные слова или словосочетания от вставных конструкции?(ответы)

Для их разграничения существует  функциональный критерий: вводные слова и предложения служат для выражения отношения говорящего (автора текста) к тому, что сообщается, при этом они могут указывать на достоверность сообщения, предположительность, повторяемость действий, источник информации, выражать эмоциональную оценку, отношение к способу оформления мыслей и др. Вставные же конструкции используются для передачи дополнительных замечаний, попутных комментариев, пояснений и уточнений, адресованных собеседнику (читателю).

  СЛАЙД 8

Ср.: К счастью или к несчастью, в нашей жизни не бывает ничего, что не кончалось бы рано или поздно.

 Однажды, войдя в квартиру — у меня был от нее собственный ключ, — я услышал, что Елена Николаевна поет.

 

Учитель: Составьте схемы этих предложений.  У доски работает…

 

Учитель: Мы познакомились с  теоретическим материалом, данным в учебнике.

В общем-то, правила несложные. Почему же в пунктуации при  вставных конструкциях допускается большое количество ошибок? Каковы трудности при выделении вставных конструкций?  

- Сравните предложения и сделайте вывод. (слайд 9):

Выразительное чтение, определение вставных конструкций, письменно:

Затруднение, которое Демосфен сам себе устроил, - камешки во рту – заставляло его говорить особенно старательно и отчетливо.
Постепенно голос Демосфена окреп, у него выработалась правильная дикция (т.е. отчетливое произношение), и это помогло ему стать одним из самых замечательных ораторов Древней Греции.
 

- Все ли понятно в правиле выделения вставных конструкций с помощью тире и скобок?

- Кто нашел более точную формулировку этого правила? Когда именно ставится тире, а когда скобка?

 

 Ответы уч-ся:

Cкобки. Скобки выступают как универсальный в этом случае знак препинания: они выделяют вставную конструкцию и внутри предложения, и в конце его. Тире же может выделять вставную конструкцию только в середине предложения.

Скобки, наконец, обладают большей выделительной силой, чем тире, которое является многофункциональным знаком.

 

Выделите  вставную конструкцию и выберите при её оформлении на письме знак препинания — тире или скобки.

 

Слайд 10 ( без скобок)

Слайд 11 – проверка

 

Если я заболею,

к врачам обращаться не стану.

Обращаюсь к друзьям

(не сочтите, что это в бреду):

постелите мне степь,

занавесьте мне окна туманом,

в изголовье поставьте

ночную звезду.

(Я. Смеляков.)

 

Ш. Закрепление изученного.

Комплексный анализ текста. Пунктуационный и орфографический повтор.

Работа с текстами по вариантам.

I вариант

В доме у нас царила аккуратность, отчего у меня выработалась стойкая неприязнь ко всякому «живопис­ному беспорядку», «рабочему беспорядку» на письмен­ном столе; я не верю, что за этим всегда стоит творчество и богатство мыслей. К книгам это имело самое прямое отношение: они не пачкались, не мялись, не загибались,
не клались куда попало. Это был культ книги (причем не­ обязательно старой и редкой, об этом — далее). Поэтому книгу и не давали кому угодно. Это была семейная биб­лиотека (сейчас охотно популяризируют опыт семейных библиотек, превращаемых в районные, поселковые, сло­вом, — публичные, тут, конечно, возможны разные мне­ния). На меня, на отца производили тягостное впечатле­ние  случаи   потребительского,   небрежного  отношения к книгам.

                                                                                  О. Трубачев. Книга в моей жизни

 

1.Найдите вводные и вставные конструкции. Какова их смысло­вая роль в тексте?

2.Как они изменяют строение предложения?

3.Напишите сочинение-миниатюру о своем отношении к книгам, употребляя вводные слова  словом, конечно и др.

 

II вариант

 

Люди всегда хотели больше знать. И не только больше, а лучше: знать и не ошибаться. Знание — это наука. А размышление о надежности знания — это уже философия.

У начала европейской философии стоят три древних грека: Сократ, ученик Сократа Платон и ученик Платона Аристотель. Конечно, у них были предшественники. Но вопрос «как правильно знать?» (и, соответственно, «как правильно вести себя» в соответствии с этим знанием) сделали главным именно они. О Сократе мы сейчас говорить не будем. Это он первый сказал: «Я знаю, что я ничего не знаю», — и стал искать знания в беседах со всеми встречными и поперечными (которые, конечно, считали, что они все знают), на каждый ответ задавая переспрос, пока у собеседников не начинала кружиться голова и не появлялось очень неприятное чувство, что они тоже ничего не знают. В конце концов, Сократа привлекли к суду и приговорили к смертной казни, чтобы не беспокоил народ расспросами. Казнь он принял как герой — нет, больше, чем герой: как добродушный мученик. Ни одного сочинения он не оставил, но беседы его запоминались людям на всю жизнь.                                                                  Круг чтения

 

Найдите в тексте вводные и вставные конструкции, выпишите их.
Спишите весь текст, опуская выписанные конструкции.
Сравните оба текста. Сделайте вывод о роли вводных и вставных конструкций в предложении и в тексте.
Напишите сочинение – миниатюру на тему «Зачем нужны в речи предложения с вводными словами и вставными конструкциями»

 

Озвучивание «Карты мысли»

 

Домашнее задание: § 31; упр. 231, 235 устно, из упр. 238 выписать предложения с вводными словами (1-й абзац — предложения 1, 2, 5, 6, 7; 2-й абзац - 1, 3; 3-й абзац - 1; 4-й абзац- 1; 5-й абзац- 1, 3; 6-й абзац- 1,2) или анализ предложенного текста

 

Список использованной литературы:

            1.Бабайцева В.В., Максимов Л.Ю. Современный русский язык: Учеб.: в 3-х ч. – М.: Просвещение, 2001. – Ч.3. Синтаксис. Пунктуация. – 271с. Там же, С.166

             2.Кротевич Е.В. О связях вводных слов в словосочетании и предложении // Русский язык в школе. – 1958. №6 С.16-25

            3.Прияткина А.Ф. Синтаксис осложненного предложения. М., 2006 С.8

4.Русская грамматика: в 2-х т.- М.: Наука. 2001.-Т.2 С.229-231

            5.Студнева А.И. О связи вводных предложений с основным составом высказывания // Учен. зап. Рязанского гос. пед. института. – 1968.- Т.51 – С.309

            6.Студнева А.И. Из наблюдений над функционально – семантическими отношениями вводных и вставных предложений // Учен. зап. М.ОП.И.- 1967. Т. 197. С.259-268


Просмотров: 465 | Загрузок: 76
Автор: Сорокина И.Т.
Теги: вставные слова
Предмет: Русский язык


Похожие образовательные материалы:
Всего комментариев: 0
avatar