Рабочая программа по истории России

Данная рабочая программа разработана на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта основного общего образования и на основе программ:

1) Примерная программа основного общего образования по Истории//Вестник образования № 3, 2005 г. Просвещение, 2005

2)А. А. Данилов, Л. Г. Косулина. Программы общеобразовательных учреждений «История России 6-11 класс», «Просвещение», 2007 

 учебника для 9 класса

    А. А. Данилов, Л. Г. Косулина, М. Ю. Брандт «История России XX – н. XXI вв. 9 класс»

  - М.:    «Просвещение», 2010                                   

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем Государственного образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам и темам курса.

Программа рассчитана на 68 учебных часов, из расчета 2 часов в неделю.

       Используемый учебно-методический комплект:

    1) А. А. Данилов, Л. Г. Косулина, М. Ю. Брандт «История России XX – н. XXI вв. 9 класс»

  - М.:    «Просвещение», 2010

    2) А. А. Данилов, Л. Г. Косулина Рабочая тетрадь к учебнику«История России XX – н. XXI вв. 9 класс» - М.:    «Просвещение», 2011

      Цели курса:

Освоение знаний о важнейших событиях, процессах отечественной и всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической преемственности;
Овладение элементарными методами исторического познания, умениями работать с различными историческими источниками;
Воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям Родины, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни

     Требования к уровню подготовки выпускников

     В результате изучения курса ученик должен

Знать/понимать

основные этапы и ключевые события истории России и мира с древности до наших дней; выдающихся деятелей отечественной и всеобщей истории;
важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;
изученные виды исторических источников;

Уметь

соотносить даты событий отечественной и всеобщей истории с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий отечественной и всеобщей истории;
использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;
показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий;
рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых  фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников; использовать приобретенные знания при написании творческих работ (в том числе сочинений), отчетов об экскурсиях, рефератов;
соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий; группировать исторические явления и события по заданному признаку; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений; определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;
объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории, достижениям отечественной и мировой культуры;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;
высказывания собственных суждений об историческом наследии народов России и мира;
объяснения исторически сложившихся норм социального поведения;
использования знаний об историческом пути и традициях народов России и мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.

Календарно-тематическое планирование

 

Тема урока

Элементы содержания

Государство и российское общество

Территория и начеление.Особенности модернизации.Политическое и социальное развитие

Экономическое развитие страны

Роль государства в экономике. Монополистический капитализм.Сельское хозяйство.

Общественно-политическое развитие России в 1894-1904 гг.

Борьба в верхних эшелонах власти.РСДРП, ПСР. Либеральный проект Святополк-Мирского

Внешняя политика. Русско-японская война 1904-1905 гг.

Направления внешней политики. Причины войны. Итоги и последствия.

Первая российская революция. Реформы политической системы

Причины. Ход. Формирование монархических и либеральных партий. 1 и2 Государственные Думы

Экономические реформы

П. А. Столыпин. Думские аграрные проекты;

Политическая жизнь в 1907-1914 гг.

3 и 4 Государственные думы. Общество  и власть в годы столыпинских реформ.

Духовная жизнь Серебряного века

ренессанс; декаданс; импрессионизм; модерн; символизм; акмеизм; футуризм.

Россия в Первой мировой войне

оформление двух противоборствующих военных блоков; причины Первой мировой войны; цели воюющих сторон; ход военных действий на Восточном фронте в 1914—1916 гг.; итоги двух лет войны.

Повторительно-обобщающий урок по теме «Россия на рубеже XIX-XX вв.

Свержение монархии

Начало Февральской революции. Ее причины. Двоевластие: суть и причины его появления. Свержение монархии.

Россия весной и летом 1917 г.

Приоритеты новой власти. Курс на продолжение войны. Демократизация русского общества.  Социально-экономическая политика. Рождение новой власти на местах. Альтернативы развития страны после Февраля.

Октябрьская революция

Последний этап кризиса власти. Подготовка и проведение вооруженного восстания в Петрограде. Установление новой власти в Москве и на местах.

