Конспект и презентация к уроку развития речи в 9 классе "Подготовка к изложению"

Цели по содержанию:
а) образовательная: способствовать подготовке к ГИА по русскому языку, познакомить
с некоторыми фактами биографии немецкого композитора Людвига вана Бетховена и двумя
версиями создания «Лунной сонаты»;
б) развивающая: совершенствовать умения усваивать информацию с помощью ТСО,
осуществлять самопроверку и вносить коррективы в работу, выделять логические части тек-
ста (микротемы), писать изложение, используя разные способы сжатия текста, заменять пря-
мую речь косвенной;
в) воспитательная: содействовать формированию эстетического вкуса и ценностного
отношения к грамотной письменной речи.
Методы: репродуктивный, объяснительно-иллюстративный (И. Я. Лернер, М. Н. Скат-
кин).
Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, индивиду-
альная.
Средства обучения и оборудование:
1) текст для изложения;
2) презентация PowerPoint.
3) компьютер / ноутбук;
4) мультимедийный проектор (плазменная панель).
Текст для изложения
Это было в Бонне. Однажды в лунный весенний вечер я зашёл к Бетховену. Я хотел
прогуляться с ним. Вскоре мы шли по тёмной и узкой улице. Вдруг Бетховен неожиданно
остановился. «Подожди, - сказал он. - Кто-то играет мою сонату и как хорошо играет». Мы
стояли около бедного маленького домика и слушали с восхищением. Через некоторое время
музыка оборвалась, и мы услышали сдержанное рыдание. «Я не могу больше играть, - гово-
рил чей-то голос. - Я понимаю, что играю не так… Если бы когда-нибудь услышать это в ис-
полнении настоящего большого музыканта!»
- Перестань, сестра, - возразил другой голос. - Зачем мечтать о невозможном?
- Войдём, - сказал Бетховен, и голос его дрогнул.
Он отворил дверь, и мы вошли. Молодой человек чинил старый сапог. У старомодного
рояля сидела девушка.
- Извините, - сказал Бетховен, - я слышал здесь музыку, и мы вошли; я тоже музыкант.
Я слышал, что вы говорили. Вам хочется музыки? Я поиграю вам…
- Спасибо, - сказал хозяин, - но инструмент наш слишком плох, и у нас нет нот.
- Нет нот, - повторил Бетховен, - но как же вы играете?
Он взглянул в глаза девушке, и только тут мы заметили, что она была слепа.
- Извините, - сказал Бетховен, - но где вы слышали то, что сейчас играли?
- Несколько лет назад около нас жила дама, она очень хорошо играла, и я многое за-
помнила.
Бетховен ничего не сказал, сел за рояль и заиграл. Никогда и ни перед кем не играл
Бетховен так, как играл в жилище бедного сапожника и его слепой сестры. Брат и сестра
слушали, затаив дыхание. Единственная свеча, освещавшая комнату, вдруг вспыхнула и по-
гасла. Бетховен остановился, а я отворил ставни, и лунный свет вливался в комнату. Голова
Бетховена опустилась на грудь, руки неподвижно лежали на коленях, он казался погружён-
ным в глубокое раздумье…
Бетховен заиграл ту самую сонату, которую играла слепая девушка. Крик восторга вы-
рвался у брата и сестры, они бросились к Бетховену и припали к его рукам.
- Мы узнали! Вы Бетховен! - повторяли они.
Он встал и собрался уходить, но они удержали его. Он не протестовал и снова сел за
рояль. По-прежнему спокойно и ясно светил месяц и освещал величавую голову Бетховена,
его мощную и благородную фигуру. «Я хочу, - проговорил он, - написать новую сонату и по-
святить её лунному свету». Он глядел в окно, где плыла луна и мерцали далёкие звёзды.
Мы вышли. «Мне надо домой, - сказал Бетховен, - надо написать мою лунную сонату,
пока я слышу её».
Он просидел всю ночь и следующее утро. Так создалась «Лунная соната», которой бу-
