Конспект и презентация урока в 9 классе «Памятники Великой забытой войны. К столетию со дня начала I мировой войны»

       В 2014 году отмечена важнейшая дата в мировой истории - 100-летие со дня начала I мировой войны – одного из самых широкомасштабных вооруженных конфликтов в истории человечества. Эта война значительно повлияла на историю мира и России. Война продлилась  четыре года и 3 месяца и вызвала небывалые жертвы и разрушения, в боевые действия оказались втянуты многие государства мира (38 государств с населением в 1,5 млрд. человек или 87% населения мира). Эта война привела к развалу четырех империй: Российской, Германской, Австро-Венгерской и Османской. Война ознаменовалась применением химического оружия, масштабным использованием танков и авиации, огромным количеством человеческих жертв (людские потери составили более 10 млн. солдат, около 12 млн. мирных жителей, около 55 млн. были ранены). 

         Россия также принимала участие в военных действиях. Последствиями этого  стали Февральская и Октябрьская революции, гражданская война. Эта война в России до сих пор - «война, которую мы не любим», «забытая» война. В Российской империи ее называли «Великой войной», «Большой войной», «Второй Отечественной», а также неформально (и до революции, и после) - «германской». Но для наших современников эта война остается «неизвестной». В России крайне мало памятников, посвященных Первой мировой войне.

       Учитывая большой объём темы и подростковую аудиторию (9 класс), я решил сделать упор на эмоциональное восприятие некоторых эпизодов I мировой войны, доказать и показать сегодняшней молодёжи, что современное общество, предполагает не только образование, но и воспитание духовно-развитой личности. Для этого крайне важно поддерживать духовно-нравственную связь с поколением людей воевавших и отдавших свои жизни  за наше Отечество.

Тип урока: комбинированный, усвоение новых знаний с использованием ИКТ.

Вид урока: Лекция с элементами беседы.

Дидактические методы: информационно-рецептивный с элементами проблемного изложения.

Способы организации деятельности: коллективный.

Цели урока:

Образовательные. Дать учащимся первичные знания об основных событиях I мировой войны, показать роль и значение России в этом мировом событии, выявление причинно-следственных связей.

Развивающие. Развитие у учащихся памяти, внимания, логического мышления, готовность к воспроизведению изученного материала, а также познавательного интереса познавательной активности к изучаемой теме. Повышение мотивации учащихся к изучению истории.

Воспитательные. На основе формирования интереса молодёжи к этой странице истории России способствовать воспитанию патриотизма и любви к Родине. В духе формирования национального самосознания вызвать и поддержать интерес к отечественной культуре.

Учебно-методическое обеспечение: карта I мировой войны, мультимедийная техника, презентация к уроку, иллюстративный материал.

Ход урока:

          1. Организационный момент. Постановка проблемы.

          2. Изучение нового учебного материала (лекция учителя).

          3. Закрепление новых знаний и их обобщение.

          4. Подведение итогов урока.

1. Организационный момент.

Учитель объявляет тему урока.

Здесь заканчивается текст первого слайда (слайд 2).

       В 2014 году отмечается важнейшая дата в мировой истории - 100-летие со дня начала I мировой войны – одного из самых широкомасштабных вооруженных конфликтов в истории человечества. Эта война значительно повлияла на историю мира и России. Она продлилась  четыре года и 3 месяца и вызвала небывалые жертвы и разрушения, в боевые действия оказались втянуты многие государства мира (38 государств с населением в 1,5 млрд. человек или 87% населения мира).

Здесь заканчивается текст второго слайда (слайд 3).

      Как известно «сигналом» к началу военных действий стало убийство 28 июня 1914 года в столице Сербии городе Сараево австрийского эрцгерцога Франца Фердинанда. Через месяц страны Четвертного союза (Австро-Венгрия, Германия, Османская империя, Болгария) приступили к активным военным действиям. 28 июля Австро-Венгрия объявила войну   Сербии. 1 августа Германия объявила войну России, а 3 августа Франции.  

Здесь заканчивается текст третьего слайда (слайд 4).

