Конспект и презентация к уроку развития речи в 9 классе по теме «Путевые заметки»

Цели:

Образовательные:

повторение и углубление знаний о публицистическом стиле речи, полученные в  7-8 классах (речеведческую теорию, жанры: заметка в газету,  репортаж, эссе, портретный очерк, интервью);
сообщение новых знаний по стилистике, знакомство с новым жанром публицистической речи – путевыми заметками (структурой, языковыми особенностями жанра);
отработка умений и навыков опознавания жанра путевых заметок на основе анализа задачи и предметного содержания высказывания
отработка умений и навыков сжатия текста с учетом его типологического строения;
формирование умения писать сочинения в жанре путевых заметок (с опорой на речеведческие знания).

 

Развивающие:

развивать умение пользоваться языком общения (коммуникативную компетенцию учащихся);
развивать логическое мышление,  навыки самоконтроля, необходимого на этапе совершенствования речи;
развитие навыков самостоятельной работы с лингвистическим текстом при изучении нового материала, умений  доказывать свою точку зрения.

 

Воспитательные:

воспитывать стремление к самоконтролю и рефлексии;
формировать нравственную  позицию учащихся, чуткость, чувство принадлежности и единения со своей Родиной;
 воспитание сознательного интереса к родному языку как средству получения знаний.

 

Оборудование и наглядные пособия:

компьютер / ноутбук, проектор, экран / интерактивная доска;
презентация;
приложение  (текст из упражнения 189,  раздаточный материал);
видеоролик «Восьмое чудо света» (автор -  Е.Е.Егорова)
Русский язык. 9 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / М.М.Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос, В.В.Львов; под ред. М.М.Разумовской, П.А.Леканта. – 12-е изд., перераб.- М.: Дрофа, 2010г.
тетради учащихся.

 

План урока:

 

Организационный момент.

 

      II. Постановка темы и целей урока. Ознакомление обучающихся с планом урока.      

 

III. Актуализация и систематизация опорных знаний по теме «Публицистический стиль речи», публицистическая разминка;

 

IV. Изучение нового материала. Самостоятельная работа с учебником. Составление плана, опорного конспекта.

 

V. Закрепление новой темы (работа с текстом упражнения №189, просмотр видеоролика «Восьмое чудо света»);

 

 VI. Итоги урока. Рефлексия. 

 VII. Домашнее задание.

 

ХОД УРОКА

 

I. Организационный момент: определение готовности к уроку, приветствие, отметка отсутствующих в классном журнале.

II. Постановка темы и целей урок: запись числа и темы урока в тетрадях. Ознакомление обучающихся с планом урока.

Слайд 1 – тема урока  (Путевые заметки).

Слайд 2 –  цели урока: знания и умения, которые вы сегодня должны повторить, систематизировать и показать:

повторить и углубить знания о публицистическом стиле речи;
познакомиться с новым жанром публицистической речи – путевыми заметками (структурой, языковыми особенностями жанра);
отработать умения и навыки опознавания жанра путевых заметок на основе анализа задачи и предметного содержания высказывания;
отработать умения и навыки сжатия текста с учетом его типологического строения;
формировать умения писать сочинения в жанре путевых заметок.

 

Слайд 3 – план урока

Повторение теоретического материала по теме «Публицистический стиль речи»;
Речевая разминка;
Путевые заметки (знакомство с жанром);
Закрепление новой темы (работа с текстом упражнения №189, просмотр видеоролика «Восьмое чудо света»);
Итоги урока. Рефлексия;
Домашнее задание.

III. Актуализация и систематизация опорных знаний по теме «Публицистический стиль речи», публицистическая разминка;

 

Обучающиеся отвечают на вопросы:

Слайд 4 - Публицистический стиль (повторение):

Назовите известные вам стили речи. ( разговорный, научный, официально-деловой, художественный, публицистический стиль).
От чего зависит использование того или иного стиля? (от речевой ситуации).
Укажите речевую ситуацию для публицистического стиля.

                             где? (официальная обстановка)

Р.С.                с кем? (1 – много)

                       зачем? (воздействие с целью убедить)

Какие стилевые черты присущи публицистическому стилю? (призывность, эмоциональность, злободневность)
Назовите известные вам жанры публицистики (заметка в газету, репортаж, интервью, портретный очерк, эссе).

Слайды 5, 6  – публицистическая разминка.

На доске вы видите определения. Вы должны определить, что это за жанр публицистики.

1. О событии рассказано как о процессе. (Репортаж)

2. Главную роль в тексте этого жанра играют не факты, а впечатления и ассоциации. (Эссе).