Формирование советской государственности

содержание декретов о мире и земле; причины роспуска Учредительного собрания; Конституция РСФР 1918 г.; борьба в большевистском руководстве по вопросу сепаратного мира с Германией; суть чрезвычайной продовольственной политики.

Начало Гражданской войны

сущность Гражданской войны и ее основные этапы

На фронтах Гражданской войны

Выступление чехословацкого корпуса. Формирование Восточного фронта. Мятеж адмирала Колчака. Формирование южного фронта. Северный фронт. Белый Крым. Гражданская война на национальных окраинах. Война с Польшей.

Экономическая политика красных и белых

Экономическая политика  красных и белых. «Военный коммунизм».

Экономический и политический кризис начала 20-х гг.

«Малая Гражданская война». Кронштадское восстание. Причины победы красных.

Повторительно-обобщающий урок по теме «Великая российская революция. 1917-1921 гг.

Переход к нэпу

причины перехода к нэпу; сущность нэпа; основные экономические мероприятия нэпа; социально-экономические противоречия и итоги нэпа

Образование СССР

Предпосылки объединения. Строительство нового государства

Международное положение и внешняя политика в 20-е гг.

Преодоление дипломатической изоляции. «Полоса признания». Дипломатические конфликты.

Политическое развитие в 20-е гг.

Эволюция взглядов Ленина на нэп. Главное противоречие нэпа. Формирование однопартийной системы. Превращение РКП (б) в главное звено государственной структуры.

Духовная жизнь СССР в 20-е гг.

Борьба с неграмотностью. Строительство советской школы. Начало создания «новой интеллигенции». Большевистские приоритеты в науке. Творцы Серебряного века в советской России. Жизнь, быт, психология людей в 20-е гг.

Социалистическая индустриализация

Хлебозаготовительный кризис 1927г. Пути выхода из кризиса. Социально-психологические предпосылки победы сталинской линии. Подготовка «великого перелома». Индустриализация: цели, методы, источники. Первые пятилетки, их итоги.

Коллективизация сельского хозяйства

Коллективизация. Раскулачивание. Форсированная индустриализация и насильственная коллективизация – неразрывная связь. Результаты.

Политическая система СССР в 30-е гг.

Определение и основные черты тоталитарного режима и тоталитарного государства. Партия – ядро тоталитарной системы. Огосударствление партийного аппарата. Идеологизация общественной жизни. Контроль за средствами массовой информации. Влияние на науку и культуру. Перестройка системы образования. Дальнейшее наступление на церковь. Культ вождя. Репрессии.

Духовная жизнь в 30-е гг.

Идеологическое наступление на культуру. Школа и семья. Советская наука. Достижения советской физической школы. Успехи советских химиков. Достижения в биологии.

М.Горький. кинематограф. Музыка. Живопись. Литература. Культурная революция и ее итоги

Внешняя политика СССР в 30-е гг.

Новый курс советской дипломатии. Поиски союза с демократическими государствами. Принятие СССР в Лигу Наций. Коминтерн. Мюнхенское соглашение и советская дипломатия. Дальневосточная политика СССР.

Повторительно-обобщающий урок по теме «СССР на путях строительства нового общества»

СССР накануне Великой Отечественной войны

Развитие политического процесса в Европе после заключения Мюнхенского договора. Причины нового советско-германского сближения. Советско-германские договора. Война с Финляндией. Укрепление обороноспособности страны. Подготовка Германии к нападению. 

Начало Великой Отечественной войны

Вторжение немецких войск. Первые мероприятия советского правительства по организации отпора врагу. Периодизация военных действий. Оборонительные сражения летом-осенью 1941 г. причины неудач советской армии. Приказ №270. битва под Москвой.  Зимнее наступление Красной Армии, его итоги.

Немецкое наступление 1942 г. и предпосылки коренного перелома

Летнее наступление немецких войск. Приказ № 227. Сталинградская битва. Сражение на Кавказе. Создание антигитлеровской коалиции. Тегеранская конференция.

