Конспект и презентация к уроку русского языка "Бессоюзные предложения"

Цели и задачи урока:

Образовательные.

1. Установить смысловые отношения между простыми предложениями в союзных и бессоюзных предложениях.

 2. Определять интонационные особенности бессоюзных сложных предложений и на этой основе правильно выбирать знаки препинания.

3. Систематизировать знания учащихся о постановке запятой в простом и сложном предложениях.

 

Развивающие.

Формирование общеучебных умений и навыков:

- умение устанавливать смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения;

- умение правильно ставить знаки препинания в предложениях указанной структуры.

Формирование языковых компетенций:

 - помочь учащимся в осознанном владении речевыми нормами в жизни человека.

   

3.Воспитательные.

    - прививать любовь к русскому языку как к учебному предмету.

 

Методы и приемы:

работа в группах;
отработка приема «Действие по аналогии».

    

Межпредметные связи:

с литературой;
с изобразительным искусством.

Оборудование:

презентация к уроку ( 24 слайда), интерактивная доска.

 

                                                     Ход урока.

 

1. Организационный момент. Слово учителя. (слайд № 2;3)

Постановка целей и задач урока. Создание эмоционального настроения учащихся на восприятие материала урока.

 

2. Повторение ранее изученного.

Назовите основные группы сложных предложений (слайд № 4)

Объясните устно расстановку знаков препинания в данных предложениях (слайд № 5)

 

3. Подготовка к изучению нового материала (слайд № 6).

 Объяснение нового материала.

  В бессоюзных сложных предложениях ставятся:

                    -запятая

                    -точка с запятой

                    -двоеточие

                    -тире   (слайд №7)

              

  Записывают предложение М.Ю.Лермонтова, учитель объясняет постановку знаков препинания (запятой), проводится наблюдение над интонационными особенностями предложения (слайд № 8)

   На примере предложений из произведений Ф.М. Достоевского  и М.Е. Салтыкова-Щедрина (слайды № 9;10) учитель объясняет постановку знаков препинания (точки с запятой). И напоминает обучающимся о вкладе этих писателей в русскую литературу.

Интонация этих предложений отличается от предшествующего: точка с запятой требует значительной паузы между предложениями и понижения голоса, почти как на точке. Такие предложения читаются в замедленном темпе, спокойным и несколько пониженным голосом. Учитель акцентирует внимание девятиклассников на том, что главным, ведущим признаком, определяющим выбор запятой и точки с запятой, является всё-таки смысловые отношения между частями сложного предложения и степень их распространённости. Запятая и точка с запятой часто используются художниками слова в описаниях природы. Таким образом, интонация в устной речи и знаки препинания в письменной выражают смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения.

Вывод делают ученики совместно с учителем (формулируют правило о постановке знаков препинания в бессоюзном сложном предложении)  (слайд № 11).

4. Закрепление нового материала. Работа в группах.

Тренировочные упражнения:

1) Ученики записывают предложения  (слайд № 12), применяя правило, с последующим самоконтролем (слайд №13).

2)Устная фронтальная беседа. Делают вывод, опираясь на (слайды №14;15).

5. Проверка усвоения нового материала.

Самостоятельная работа (слайды №16;17) также предусматривает последующую проверку и объяснение, но данный вид работы выполняется учениками уже на оценку.

 6.  Рефлексия (слайды №18;19;20;21;22).

 6.  Домашнее задание.

Выучить правило стр. 126-127; упр. № 193.


Просмотров: 133 | Загрузок: 66
Автор: Шумкова С.А.
Теги: бессоюзное предложение
Предмет: Русский язык


Похожие образовательные материалы:
Всего комментариев: 0
avatar