дут наслаждаться люди, пока стоит мир1. (420 слов.)
Вступление
Слайд 2. Учащимся предлагается отгадать композитора по отдельным характеристикам,
которые дополняют друг друга (анимация по щелчку).
Людвиг Ван Бетховен – немецкий композитор, которого нередко считают величайшим
творцом всех времён. Его творчество относят как к классицизму, так и к романтизму; на са-
мом же деле оно выходит за рамки подобных определений, так как сочинения Бетховена –
это прежде всего выражение его гениальной личности. Действительно, гениальной, ведь
поздние произведения он написал, будучи уже абсолютно глухим. Известен такой факт. В
1824 году во время исполнения Девятой симфонии с её хоровым финалом на текст оды «К
радости» немецкого поэта Фридриха Шиллера Бетховен стоял рядом с дирижёром. Зал был
покорён мощной кульминацией в конце симфонии, публика неистовствовала, но Бетховен не
оборачивался. Тогда одному из певцов пришлось взять его за рукав и повернуть лицом к
слушателям, чтобы композитор поклонился.
Слайд 3. Учащимся предлагается назвать одно из самых известных произведений Бет-
ховена («Лунная соната»), затем послушать его фрагмент (гиперссылка по картинке с нотой)
и описать то, что они представляют, слушая эту музыку.
Какова же история создания этого чарующего произведения? В 1800 году Бетховен по-
знакомился с аристократической итальянской семьёй Гвиччарди. 16-летняя Джульетта Гвич-
чарди пожелала брать уроки игры на фортепиано у знаменитого маэстро. Она была хороша
собой, общительна и кокетлива, и 30-летний Бетховен влюбился в неё. Он написал в состоя-
нии великой любви, восторга и надежды сонату № 14, посвятив её Джульетте Гвиччарди.
1 Миллер Ц. Г., Розентретер Е. А. Сборник текстов для изложений с грамматическим заданием
[Текст]: Пособие для преподавателей педагогических училищ. – М.: Просвещение, 1976. – с. 82 – 83.
Правда, ветреная кокетка предпочла гению 18-летнего графа Роберта фон Галленберга. А на-
звание «Лунная соната» появилось лишь в 1832 году, когда немецкий поэт Людвиг Рель-
штаб, друг Бетховена, увидел в первой части образ швейцарского озера Люцерн с отражаю-
щимся от поверхности лунным светом.
Первое чтение текста
Слайд 4. Учащимся предлагается послушать другую версию создания «Лунной сона-
ты».
Работа над орфографией
Слайд 5. Учащимся предлагается записать под диктовку слова и словосочетания и про-
верить себя (анимация по щелчку): в Бонне, лунный весенний вечер, Бетховен, неожиданно
остановился, кто-то, слушали с восхищением, сдержанное рыдание, чей-то голос, когда-
нибудь, возразил, отворил дверь, чинил старый сапог, старомодный рояль, извините, здесь,
хозяин, никогда и ни перед кем, затаив дыхание, свет вливался в комнату, казался погружён-
ным в глубокое раздумье, по-прежнему, величавая голова, мощная и благородная фигура,
посвятить сонату, следующее утро, будут наслаждаться.
Работа над содержанием
Слайд 6. Во время второго чтения учащимся предлагается разделить текст на логиче-
ские части (микротемы) и составить простой план (анимация по щелчку).
Слайды 7 – 10. Учащимся предлагается вспомнить основные способы сжатия текста
(исключение, упрощение, обобщение), попрактиковаться в сжатии фрагментов текста этими
способами, поделиться получившимися вариантами и проверить себя (анимация по щелчку).
Итоговое чтение текста и задание (слайды 11 – 12)


Просмотров: 912 | Загрузок: 65
Автор: Шиляева Е.Г.
Теги: сжатое изложение
Предмет: Русский язык


Похожие образовательные материалы:
Всего комментариев: 0
avatar