Конспект и материалы для интерактивной доски к уроку математики «Функции и графики. Повторение, 9 класс»

   Предлагаемый урок – это итоговый урок повторения  и систематизации знаний по теме «Функции и графики» в 9 классе в  рамках подготовки учащихся к аттестации. Материал рассчитан на достаточно подготовленный класс, формы работы фронтальная беседа, работа в группах с  консультантами, работа в парах.

   Презентация урока создана на базе программного обеспечения ActivInspire  для интерактивной доски компании Promethean.

Цели урока: систематизировать знания учащихся по теме «Функции и графики», показать применение этих знаний при исследовании свойств и построении графиков функций на примерах  заданий из второй части сборника  для проведения письменного экзамена по алгебре за курс основной школы.

Задачи урока:

 - повторить определения функции и графика функции, формулы, задающие изученные функции и способы  построения их графиков;

 - рассмотреть построение графиков  кусочных функций и функций с модулем;

 - применить  графики функций в заданиях с параметрами;

Оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска «Прометей», приложение на электронном носителе  - флипчарт урока, на каждой парте сборники заданий для проведения письменного экзамена по алгебре за курс основной школы. 9 класс. /Л. В. Кузнецова и др./

Формы работы: фронтальная беседа, работа в группах с  консультантами, работа в парах.

Приложение:  флипчарт  открытого урока «Функции и графики. Повторение,9 класс».

Инструкция:   Для работы с флипчартом на компьютере должно быть установлено ПО ActivInspire к  интерактивной доске «Прометей»  .

    Для открытия флипчарта дважды щелкнуть ручкой или электронной указкой по названию флипчарта , закрыть появившееся окно панели управления, на экране появится  первая страница флипчарта.  Передвижение на следующую страницу осуществляется нажатием на символ на панели справа. Если синий прямоугольник закрывает информацию, это скрытый объект, надо щелкнуть по нему один раз мышью или указкой. На страницах 10-13 при выборе соответствия вызванный ученик перетаскивает цветной кружок  или формулу к соответствующей надписи или рисунку.

Ход урока:

Оргмомент. Сообщение темы и целей урока  (стр.1 флипчарта).

      2.   Обсуждение домашнего задания ( консультанты в заранее установленных группах отметили выполнение домашнего задания):

Построить график функций и описать свойства:

Проговаривается  с помощью интерактивной доски план построения графика (стр.3), проверяется правильность построения графика (стр.4), устно обсуждаются область определения и свойства функции, вопрос сколько может с этим графиком иметь общих точек прямая у = m ( условия вписываются  во время урока прямо на доске, прямые можно подвигать) и перечисляются  все случаи (стр.5)  решения уравнения 

б)  № 5.19 (2)

   Правильность построения графика проверяется по доске (стр.6).

   Свойства функций проговариваются учащимися устно.

3.Фронтальная беседа с классом:

   Дайте определение функции (стр.7)

   Каковы способы задания функции? Что называется графиком функции? (стр.8).

   Какие из данных чертежей не являются графиками  функций? (стр.9)

   Вспомним формулы, задающие линейную функцию; функцию прямой пропорциональности; функцию обратной пропорциональности; квадратичную функцию.

   Выберите для каждой формулы соответствующий график «перетаскиванием» формулы

на интерактивной доске (стр.10 ):

   Найдите соответствия графиков линейных функций заданным формулам  (стр.11). Соответствие устанавливается с помощью «перетаскивания» учащимися  цветных кружочков.

   Повторить  алгоритм построения графика линейной функции.

   Найдите соответствия графиков функций обратной пропорциональности заданным формулам (стр.12).

   Повторить алгоритм построения графика функции обратной пропорциональности.

   Найдите соответствия графиков квадратичной функций заданным  формулам ( стр.13).

   Повторить алгоритм построения графика квадратичной функции.

4.  Устные задания:

Для функций :    у = 3х-12    и                (стр.14)

назвать область определения и множество значений функций, точки пересечения  графика с осями, (для квадратичной функции координаты вершины параболы), промежутки монотонности, наибольшее и наименьшее значения функции.

5. Работа в группах  (заранее определены  4 группы, в каждой группе консультант (сильный ученик) помогает, отвечает на вопросы уч-ся в группах, отмечает выполнение ребятами заданий в своем списке):

   1. Построить график функции:

1 группа

2 группа

3 группа

4 группа

После завершения задания ученики проговаривают порядок построения графика (скрытый текст под синим прямоугольником) (стр.15) и проверяют правильность построения по доске (стр.16).

2.Повторить устно алгоритм построения графика кусочной функции.

Выполнить задание из сборника:

Правильность построения графиков проверяется с помощью интерактивной доски

( стр.18).

Консультанты сдают результаты своих групп.

6. Работа в парах, с последующей проверкой друг у друга.

Выполнить задание  из экзаменационного сборника № 5.33  (1) и № 5.32  (1)

Скрытые чертежи на стр.19  позволят быстро проверить  правильность построения и проговорить  алгоритм построения графиков квадратичных функций с модулем.

Для построения графика функции  № 5.32  (1) надо сохранить ту часть графика функции, точки которой находятся на оси ОХ или выше, и симметрично отобразить относительно оси ОХ ту часть графика функции, которая расположена ниже оси ОХ.

Для построения графика функции № 5.33  (1)  надо сохранить ту часть графика функции, точки которой находятся на оси ОУ или справа от нее, и симметрично отразить эту часть относительно оси ОУ.

7.  Подводится  итог урока, уч-ся сдают свои работы, записывают домашнее задание       (стр.  20).

 

Список использованной литературы:

1. А. Г. Мордкович, Алгебра. 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / А. Г. Мордкович. - М.: Мнемозина, 2007.
 А. Г. Мордкович, Алгебра. 9 класс: задачник для общеобразовательных учреждений. - М.: Мнемозина, 2007.
Алгебра. Тесты для промежуточной аттестации. 7-8 класс. Издание второе, переработанное. Под редакцией Ф.Ф. Лысенко. Ростов-на-Дону: Легион, 2007.
Задачи повышенной трудности в курсе алгебры 7-9 классов: Книга для учителя. Н.П. Кострикина. – М.: Просвещение, 1991.
Сборник заданий для подготовки к государственной аттестации в 9 классе. Л.В.Кузнецова, С.Б.Суворова, Е.А.Бунимович и др. – М.:Просвещение, 2009.
Брошюра: С.Л.Островский, Д.Ю.Усенков «Как сделать презентацию к уроку?».


Просмотров: 281 | Загрузок: 60
Автор: Шишорик Е.С.
Теги: функция, график
Предмет: Математика


Похожие образовательные материалы:
Всего комментариев: 0
avatar