      Четвертному союзу противостоял военный блок стран Антанты (Англия, Франция, Россия). Эти государства оказывали в те годы наибольшее влияние на мировую экономику и политику. Они и не имели никакого желания делиться даже частью своих достижений с лидером Четвертного союза - Германией, где быстрыми темпами развивались капиталистические отношения. Страны Антанты не могли допустить передел уже поделённого мира.

Здесь заканчивается текст четвёртого слайда (слайд 5).

     Война ознаменовалась применением химического оружия, масштабным использованием танков и авиации, огромным количеством человеческих жертв (общие людские потери составили более 10 млн. солдат, почти 11,5  млн. мирных жителей, около 55 млн. человек были ранены). 

Здесь заканчивается текст пятого слайда (слайд 6).

      Россия также принимала участие в военных действиях. Её людские потери потрясают воображение: 1 млн. 700 тыс.  - погибших на фронте. 1 млн. 70 тыс.  -  погибших  среди  гражданского населения. 3 млн. 343 тыс. пленных. Последствиями войны для России  стали Февральская и Октябрьская революции, гражданская война. Эта война в России до сих пор - «война, которую мы не любим», «забытая» война.

Здесь заканчивается текст шестого слайда (слайд 7).

      В Российской империи  I мировую войну называли «Великой войной», «Большой войной», «Второй Отечественной», а также неформально (и до революции, и после) - «германской»; затем в СССР - «империалистической войной». Но для наших современников эта война до сих пор остаётся «неизвестной». В подтверждении этому можно привести тот факт, что в России существует крайне мало памятников, посвященных I мировой войне. Причём большинство из них были открыты, только в юбилейном 2014 году.  Кстати, ни один из музеев России не обладает целостной музейной экспозицией, посвященной событиям 1914-1918 гг.

     Известно, что в Европе ежегодно вспоминают погибших в этой страшной войне. В ноябре, в честь памяти погибших в  I мировой войне, в Бельгии и Франции  отмечают День перемирия, в Великобритании День поминовения, в Германии Всенародный День скорби. В 1921 году во Франции появился главный монумент страны -  Могила неизвестного солдата под Триумфальной аркой в Париже.

      В связи с этим я предлагаю на сегодняшнем уроке всем нам не только показать роль и значение России в этом мировом событии – I мировой войне, но, также эмоционально воспринять некоторые её отдельные эпизоды. Показать, что кроме образования, для современного молодого человека крайне важным являются  патриотизм, нравственное развитие личности, духовная связь с поколением людей воевавших и отдавших свои жизни  за наше Отечество.

       Такова логистика темы сегодняшнего урока по истории «Памятники Великой забытой войны». Пусть для всех нас он станет уроком Памяти.

Короткая фронтальная беседа с учащимися:

- Как вы думаете, почему получилось так, что наше общество мало знает об участниках и героях этой войны?

- Что нужно сделать, что бы наше общество помнило об этой войне?

Здесь заканчивается текст седьмого слайда (слайд 8).

2. Изучение нового учебного материала (лекция учителя).

      В 1916 году в Европу в распоряжение союзников был направлен Русский экспедиционный корпус, насчитывавший более 45 тысяч солдат и офицеров. Французское военное командование направляло Русский экспедиционный корпус на самые тяжёлые участки фронта. Корпус сыграл важную роль по защите Парижа в Верденском сражении. Когда немцы захватили город Суассон, в 70 километрах от Парижа, положение  спас именно русский легион: наши солдаты пошли в штыковую атаку. Опасность захвата Парижа была ликвидирована.

      Позднее глава вооружённых сил Антанты маршал Фош высоко оценил подвиг русских солдат: «Если Франция и не была стерта с карты Европы, то в первую очередь благодаря мужеству русских солдат».

Здесь заканчивается текст восьмого слайда (слайд 9).

      Французы и сегодня хорошо помнят подвиг русских солдат. В июне 2011 года в Париже был открыт  памятник русскому легиону (экспедиционному корпусу). Его автор российский скульптор Владимир Суровцев. В его композиции "Родник" молодой русский офицер держит в руке французскую каску с русским двуглавым орлом. Снятая каска - символ памяти о погибших боевых товарищах.

Здесь заканчивается текст девятого слайда (слайд 10).

      Ежегодно, в городе Мурмелоне, на самом большом русском военном кладбище Первой Мировой войны во Франции, в день католической Троицы, проходит паломничество на могилы тысяч русских солдат, павших за Францию во время Первой Мировой войны.

