Конспект и презентация к уроку математики "Стандартный вид числа"

Цели:

Образовательные: Обобщить знания о стандартном виде числа, показать использование в разных науках (астрономия, физика), закрепить умение выполнять операции с числами, представленными в стандартном виде. Научиться решать задачи, используя стандартный вид числа.

Воспитательные: воспитание аккуратности, дисциплины, настойчивости, ответственного отношения к учебе. Воспитывать чувства товарищества, вежливость.

Развивающие: развитие памяти, речи, любознательности, познавательного интереса; формирование представлений о математическом языке, его компонентах.

 

Оборудование:

- Алгебра: учеб. для 8 класса общеобразоват. учреждений / Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.И. Нешков, С.Б. Суворов; под ред. С.А. Теляковского. – 3-е изд. – М. : Просвещение, ОАО «Московские учебники», 1995.

- Доска

- Карточки

- Презентация

 

Структура урока.

Проверка д/з. (7 мин.)
Актуализация знаний (4 мин.)
Постановка темы и цели урока, мотивация (6 мин.)
Применение изученного в стандартных условиях (10 мин.)
Применение в новых или измененных условиях (16 мин.)
Подведение итогов и постановка д/з (2 мин.)

 

Ход урока.

 

Проверка д/з.

Учитель проводит фронтальную проверку тетрадей.

 

Актуализация знаний.

Учитель: Что называют стандартным видом числа L?

Ученики: Стандартным видом числа L называют его запись в виде а , где , n – целое число. Число n – называют порядком числа L.

Учитель: Давайте вспомним, как мы можем представить число в стандартном виде.

Формулируется алгоритм перевода. Слайд 2.

1. Поставить в данном числе α запятую так, чтобы в целой части оказалась одна цифра, отличная от нуля.

2. Посчитать количество цифр, на которое сместилась запятая,

3. Определить знак порядка числа n : n>0, если α>10; n<0, если α<1

 

Постановка темы и цели урока, мотивация.

Учитель формулирует тему урока: «Стандартный вид числа», ставит цель урока: научиться записывать число в стандартном виде.

В окружающем нас мире встречаются очень большие числа. Слайд 3. Такие числа, как миллион. (Обсуждение таблицы)

Учитель задает вопросы:

Как представить 1 миллион в стандартном виде?

Как представить октиллион в стандартном виде?

Именно для того, чтобы такие большие числа было удобно представлять, сравнивать и выполнять с ними операции вводится стандартный вид записи числа.

Как можно представить в стандартном виде 5 септиллионов?

А 11 нониллионов?

 

Применение изученного в стандартных условиях .

Слайд 4. Вы видите таблицу, где дано расстояние от каждой планеты до Солнца. Нам надо их расположить в порядке удаления от Солнца. Т.е. по возрастанию. Для того чтобы это сделать, в карточках ученики самостоятельно записывают каждое число в стандартном виде. После чего проверяют вместе с учителем.

Далее ученики самостоятельно располагают планеты в порядке возрастания. Производится проверка при помощи презентации. Слайд 5.

 

Применение в новых или измененных условиях.

 Предлагается решить первую задачу. (Для учащихся со слабым зрением она продублирована на карточке (Приложение 1). А также для учащихся, которые решают быстрее всего класса продублированы остальные задачи на карточках)

Задача 1.  Слайд 6.

Луч света за 1спробегает расстояние 3 · 105 км.

В году 3 · 107 с.Какое расстояние пробегает световой луч за год? (это расстояние называют световым годом)

Обсуждение решения и последующая запись: ( 3 · 105  )· (3 · 107 )=( 3 · 3 ) · ( 105 · 107 )= 9 · 1012. Световой год = 9 · 1012 км

 

Задача 2. Слайд 7.

Туманность Андромеды удалена от нас на 2,3 · 106 световых лет. Сколько километров до нее?  Решают задачу самостоятельно, после чего производят проверку.

(2,3 · 106 ) · (9 · 1012) = (2,3 · 9) · (1012 · 106) = 20,7 · 1018

Стандартный вид :2,07 · 1019 км

 

Слайд 8.

Что больше масса Земли или масса Марса? Масса Земли больше, т.к. порядок больше.

Чтобы ответить на следующие вопросы выходит ученик к доске. Поэтапно появляется решение на проекторе.

 

Слайд 9.

Какое количество теплоты поглощают при плавлении тела из серебра, золота, платины, если удельная теплота плавления серебра равна 0,87 · 105 Дж/кг, золота – 0,67 · 105 Дж/кг, платины – 1,1 · 105 Дж/кг. Масса каждого тела 10 г, и тела взяты при температуре плавления.

Пользуемся формулой: Q=λ · m

Сначала переводят граммы в килограммы: m = 10г = 0,01 кг

Каждое число представляется в стандартном виде, после чего пользуются данной формулой.

Решение:

сер. = 8,7 · 104 Дж/кг · 10-2 кг = 8,7 · (104 · 10-2 ) Дж =8,7 · 102 Дж
зол. = 6,7 · 104 Дж/кг · 10-2 кг = 6,7 · (104 · 10-2 ) Дж =6,7 · 102 Дж
сер. = 1,1 · 105 Дж/кг ·  10-2  кг = 1,1 · (105 · 10-2 ) Дж = 1,1 · 103 Дж

Если остается время предлагается рассмотреть с учениками Таблица пересчета приставок дольных и кратных десятичных единиц физических величин (Слайд 10).

Предложены следующие задания:

Пересчитать емкость конденсатора в 4,7 нФ в микрофарады и пикофарады.
Пересчитать длину волны 0,45 мкм в метры и нанометры.

 

Подведение итогов и постановка д/з.

Результаты урока: научились решать задачи, используя стандартный вид числа. Для выполнения операций со стандартными числами пользовались свойствами степени с целым показателем.

Домашнее задание: №966, 967, задача на карточке:

 

Задача.

 Какое количество теплоты выделяется при полном сгорании спирта массой 200г, если удельная теплота сгорания спирта равна 2,7·107 Дж/кг?


Просмотров: 1716 | Загрузок: 362
Автор: Карташова И.Ю.
Теги: число
Предмет: Математика


Похожие образовательные материалы:
Всего комментариев: 0
avatar