Конспект и презентация к уроку по теме: " Внешняя политика. Русско-Японская война 1904-1905 гг.

Цели: - выяснить, какой была внешняя политика Российской империи в начале XX века;

Познакомиться с причинами, ходом и итогами Русско – Японской войны;
Развивать умение  сравнивать, анализировать,  делать выводы

Оборудование: презентация, компьютер,

 

                                                           Ход урока.

1. Орг. начало урока.

2. Проверка домашнего задания:

                        Беседа по вопросам

3. Сообщение темы и целей урока.

                                                            «Чтобы удержать революцию, нам нужна

маленькая победоносная война…»
                       В. Плеве

Сейчас очень немногое может напомнить о той далекой войне. Несколько строчек из песен о гордом "Варяге", вальс "На сопках Маньчжурии", отдельные эпизоды исторических романов - вот, пожалуй, и все. Между тем русско-японская война 1904-1905 г. серьёзно повлияла на весь дальнейший ход российской истории и надолго определила отношение России со Страной восходящего солнца. Сегодня мы с вами попытаемся проанализировать причины войны, ход событий и итоги, а так же попытаемся выяснить, был ли у России хоть один шанс выиграть эту войну и почему он не был использован.

( сл. 3)План:

1. Основные направления внешней политики России на рубеже XIX – XX веков.

2. Дальневосточная политика.

3. Начало Русско-Японской войны.

4. Ход военных действий в 1905 г.

5. Окончание войны.

 

4. Изучение нового материала.

            1) рассказ учителя:

                   Основные направления внешней политики России.

- ( сл.4)  Основные направления внешней политики России

- Внешняя политика Николая II а первый период его царствования характеризовалась сочетанием двух задач:

            1) Он стремился сохранить сложившееся положение и не допустить новых военных конфликтов в Европе

            2) Расширить сферу влияния России на Дальнем Востоке.

( сл. 5) Международная конференция была созвана в июне 1899 г. в столице Голландии Гааге. В ней приняли участие 26 европейских стран Европы, Америки и Азии.

( сл.6) Участники конференции взяли на себя следующие обязательства:

* не использовать удушливые газы

* не применять снаряды, начинённые газом

* не использовать  разрывные пули.

( сл. 7) По итогам конференции был создан Гаагский международный суд для разбирательства конфликтов между государствами. Но результаты конференции не соответствовали замыслам Николая II- первого государственного деятеля, поставившего вопрос о всеобщем разоружении.

                                   Дальневосточная политика.

( сл. 8)

- Миротворческие усилия Николая II на европейской арене были не столь уж и бескорыстными. Мир и спокойствие в Европе ему нужны были для того, чтобы успешно выполнить « большую азиатскую программу»: усилить господство России в Восточной Азии.

( сл. 9)

- Главным препятствием на пути к преобладанию России на Дальнем Востоке была Япония, которая решила настойчиво претворять в жизнь программу создания « великой Японии». В 1896 г. Россия и Китай заключили секретный договор об оборонительном союзе. Китай разрешил России построить через свою дорогу Китайско-Восточную железную дорогу (КВЖД) из Забайкалья до Владивостока.

( сл. 10) Китайско-русское сближение подтолкнуло другие государства к захвату китайских территорий. В 1897 г. Германия взяла под свой контроль порт Циндао.

( сл. 11) Россия не только не поддержала Китай, но и решила приобрести незамерзающий порт в Жёлтом море – порт Артур.

( сл. 12) В мае 1898 г. Китаю был навязан договор о безвозмездной аренде на 25 лет Ляодунского полуострова и Порт- Артура с правом создания там российской военно-морской базы.

- А как вы думаете отреагировала Япония на захват России Порт-Артура? Давайте подтвердим эту точку зрения.

( стр. 28 – 5 абзац – со слов « Военное присутствие России в Китае…»)

( сл. 13)  В январе 1903 года Николай II созвал совещание по делам Дальнего Востока. Большинство чиновников говорили об ускорении подготовки к войне, и лишь С.Ю. Витте был против. Дело в том, что он в 1902 году совершил поездку на Дальний Восток и вынес твёрдое убеждение, что Россия к войне не готова. Витте предлагал начать широкое освоение Дальнего Востока.

                                   Начало Русско – Японской войны.

( сл. 14) В ночь на 27 января 1904 г. без объявления войны, японские корабли атаковали русскую эскадру, стоящую на рейде Порт-Артура. Два броненосца и один крейсер получили серьёзные повреждения.