Здесь заканчивается текст десятого слайда (слайд 11).

      Около крепости Йозефов на северо-востоке Чехии есть кладбище русских военнопленных времен Первой мировой. На его территории находитcя памятник, возведенный самими русскими военнопленными прямо в годы Первой мировой. Решение построить его было принято самими военнопленными в 1916 году.  Первый вариант памятника австрийские власти забраковали, т.к. им не понравился двуглавый орел на вершине памятника. В итоге был реализован более политкорректный проект начинающего скульптора прапорщика Николая Сушкина, тоже содержавшегося в Йозефове.

      Сам факт, что австрийские власти вообще разрешили установить такой памятник уже заслуживает удивления. I мировая война была в самом разгаре, а в это время русские военнопленные на территории  неприятеля отливали из бетона почти 9-метровый монумент в память о погибших русских солдатах.. Торжественное открытие памятника состоялось 17 декабря 1916 года.

      На фото мы видим фигуру богатыря, что означает прошлое России. Голова Иисуса Христа в терновом венце символизирует, страдания военнопленных.

Здесь заканчивается текст одиннадцатого слайда (слайд 12).

       Одной из ключевых композиций памятника стала русская женщина (боярская дочь) в образе скорбящей Родины.

Здесь заканчивается текст двенадцатого слайда (слайд 13).

      На бронзовом  барельефе скульптора Рунгальдира Хермана Йозефа мы видим, как истощенные военнопленные под надзором вооруженного винтовкой охранника сгибаются над тачкой с породой, почти падают. Барельеф укреплён на скале.

        Этот памятник русским военнопленным I мировой войны был открыт в ноябре 2011 года на севере Италии в долине Валь Гардена (Val Gardena), рядом с итальянским альпийским городом Санта Кристина.

      Военнопленных пригнали сюда на строительство железной дороги. В общей сложности тогда здесь оказалось около 9600 человек из Восточной Европы, в основном, - из России. Они должны были проложить зимой 24 километра путей в скальных породах с перепадом высот более 1000 метров. Австрии, в состав которой входил тогда Южный Тироль, этот участок был необходим для пополнения запасов на западном фронте Доломитовых гор. Строительство началось в сентябре 1915 года, а через полгода - 6 февраля 1916-го – был пущен «поезд Валь Гардена» от городка Кьюза (Chiusa, Klausen) до станции План (Plan).

       «Я никогда не мог и не хотел забыть рассказы матери о тех нечеловеческих условиях, в которых работали русские: голод, холод, люди умирали от истощения. Местные старались помогать им, но военнопленные гибли сотнями. Я решил, что это мой долг, сохранить память, молодые должны знать о тех жертвах». Так сказал 82-летний Луис Шенк д’Ансл. Местный житель, управляющий и владелец небольших горных отелей, горнолыжный инструктор, во многих странах больше известен как guida alpina – проводник альпинистов. Это он придумал поставить памятник русским, погибшим в первую мировую войну в Южном Тироле, и решил это сделать на собственные деньги.

Здесь заканчивается текст тринадцатого слайда (слайд 14).

       В России единственным крупным памятным местом, посвящённым Великой войне является Мемориально-парковый комплекс  героев Первой мировой войны - парк, расположенный в районе Сокол Северного административного округа Москвы. Площадь парка - 11,2 га.

       Ранее на месте парка находилось Московское городское Братское кладбище жертв Первой мировой войны, открытое в 1915 году. В советское время кладбище было ликвидировано, а на его месте разбит парк.

        1 августа 2004 году к 90-летию с начала Первой мировой войны на территории парка был открыт мемориальный комплекс. Были проведены работы по благоустройству парка, установлены несколько новых памятных знаков и художественная ограда. Позднее в парке появился ряд мемориалов и построена часовня в память о погибших. Территория парка является объектом культурного наследия регионального значения.

      На центральной аллее парка установлена Стена памяти. На её лицевой части находится барельеф в виде двуглавого орла и надписи: «Москва павшим российским воинам».

Здесь заканчивается текст четырнадцатого слайда (слайд 15).