Советский тыл в Великой Отечественной войне

Социально-экономические предпосылки коренного перелома. Деятели культуры-фронту. Церковь в годы войны.

Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны

Разгром немецких войск под Сталинградом. Начало массового изгнания немцев с советской земли. Борьба в тылу врага. Партизанское движение. Битва на Курской дуге, ее итоги и значение. Битва за Днепр. Освобождение Донбасса, Правобережной Украины. Итоги летне-осенней кампании 1943 г.

Соотношение сил на Восточной фронте к началу 1944г. Итоги зимнего наступления К.А. Освобождение Крыма и Украины. Открытие второго фронта.  

Народы СССР в борьбе с немецким фашизмом

Экономика союзных республик в годы войны. Национальные движения

СССР на завершающим этапе Второй мировой войны

Наступление Советских войск летом 1944 г. Операция «Багратион». Разгром немцев в Прибалтике, на Балканах. Завершающие сражения К.А. в Европе. Крымская конференция. Берлинская операция. Капитуляция фашистской Германии. Постдамская конференция. Разгром японских войск в Маньчжурии. Причины победы СССР  над фашизмом. Итоги и цена победы. 

Повторительно-обобщающий урок по теме «Великая Отечественная война»

Восстановление экономики

Экономика страны после войны. Экономические дискуссии 1945-1946 гг. восстановление и  развитие промышленности. Трудности и проблемы сельского хозяйства. Жизнь и быт людей.

Политическое развитие

«Демократический импульс» войны. Изменения в структурах власти. Система ГУЛАГа в послевоенные годы. Национальная политика. Правящая партия и общественные организации в первые послевоенные годы.

Идеология и культура

Идеологическая кампания 40-х гг. Эволюция официальной идеологии. Образование. Противоречия в развитии литературы, театра, кино, музыки. Научные дискуссии.

Внешняя политика

СССР в системе послевоенных международных отношений. Формирование двух военно-политических блоков государств. Начало «холодной войны». Роль СССР в установлении коммунистических режимов в странах Восточной Европы и Азии. СССР в корейской войне. 

Изменения политической системы

Смерть Сталина и борьба за власть. ХХ съезд КПСС. Критика культа личности и ее пределы. Начало реабилитации жертв политических репрессий. Реорганизация государственных органов, партийных и общественных организаций. Третья программа КПСС. Разработка новой Конституции СССР.

Экономика СССР 1953-1964 гг.

Экономический курс Маленкова. Сельскохозяйственная политика Хрущева. Начало освоения целинных и залежных земель. Реформа управления промышленностью. Создание совнархозов. Завершение построения экономических основ индустриального общества в СССР. Особенности социальной политики. Жилищная политика.

«Оттепель» в духовной жизни

Научно-техническая революция в СССР. Запуск первого искусственного спутника Земли. Первый полет в космос. Открытия советских ученых в важнейших областях науки. Реформа школы. 

Зарождение обновленческого направления в советской литературе. И.Эренбург. В.Панова. А.Твардовский. Д.Гранин. В.Дудинцев. Р.Рождественский. Е.Евтушенко. А.Вознесенский. А.Солженицын. Ослабление идеологического давления

Политика мирного сосуществования

Выработка новых подходов во внешней политике. Мирное сосуществование государств с различным общественным строем. Возобновление диалога с Западом. Попытки начала разоружения.

Повторительно-обобщающий урок по теме «СССР в 1953-сер.60-х гг.»

Консервация политического режима

Отстранение Хрущева от власти. Л.И.Брежнев. А.Н.Косыгин. Усиление позиций партийно-государственной номенклатуры. Курс на стабильность кадров. XXIII съезд КПСС и проведение «контрреформ» в политической сфере. Укрепление роли армии и органов безопасности.  Реформирование КГБ. Конституция СССР 1977г

Экономика «развитого социализма»

Предпосылки и основные задачи реформирования экономики СССР. Аграрная реформа 1965г и ее результаты. Реформа промышленности 1965г. Нарастающее отставание СССР в научно-технической сфере. Особенности социальной политики.

