Сценарий и презентация внеклассного мероприятия по истории "Страницы истории"

Цель – повторение и обобщение пройденного материала, повышение интереса к предмету, создание ситуации для проявления творчества, приобретение опыта действий в нестандартных условиях.

Тип занятия: историческая игра

Форма занятия: работа в командах

Методические средства – презентация по истории России 20 века, карточки с заданиями.

   В игре участвуют две команды от 9х классов, по пять человек в каждой.  Команда придумывает название, девиз, повторяет материал и изучает дополнительную литературу по истории России 20 века, готовит домашнее задание.

   В жюри входят представители от классов. Жюри определяет команду победителя и победителей в личном зачёте – занявших 1, 2, 3 места.

Ход игры:

   Слова ведущего: Сегодня мы станем свидетелями исторического поединка между учащимися 9х классов на игре «Страницы истории». Здесь нужно не только показать свои знания, но и проявить находчивость, творчество потому что задания могут быть самые неожиданные. Пусть девизом для вас будут слова великого мыслителя России 19 века П.Я.Чаадаева «Мы принадлежим к числу тех наций, которые как бы не входят в состав человечества, а существуют лишь для того, чтобы дать миру какой-нибудь важный урок». (Слайд № 3)

   Представление команд (название, девиз), жюри оценивает по 2х бальной системе.

   1й тур. Личный зачёт. Проверим,  как вы выполняете завет А.С.Пушкина,  данный им в поэме «Борис Годунов» - «Да ведают потомки православных земли родной минувшую судьбу». (Слайд № 4)

Каждый участник получит тестовый вопрос, если у него нет ответа, то отвечают другие члены команды. Если и они не знают ответ,  то отвечают соперники. Жюри определит количество правильных ответов, данных командами.  Каждый правильный ответ оценивает в 1 балл. Итак, начинаем:

1.  Когда был заключён Портсмутский мирный договор?

А) 1905 г.        Б)  1918 г.      В) 1945 г.

2. Кто был главой Временного правительства России в 1917 году?

А) Корнилов     Б) Керенский    В) Колчак

3. Какую должность занимал В.И.Ленин после Октябрьской революции 1917 года?

А) Председатель ВЦИК  Б) Председатель ВЧК   В) Председатель СНК

4. В каком году произошло образование СССР?

А) 1917        Б) 1922     В) 1924

5. А.Г.Стаханов  был?

А) железнодорожником  Б) шахтёром  В) слесарем

6. 23 августа 1939 года подписан?

А) договор с Финляндией   Б) договор с Германией    В) договор с Францией

7. Союзником фашистской Германии была?

А) Чехословакия   Б) Швеция    В) Венгрия

8.Перемещения предприятий на Восток страны в годы войны?

А) депортация    Б) эвакуация     В) милитаризация

9. Плата за ущерб экономике в войне?

А) репарация      Б) контрибуция     В) репатриация

10. Кто из писателей был подвергнут резкой критике при Сталине  в постановлении «О журналах «Звезда» и «Ленинград»?

А) Фадеев          Б) Маршак               В) Зощенко

 

Ответы по заданиям 1го тура:

1.         А      2. Б     3. В     4. Б      5. Б      6. Б     7. В       8. Б      9. А       10. В

2й тур. Командная игра. Домашнее задание. Каждая команда читает приготовленную заранее,  речь Сталина по событиям1920-1930х годов. В ней заведомо содержится по две  исторические ошибки.  Их надо найти команде сопернику, пояснить свой ответ. (Слайд № 5) Жюри оценивает составленную речь и ответ по ошибкам. Максимальная оценка – 5 баллов.

3й тур. Командная игра. А в этом туре девизом для вас пусть будут слова А.С.Пушкина «Дела давно минувших дней. Преданья старины глубокой». (слайд № 6) Каждая команда получает карточку с высказываниями и определяет автора высказывания, а также событие,  о котором идёт речь. Максимальная оценка жюри за это задание – 2 балла.

1. «Вам господа нужны великие потрясения, а нам нужна великая Россия»

2. «Войну не прекращаем, армию  демобилизуем, но мира не подписываем»

Ответы по заданию 3го тура:

1.         Столыпин, выступая в государственной думе, обвинил эсеров в организации террора против его лично и его семьи

2.         Троцкий, затягивал переговоры с Германией по заключению Брестского мирного договора

4й тур. Командная игра. Каждая команда получает словесный портрет исторического деятеля и определяет, о ком идёт речь, а также даёт обоснование своего ответа. (Слайд № 7)  Максимальная оценка за это задание –      2 балла.