      Обелиск «Павшим в Мировой войне 1914-1918 годов» установлен у северной границы парка. Обелиск состоит из массивного основания, на котором стоит колонна. На вершине колонны - парящий бронзовый сокол. В центральной части колонны находится небольшой прямоугольный выступ, на котором золотой краской начерчен символ - «Всевидящее Око». На основание памятника нанесена надпись: «Павшим в Мировой войне 1914-1918 годов». Автор скульптурной части памятника - А. А. Пирогов.

Здесь заканчивается текст пятнадцатого слайда (слайд 16).

       Часовня Спаса Преображения на Братском воинском кладбище является центром мемориального комплекса. Проект часовни был разработан под руководством архитектора Л. С. Семёновой. 8 ноября 1998 года состоялось её торжественное открытие. К основанию часовни была высыпана земля, взятая с зарубежных мест захоронения россиян, погибших на Первой мировой войне. Часовня получила своё название в память о храме Спаса Преображения, который был построен на Братском кладбище в 1915-1918 годах и снесён в советское время. Над входом  в часовню установлен белокаменный барельеф с изображением Георгия Победоносца.

   Здесь заканчивается текст шестнадцатого слайда (слайд 17).

     Памятник российским сёстрам милосердия установлен в северной части парка неподалёку от обелиска «Павшим в Мировой войне 1914-1918 годов». Памятник представляет собой каменный обелиск. В верхней части имеет форму купола, на котором изображён медицинский крест. В центральной части - узорчатый рисунок и надпись: «Российским сёстрам милосердия».

       Охранная доска установлена на большом гранитном камне-валуне справа от главного входа в парк. Она свидетельствует о том, что Мемориально-парковый комплекс является объектом истории и культуры. Текст на охранной доске: «Памятник истории и культуры Московское городское Братское кладбище для воинов, умерших в войну 1914 года, и для сестёр милосердия московских общин. Открыто 15 февраля 1915 года. Охраняется государством».

 Здесь заканчивается текст семнадцатого слайда (слайд 18).

       В мае 2014 г. в Калининграде у стен старинного крепостного сооружения - Астрономического бастиона установлен бронзовый монумент в память о героях Первой мировой войны. Автор памятника, скульптор Салават Щербаков.  На 11-метровом постаменте установлены три фигуры: офицера-дворянина, крестьянина и молодого разночинца, которые, по замыслу автора памятника, должны олицетворять объединение народа, вставшего на защиту родины.

        В августе 1914 года на территории Восточной Пруссии (ныне Калининградской области) проходили кровопролитные бои между русской и германской армиями. По просьбе французского правительства, спасая Париж, русская армия начала здесь мощное наступление. Правительство России прекрасно понимало, что с поражением Франции все немецкие дивизии окажутся на востоке, а соответственно, была кровно заинтересована в спасении союзницы.

       Наступление началось когда было достигнуто общее численное и огневое преимущество над противником. Начало наступление было успешным. Командиры 1-й и 2-й русских армий уже предвкушали победу. Однако война рассудила по-иному. 26-31 августа 2-я армия потерпела сокрушительное поражение. Его причины – в грубейших ошибках командного состава (командующего А.В. Самсонова) и нераспорядительности отдельных командиров корпусов и начальников дивизий. В сентябре с тяжелыми потерями из Восточной Пруссии отступила 1-я русская армия.

Здесь заканчивается текст восемнадцатого (слайд 19).

        Памятник в честь легендарного марша «Прощание славянки» был открыт 8 мая 2014 года у здания Белорусского вокзала. Открывали памятник глава РЖД Владимир Якунин и министр культуры Владимир Мединский.

       Бронзовая скульптурная композиция, выполненная авторским коллективом под руководством народного художника России Салавата Щербакова, создана по мотивам сцене проводов добровольцев на войну фильма Михаила Калатозова «Летят журавли».

      Памятник представляет собой скульптурную композицию из бронзы, изображающую солдата, одетого в обмундировании Первой Мировой войны и девушки, провожающей его.

      Высота композиции не превышает 2 м, стоит на бронзовом кольце, расположенном на брусчатке. По кругу кольца написаны слова наиболее распространенной версии стихов на музыку знаменитого марша «Прощание славянки» В. Агапкина. Марш «Прощание славянки», написанный военным дирижером и композитором Василием Агапкиным во время Первой Балканской войны в 1912 году, стал широко известен уже в годы Первой мировой войны. «Прощание славянки» — одно из наиболее узнаваемых музыкальных произведений России и одна из главных мелодий Российской армии.