3. В центре внимания – выдающаяся личность. (Портретный очерк).

4. Краткое сообщение в печати. (Заметка в газету).

5. Предназначенная для печати (или передачи по радио или телевидению) беседа с каким-либо лицом. (Интервью).

6. Тексты этого жанра подобны фотографиям, которые мы делаем во время путешествия.

(Путевые заметки.)

IV. Изучение нового материала. Самостоятельная работа с учебником. Составление плана, опорного конспекта.

Учитель: Опираясь на наши речеведческие знания, опыт работы с текстами различных жанров, структуру работы с новым понятием,  мы вместе создадим сегодня конспект-опору  нового понятия. Итак, переходим к работе над  теоретическим  понятием  «Путевые заметки».

Слайд 7 – План работы над жанром:

Знакомство с целевой установкой, предметным содержанием, особенностями строения и языковыми средствами, типичными для жанра;
усвоение этих сведений в процессе анализа готовых текстов;
обучение активному использованию их в своей живой речи.

 

Самостоятельная работа с учебником (прочитать параграф № 22, составить план, рассказать о путевых заметках, используя вопросы).

Слайд 8 – вопросы, используя которые учащиеся рассказывают о путевых заметках.

Разновидностью чего являются путевые заметки?
Что такое путевые заметки, о чем в них рассказывается?
Путевые заметки субъективны или объективны?
С чем можно сравнить путевые заметки и каково их назначение?
Какой тип речи является ведущим?
Какие еще типы речи используются в путевых заметках?

Слайд 9 – опорный конспект (запись  в тетрадь).

 

V. Закрепление новой темы (работа с текстом упражнения №189, просмотр видеоролика «Восьмое чудо света»).

1. Подготовленный ученик выразительно читает текст упражнения №189 (приложение №1), чтениетекста сопровождается слайдами.

Текст (упражнение №189).

   Слайд 10 -  Все началось еще ранней весной, в апреле, а может быть, даже в марте. Из газеты «Известия» мы узнали, что возобновил работу туристский теплоходный маршрут к «Северным островам». Нам очень хотелось побывать на Соловках и в Кижах. Мы купили путевки и стали ждать, когда же наступит август.

    Как мы и предполагали, поездка оказалась очень интересной. Всего 16 дней, а впечатлений – будто путешествовали год!

     Слайд 11 - Кемь…  Самый северный пункт нашего маршрута. Полярный день был уже на изломе. Солнце садилось в 10, а в июле, говорят, там и в час ночи светло, как днем. Слайд 12 - Было сухо, жарко, совсем как в Крыму. Мы купались в Белом море, совсем как в Черном.

    Слайд 13 - Из Кеми съездили в Беломорск посмотреть петроглифы, «бесовы следки» - наскальные рисунки доисторического человека. Слайд 14 - Пешком ходили на реку Охту, знаменитую своими порогами – 100 с лишним порогов на протяжении 70 километров. Слайд 15 - Провели ночь в лесу – в палатках, у костра. Затем вернулись на турбазу. Слайд 16 - Ходили по реке Кеми по бонам (так здесь говорят). Боны – это дорога-мост из сбитых плотов, через всю реку, ширина которой в этом месте (у города Кемь) не менее двух километров. Очень сильное впечатление, до головокружения: идешь по плотам, они, естественно, без перил, неширокие, бревна мокрые, скользкие, под ногами шевелятся, «дышат», а под ними вода несется со страшной силой.

    Слайд 17 - На пятый день отправились на Соловецкие острова. С ними связаны самые острые ощущения, очень разные по характеру.

    Слайд 18 - Уже в пути нас застал шестибалльный шторм. А речной теплоход «Лермонтов» - единственная связь с островами – к нему не приспособлен. Нас трясло, качало, заливало водой. Плохо было…

    Слайд 19 -  Затем нас полоснула казематным сервисом соловецкая турбаза – она расположении в бывшем монастыре, где в недавние годы была тюрьма. Чтобы выдержать промозглую сырость и холод 59-го номера, приходилось на ночь натягивать на себя всю шерстяную наличность.

