Урок истории "Верхи не могут, низы не хотят. Причины Февральской революции 1917 года"

Актуальность темы: проблемные уроки предназначены для активизации учебной деятельности учащихся. Решение учебных задач в группах направлено на воспитание гражданской активности и ответственности, способности формулировать, аргументировать и выражать свою собственную позицию.

Тип урока: проблемный урок-поиск

Форма урока: исследовательская работа

Содержательная проблема урока: разрешение противоречия между обезличенными знаниями государственного стандарта о причинах революции 1917 года в отечественной истории, которые должны быть усвоены всеми учащимися, и собственными результатами, выработанными теми же учащимися в самостоятельной деятельности.

Дидактико-технологическая проблема урока: разрешение противоречия между фронтальными средствами обучения, предназначенными для класса в целом и индивидуально-групповыми средствами, которые позволяют каждому ученику прийти к значимому для него лично результату.
Исследовательская проблема урока: разрешение противоречий между традиционной дидактикой и методикой и вариативными образовательными технологиями.

Цели по содержанию урока:

Образовательная – усвоение всеми учащимися стандартного минимума фактических сведений о событиях, биографиях, официально принятых оценках значения событий революции 1917 года.
Развивающая – формирование умения обобщать путем сравнения, постановка и решение проблем, оперирование понятиями, рассуждение по аналогии.
Воспитательная – развитие интереса к прошлому, склонностей к сравнению прошлого и настоящего, опыта поколений и собственного жизненного опыта, оценка явлений прошлого с позиций эстетических, личностных, нравственных. Выработка личностной патриотической позиции, что подразумевает включение себя в контекст происходящего.

Образовательные технологии урока:

диалоговое обучение в динамических парах (А. Ривин, В. Дьяченко)
индивидуализация обучения ( И.Унт, А. Границкий, В. Шадриков)
вероятностное образование (А. Лобок)

Оборудование:

мультимедиа-проектор
карта «Российская империя в конце XIX- начале XX века»
дидактические материалы для каждой группы
учебник Данилов А.А, Косулина Л.Г. История России ХХ – начало ХХI века, М., 2009
презентация «Верхи не могут, низы не хотят»

 

План урока, хронометраж

1. Организационный момент.

1 минута.

2. Первичная актуализация, мотивация.

3 минуты.

3. Системная актуализация: восстановление навыков составлять таблицы, запоминать минимум событий, фактов

7 минут

4. Переход к обучающей части

1 минута

5. Знакомство с новым материалом, составление таблицы для обобщения и оценок причин революции 1917 года

10 минут

6. Переход к закреплению

1 минута

7. Заполнение таблицы в группах, обмен оценками причин революции

10 минут

8. Содержательный итог: резюме учащихся, педагогический – слово учителя

5 минут

9. Окончание: рефлексия

2 минуты

 

Ход урока.

1.  Организационный момент (проверка готовности учащихся к работе, приветствие).

Сегодня мы начнем знакомство с чередой событий, коренным образом изменивших историю нашей страны. Тема революции 1917 года всегда была и останется в исторической науке дискуссионной. Более  девяносто лет назад, в 1917 году, Российская Империя пребывала в состоянии острого кризиса. Сегодня на уроке мы не просто установим, каковы же были причины революции, действительно ли верхи не могли, а низы не хотели, а выступим в качестве историков, самостоятельно сформулируем причины и определим их значение в историческом процессе (слайд 1).

 

2. Самостоятельная работа в группах:

1 этап

Каждой группе предлагается несколько высказываний о революции вообще, группы выбирают себе утверждение эпиграф, в свете которого они будут трактовать предреволюционную ситуацию (приложение 1) , (слайд 2). Свои выводы учащиеся оформляют в виде двухполосной таблицы:

 

 

ЭПИГРАФ:

 

подтверждают

опровергают

события революции

факты биографий

 

ВЫВОД

 

Через 5 минут группы в течение одной минуты комментируют свой результат.

2 этап

Каждая из групп получает в качестве проблемной задачи отрывок из «Несвоевременных мыслей» М. Горького (приложение 2), (слайд 4). Группа должна «перевести» слова Горького на язык исторической науки, «узнать» в субъективном, эмоциональном  взгляде писателя одну из причин начала революции и в форме двухполосной таблицы дать свой вариант оценки событий революции 1917 года.

Мнение писателя

Перевод на язык исторической науки

 

конкретные тексты, события, биографические данные

подтверждают

опровергают

 

Группы получают в качестве рабочих материалов, помимо учебников и карт, выдержки из источников (приложение 3).

Пример работы группы учащихся (приложение 4)

Работа длится 10 минут, после чего результаты работы с таблицами комментируются группами по очереди в течение 3-4 минут.

Итак, мы можем выделить основные причины февральской революции 1917 года (слайд 7):

Экономический кризис – рост цен, спекуляция.
Рост недовольства народных масс.
Слабость императорской власти, невозможность управлять страной старыми методами.
Участие России в Первой мировой войне.

3 этап

Составление каждой группой своего итогового обобщения по пройденной теме путем сборки из ранее проработанных таблиц и выстраивание озвученных причин революции в своем варианте последовательности:

 

Задание: соедините результаты работы всех групп, чтобы стало ясно, какие причины, приведшие к революции 1917 года более существенны, а какие – менее, с вашей точки зрения

Ваш вариант последовательности

причин

конкретные тексты, события, биографические данные

подтверждают

опровергают

 

Вывод

 

4 этап

Финальные выступления групп, комментарии учителя к этим выступлениям.

 

Итак, в ходе сегодняшнего урока нам удалось выявить причины февральской революции 1917 года. На примере собственной деятельности мы увидели, как возникают в истории оценочные суждения о выдающихся исторических событиях: сначала существует нравственный принцип в душе (в нашем случае это был выбранный каждой группой эпиграф), который влияет на направление отбора фактов, затем вспоминаются оценки, данные авторитетами (в нашем случае М. Горьким), и проверяются на соответствие фактической стороне событий, и именно на этой основе вырабатываются собственные суждения. Самый важный итог нашего урока то, что полученное каждым из вас оценочное суждение имеет право на существование. Мы узнали, что привело к началу революции 1917 года, научились конструировать оценочные суждения важнейших исторических событий и освоили новый для нас способ личной оценки судьбоносных для нашего народа моментов в истории.

Рефлексия

 В качестве завершающего штриха можно предложить каждому ученику составить итоговый текст по следующей схеме:

В результате урока

 «Верхи не могут, низы не хотят»

 мне открылись

Три самых важных имени:

Три самых важных события:

Три самых важных действия:

Три самых важных чувства:

Три самых важных качества:


Просмотров: 215 | Загрузок: 78
Автор: Рыбина К.Г.
Теги: революция 1917
Предмет: История


Похожие образовательные материалы:
Всего комментариев: 0
avatar