Включается песня (мелодия) «Прощание славянки»

Здесь заканчивается текст девятнадцатого (слайд 20).

      Учащиеся слушают песню (мелодию) «Прощание славянки».

Здесь заканчивается текст двадцатого (слайд 21).

      Учащиеся слушают песню (мелодию) «Прощание славянки» (всего один-два куплета песни или около 1 мин. мелодии).

Здесь заканчивается текст двадцать первого (слайд 22).

      Памятник героям Первой мировой войны (Москва) был установлен в Москве на Поклонной горе и открыт 1 августа 2014 года в честь столетия Первой мировой войны.

       Памятник состоит «из двух элементов: русского солдата, прошедшего войну, честно выполнившего свой долг и ставшего георгиевским кавалером, и многофигурной композиции, олицетворяющей флаг России».        

      Бронзовая фигура солдата, установленная на высокой колонне, выполнена в классическом стиле]. Через его плечо перекинута скатка шинели и трёхлинейка, а грудь украшают Георгиевские кресты. На постаменте — Георгиевский крест, покрытый сусальным золотом.

       Позади солдата многофигурная композиция: на фоне флага России офицер поднимает солдат в атаку. Рядом сестра милосердия спасает раненого. В группе солдат казак Козьма Крючков - первый награждённым Георгиевским крестом в Первую мировую войну. В образе сестры милосердия можно узнать великую княгиню Елизавету Фёдоровну.

       Авторы монумента — скульпторы А. Ковальчук, П. Любимов, В. Юсупов, архитекторы М. Корси, С. Шленкин.  В церемонии принял участие президент России Владимир Путин. Среди гостей присутствовали министр обороны Сергей Шойгу, мэр Москвы Сергей Собянин, патриархКирилл.

Здесь заканчивается текст двадцать второго (слайд 23).

На открытии памятника президент выступил с речью.

       «Ровно век назад Россия была вынуждена вступить в Первую мировую войну. И сегодня мы открываем мемориал ее героям — российским солдатам и офицерам. Открываем на Поклонной горе, которая хранит благодарную память о ратной славе русского воинства. Обо всех, кто на разных этапах истории государства российского защищал его независимость, достоинство и свободу», - сказал Владимир Путин.

Здесь заканчивается текст двадцать второго (слайд 23).

3. Закрепление новых знаний и их обобщение.

Короткая фронтальная беседа с учащимися.

     Слова Президента Российской Федерации В. В. Путина:  «Мы возрождаем историческую правду о Первой мировой войне» для раскрытия темы нашего сегодняшнего урока имеют важнейшее значение.

Как вы думаете почему?

Примерные вопросы беседы (исходя из наличия оставшегося времени урока).

- Что вы знаете о I мировой войне?

- Какие страны в ней участвовали?

- Назовите итоги и последствия I мировой войны.

- Какие памятники I мировой войны вы можете назвать?

- Кому, чему или каким событиям они посвящены?

- Почему так важно знать историю героического прошлого России?

- Почему Великая война стала забытой (малоизвестной)?

- Какие выводы вы можете сделать из услышанного и увиденного на уроке?

Здесь заканчивается текст двадцать третьего (слайд 24).

Заключительное слово учителя о значимости подвига россиян в Первой мировой войне.

4. Подведение итогов урока.

Домашнее задание.

     В целях закрепления полученных знаний на уроке учащимся предлагается написать эссе. В работе предлагается особое внимание уделить патриотической направленности.

Тема: «Мы возрождаем историческую правду о Первой мировой войне» (В.В. Путин).

Список использованных источников

1. «Проигравшие победители. Русские генералы»: АСТ; Москва; 2014

2. Первая мировая: война, которой могло не быть, М.,2012.

3. В. Бондаренко Герои Первой мировой, М., 2013.


Просмотров: 123 | Загрузок: 52
Автор: Работкин С.В.
Теги: Первая мировая война
Предмет: История


Похожие образовательные материалы:
Всего комментариев: 0
avatar