     Слайд 20 - Остальное же было чудесно: монастырская крепость, мощь ее стен и башен, сделанных из крупных валунов; (слайд 21)  суровая архитектура соборов и служб (одна трапезная чего стоит!); двухкилометровая дамба из тех же валунов, ведущая прямо по морю на соседний остров Большую Муксалму; (слайд 22)  система каналов, соединивших цепь озер, и кругом леса, леса, леса…

     Слайд 23 - Потом был Петрозаводск и поездка в Кижи. Слайд 24 - О Кижах говорить почти невозможно, их надо видеть, и не на фотографиях, а в натуре, потому что в том сильном впечатлении, которое они производят на месте, трудно разобраться, трудно понять, кто «повинен» в нем больше – то ли древнерусские зодчие, то ли щемящее скромная природа острова. (Просмотр видеоролика «Восьмое чудо света». Открывается гиперссылка при нажатии на заголовок слайда №24).

2. Анализ текста упражнения №189 по плану (план анализа текста определенного стиля распечатан для каждого ученика). Приложение № 2. – слайды 25, 26, 27.

План анализа текста определенного жанра.

1. К какому стилю и жанру относится текст?

2. Назовите тему, стоящую перед журналистами задачу и в связи с этим основную мысль высказывания.

3. Укажите, сколько в тексте микротем. Какие?

4. Составьте план текста.

5. Какие типовые фрагменты используются в тексте?

6. Какова текстовая функция каждого фрагмента?

7. Какой тип речи, может быть, явно не выраженный, объединяет все фрагменты в единый текст?

8. Рассмотрите, как строятся абзацы (на 1- 2 примерах). Найдите в них зачин (тематическую фразу), среднюю часть (развитие микротемы), концовку.

9. Выясните, как связываются абзацы друг с другом: с помощью слов, обозначающих время (вопрос когда?), или с помощью слов, обозначающих пространство (где? куда?). Другими словами, выясните, как развертывается текст: во временной или в пространственной перспективе.

10. Какие изобразительно-выразительные средства языка использованы в тексте? Назовите их, определите их роль.

 

3. Задание по тексту упражнения № 189.

 Слайд 28 -  Подготовьте устный сжатый рассказ, включив в него только информацию повествовательного характера (где побывали путешественники и что они там делали).

  Слайд 29 - Сопоставьте получившийся сокращенный вариант путевых заметок с полным текстом и расскажите о функции рассуждений, описательных и оценочных фрагментов в этом жанре. Достигает ли высказывание цели, если оно выполнено только посредством повествования?

VI. Итоги урока. Рефлексия.

Слайд 30 - Рефлексия. Ответить на вопросы.

 

Интересно ли вам было на уроке?

Как вы считаете, удалось ли нам достичь поставленных целей урока?

Что вами усвоено хорошо?

Какие вопросы вызвали затруднения?

Над чем надо еще поработать?

VII. Домашнее задание (дифференцированное).

Обучающиеся сами выбирают вариант домашнего задания.

Слайд 31 - Домашнее задание №1. Упражнение №190.

    Продолжите текст упражнения 189. Попытайтесь сделать то, что автор путевых заметок считает невозможным, - рассказать о Кижах по фотографиям.

    Рассмотрите цветные вклейки в учебнике или используйте иллюстрации из интернета и расскажите о деревянном зодчестве России: опишите соборы, жилой дом, мельницу, непритязательную природу нашего заповедного Севера.

    Приветствуется создание презентации.

Слайд 32 - Домашнее задание №2 *. Упражнение № 191.

    Может быть, и вы куда-то ездили этим летом или в каникулы? Если у вас сохранились фотографии, рассмотрите их; припомните, что  вас особенно поразило или заинтересовало в поездке, что нового вы узнали, что вы, возможно, впервые увидели.

   Напишите сочинение в жанре путевых заметок. Подумайте, в какой перспективе вы будете развертывать текст; какие синтаксические конструкции, слова и выражения помогут вам связать абзацы; какие типовые фрагменты вы включите в повествовательную основу текста; какие изобразительные и эмоционально-оценочные средства языка вы используете в своем сочинении.

   Приветствуется создание презентации с использованием своих фотографий.

 

Слайд 33 – Спасибо за работу. До свидания.

Слайд 34 – Информационное обеспечение:

Использованная литература:

Русский язык. 9 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / М.М.Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос, В.В.Львов; под ред. М.М.Разумовской, П.А.Леканта. – 12-е изд., перераб.- М.: Дрофа, 2010г.
Уроки русского языка в 9 классе: поурочные планы по учебнику М.М.Разумовской, С.И.Львовой, В.И.Капинос, В.В.Львова / сост. О.А.Финтисова.- Волгоград: Учитель, 2010.

Слайд 35 – Информационное обеспечение источник шаблона:


Просмотров: 1576 | Загрузок: 161
Автор: Хлопушина Н.В.
Теги: заметки
Предмет: Русский язык


Похожие образовательные материалы:
Всего комментариев: 0
avatar