( сл. 15) Утром того же дня в корейском порту Чемульпо японская эскадра в составе 14 кораблей напала на крейсер « Варяг» и канонерскую лодку  « Кореец». Завязался сильный бой. Сильные пробоины и пожар на « Варяге» помешали ему отбыть в Порт-Артур. Не желая спустить боевой флаг перед врагом, русские моряки потопили крейсер, а канонерскую лодку взорвали.

( сл. 16) Японский план предусматривал добиться превосходства в море. Этому способствовала успешная высадка десанта на суше и захват Маньчжурии, Приморского и Уссурийского краёв.

( сл. 17) В феврале в Порт-Артур прибыл новый командующий Тихоокеанским флотом вице-адмирал Степан Осипович Макаров, который развернул активные боевые действия.

( сл. 18) Но 31 марта флагманский броненосец  « Петропавловск», на борту которого находился адмирал, подорвался на мине. Вместе с ним погиб весь штаб, 29 офицеров, 652 матроса.

                                  

Падение Порт-Артура.

( сл. 19 - 20) 

- В феврале 1904 года 1-я японская армия высадилась в Корее и в середине апреля перешла границы Маньчжурии.

-= Давайте узнаем, как дальше развивались события.

                        2) работа по учебнику:

                        Стр. 29- 1-2 абзац.

                        3) рассказ учителя:

( сл. 21) В августе 1904 г. три японские армии атаковали русские позиции, но натолкнулись на жёсткое сопротивление и понесли огромные потери. Видя такую картину, Куропаткин решил перейти в наступление.

( сл. 22) Если бы он осуществил свой замысел, то, возможно, японской армии было бы нанесено поражение. Но в последний момент командующий принял решение отступить к Мукдену.

( сл. 23) В октябре 1904 года из Балтийского моря на выручку Порт-Артуру вышла 2-я Тихоокеанская эскадра под командованием адмирала Зиновия Петровича Рожественского.

( сл. 24)  В ответ японцы активировались в районе порт-Артура. Героизм, мужество, упорство русских защитников вызывали восхищение даже у японцев. В декабре погибает начальник сухопутной обороны  крепости Роман Исидорович Кондратенко, его заменил Анатолий Михайлович Стессель, который принял решение сдать крепость врагу.

( сл. 25) Цусимское сражение.

                        4) самостоятельная работа учащихся:

                        Стр. 29-30 – Ход военных действий в 1905 году.

- В 1905 г. преимущество и инициатива были на чьей стороне? ( Японии)

- Когда японцам удалось захватить Мукден? ( 25 февраля 1905 г.)

- Расскажите о сражении в Цусимском проливе.

_ Почему Цусимское сражение стало позорной страницей в русской истории?

 

                        5) рассказ учителя:

( сл. 26-27) Причины поражения русской армии:

экономическая и военно-техническая отсталость страны
бездарность и ошибки ряда царских военачальников (Куропаткин – военный министр и наместник Дальнего Востока адмирал Алексеев)
помощь Японии со стороны Англии и США
предательство интересов страны ее внутренними врагами (некоторыми представителями социал-демократии и так называемой «либеральной» буржуазии).

Страна вступила в войну плохо подготовленной:

 - флот состоял из различных типов судов;

- силы флота были рассредоточены между Порт-Артуром и Владивостоком

- разбросанность сухопутных войск на Дальнем Востоке

- плохое вооружение (новейшие разработки лишь у 1/3 сил)

- Порт-Артур не укреплен полностью

- плохие дороги и снабжение

- не имелось четких планов военных действий, силы противника недооценивались.

( сл. 28)  Условия Портсмутского мирного договора:

23 августа 1905 г. в морском городке Портсмут (США) подписан договор, по которому:

- аренду Ляодунского полуострова и южную половину о.Сахалин

- ветку железной дороги от Порт-Артура до Чанчуня

- часть островов Курильской гряды (спор идет до сих пор)

- японские рыбаки получили право рыбной ловли вдоль русских берегов

 

- Русско-японская война не только продемонстрировала несостоятельность власти, но и стала одной из предпосылок назревания внутриполитического кризиса в стране.

 

5. Подведение итога урока.

            Вопросы на стр. 31-32

 

6. Домашнее задание:

Параграф 4, вопросы, записи, задания в рабочей тетради.


Просмотров: 823 | Загрузок: 103
Автор: Антоненкова А.В.
Теги: Россия нач 20 в.
Предмет: История


Похожие образовательные материалы:
Всего комментариев: 0
avatar