Общественная жизнь в середине 60-х – сер. 80-х гг.

Развитие художественной культуры. Концепция «развитого социализма». Теория «обострения идеологической борьбы». Противоречия в развитии художественной культуры. Усиление идеологического контроля за средствами массовой информации

Политика разрядки: надежды и результаты

Установление военно-стратегического паритета между СССР и США. Переход к политике разрядки международной напряженности в отношениях Восток-Запад. Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе. СССР в региональных конфликтах. Участие СССР в войне с Афганистаном. Завершение периода разрядки.

Повторительно-обобщающий урок по теме « СССР в сер. 60-х – сер.80-х гг.»

Реформа политической системы: цели, этапы, итоги

Смерть Л.И.Брежнева. Ю.В.Андропов. М.С.Горбачев. «Кадровая революция». реформа политической системы 1988г. Возрождение российской многопартийности. Национальная политика и межнациональные отношения. Августовский политический кризис 1991г и его последствия. Роспуск КПСС. Провозглашение союзными республиками суверенитета. Распад СССР. Образование СНГ.  

Экономические реформы 1985-1991 гг.

Состояние экономики СССР в середине 80-х гг. Стратегия «ускорения социально-экономического развития». Экономическая реформа 1987г. и причины ее незавершенности. Программа «500 дней». Экономическая политика союзных республик в условиях «парада суверенитетов» 1990-1991 гг. и ее последствия. 

Политика гласности: достижения и издержки

Пересмотр партийной идеологии. Новая редакция программы КПСС 1986г. Политика гласности. Утрата КПСС контроля над средствами массовой информации.

Диалектика «нового политического мышления»

Концепция нового политического мышления. Нормализация отношений с Западом. Начало ядерного разоружения. Разблокирование региональных конфликтов. Вывод советских войск из Афганистана, стран Восточной Европы. Распад мировой социалистической системы.

Повторительно-обобщающий урок по теме «Перестройка в СССР»

Российская экономика на пути к рынку

Программа ради­кальных экономических реформ (октябрь 1991 г.). Либерализация цен. Приватизация. Первые результаты и социальная цена реформ. Финансовый кризис 17 августа 1998 г. и его последствия. Россия в мировой экономике. Переходный характер экономики страны в 90-е гг.

Политическая жизнь: Россия на пути к демократическому обществу и правовому государству

Декларация о государственном сувере­нитете России   Б. Н. Ельцин. Разработка новой Конституции стра­ны. Политический кризис 1993 г. Демонтаж советской системы власти. Президентские выборы 1996 г. Итоги политического развития страны в 90-е гг.

Духовная жизнь России

Исторические условия развития культуры. Литература. Кинематограф. Музыка. Театр. Изобразительное искусство. СМИ. Традиционные религии в современной России.

Строительство обновленной Федерации

Федеративный договор. Конституция России 1993 г. Российский парламентаризм.

Геополитическое положение и внешняя политика России

Новое место рОссии в мире. Россия и Запад. Россия и Восток. Результаты

Россия на пороге XXI в.

Президент В. В. Путин. Укрепление российской государственности. Политические реформы. Обеспече­ние гражданского согласия и единства общества. Новые государст­венные символы России. Экономические - реформы. Экономика и социальная сфера страны в начале XXI в. Усиление борьбы с тер­роризмом. Разработка новой внешнеполитической стратегии.

Политическое развитие РФ в первое десятилетие XXI в.

Основные направления политических реформ В. В. Путина, Д.А.Медведева

Социально-экономическое развитие РФ в первое десятилетие XXI в.

Реформы в социальной и экономической сферах. Итоги развития.

Повторительно-обобщающий урок по теме «Россия в к.XX – н. XXI в.

Итоговое повторение и обобщение «Основные тенденции развития России в XX в. и перспективы XXI в.»

Резервный урок


Просмотров: 130 | Загрузок: 49
Автор: Кузнецова А.Ю.
Теги: история
Предмет: История


Похожие образовательные материалы:
Всего комментариев: 0
avatar