1.Родился в семье морского офицера-артиллериста. Закончил морской кадетский корпус.  Участвовал в полярных экспедициях. Во время  Русско-японской войны сражался в Порт-Артуре.  В 1916 году был командующим Черноморским флотом и произведён в вице-адмиралы. После февральской революции присягнул Временному правительству. В конце июля 1917 года уехал в США. Возвратился на родину после октябрьской революции. Подписание Брестского мира воспринял как личную катастрофу. При помощи англичан, он создал единый антибольшевицкий  фронт на  востоке России. В ноябре 1918 года объявил себя верховным правителем России. 

2. Родился  в селе Покровском тобольской губернии. Был конокрадом, потом странствовал по монастырям. В 1907 году сумел проникнуть в царский дворец. Обрёл ореол «святого старца». Ему очень доверяла императрица.  Благодаря его влиянию в стране началась «министерская чехарда». Убит в 1916 году в доме князя Юсупова.

Ответы на задания 4го тура:

1.         Адмирал А.В.Колчак

2.         Григорий Распутин

5й тур. Командное первенство. Команды выбирают конверт с заданием проинсценировать историческое событие 20 века. (Слайд № 8) Максимальная оценка жюри за это задание – 3 балла (удовлетворительно).

1. Показать сценку по «кровавому воскресенью» 9 января 1905 года.

2.  Показать сценку из восстания на  броненосце «Потёмкин», в июне 1905 года.  

Пока команды готовятся, проводится игра со зрителями. Им предлагаются тестовые вопросы:

1. Назовите Фамилию председателя 4 Государственной Думы

А) Гучков    Б) Родзянко     В) Милюков

2. Какая партия выдвинула во время первой мировой войны лозунг о поражении своего правительства

А) РСДРП (б)     Б) эсеры     В) кадеты

3. Расставьте события в хронологической последовательности, начиная с самого раннего:

А) Сталинградская битва    Б) Битва за Берлин    В) Курская битва

4. Как отвечали пионеры на призыв «К борьбе за дело Коммунистической партии советского Союза будьте готовы!»

А) Есть!    Б) Так точно!    В) Всегда готовы!    Г) Будем готовы!

 

Ответы к игре со зрителями:

1.         Б        2. А        3. АВБ         4.  Всегда готовы!

Потом команды показывают сценки, жюри оценивает.

6й тур. Командное первенство. Девиз этого тура: «Смеяться, право, не грешно над тем, что кажется смешно» (Н.М.Карамзин) (Слайд № 9)

Команды получают оригинальные вопросы и дают на них остроумные ответы. Максимальная оценка за это задание – 4 балла. По 2 за каждый остроумный ответ.

1. Почему в России до сих пор никто не знает:  что делать? И кто виноват?

2. Справедлива ли поговорка по отношению к нашему времени «До бога высоко, до царя далеко»

3. Как можно продолжить высказывание «Я русский бы выучил только за то…..»

4. Как бы продолжил писатель сатирик слова знаменитой песни «Широка страна моя родная…..»

Примерные ответы:

1.         Потому что никто не хочет нажить себе «горе от ума»

2.         Да, хоть разбей свой лоб о стенку никто из правительства,  не оценит и не узнает о тебе

3.         Что в России могут  найти убежище  все неплательщики налогов, как это сделал французский актёр Жерар Депардье.

4.         Много в ней плохих дорог, бродяг и воров

Команды совещаются, дают ответы, жюри оценивает, подводит общий итог игры.  Жюри объявляет команду победителя и победителей в личном зачёте за 1, 2, 3 место. Команды получают грамоты.

Заключительное слово ведущего: Любите родную историю, гордитесь ей. Наши предки создали огромное, сильное государство с развитой культурой. (Слайд № 10) Многие достижения россиян в науке, культуре, технике являются мировым достоянием. Желаю вам продолжить эти славные традиции. Спасибо за внимание!

 

Используемая литература:

История России, 20 – начало 21 века: Учеб. для 9 кл. общеобразоват. учреждений / А.А.Данилов, Л.Г.Косулина. – М.: Просвещение, 2010.
О.М. Кадыкова Историческая игра «Страницы истории»// Преподавание истории в школе № 3, 2000.
А.В. Клименко, В.С. Машков Брейн-ринг «Первая половина ХХ в.: год за годом// Преподавание истории и обществознания в школе № 7, 2001.


Просмотров: 163 | Загрузок: 57
Автор: Кузнецов Г.Н.
Теги: история
Предмет: История


Похожие образовательные материалы:
Всего комментариев: 0
avatar