Конспект и презентация к уроку истории "СССР в 1953-1964 гг.: преобразования в экономике"

Цели урока:

определить основные тенденции развития СССР в 1945 -1964 гг.;
охарактеризовать реформы Н.С.Хрущева их особенности и противоречивый характер;
закрепить навыки анализа и сопоставления исторического материала, умения рассматривать исторические явления в конкретно-исторических условиях, разграничивать объективные факты и субъективные мнения (стереотипы);
усилить мотивацию учащихся к самостоятельному познанию; способствовать обогащению их социального опыта.

 

Вступительное слово учителя:

-Обращаясь к истории Советской России, каждый из нас назовет имена Ленина, Сталина, Хрущева. Кто же кого находит – история личность или личность историю? Ответить на этот вопрос очень сложно.

- Время, когда у власти стоял Хрущев, бесспорно важный и, быть может, самый непростой период нашей истории. Важный – потому, что в стране шли преобразования. Непростой – потому, что десятилетие, которое поначалу было названо «славным», затем было осуждено как время волюнтаризма или субъективизма. На уроке мы попытаемся дать оценку этому периоду и деятельности Хрущева. Тема урока: «СССР в 1953-1964 гг.: преобразования в экономике». (здесь заканчивается текст первого слайда. Слайд 2)

Создание проблемной ситуации:

-Рассмотрите точки зрения на реформы Хрущева? (они представлены на слайде и даны в ваших рабочих листах). Слайд 2

1точка зрения: « Ни один его шаг не был сделан достаточно твердо, ни одного начинания не было доведено до конца… Более всего реформы губило то, как именно они проводились и какие ограниченные – по сравнению со вспыхнувшими надеждами – результаты имели». (В.А.Шестаков)

2 точка зрения: «Хрущев с одинаковой энергией и упрямством проводил и свои правильные, и ошибочные идеи; таких у него было достаточно».

( А.Д. Сахаров)

-Какую позицию высказывает 1 –й ученый? (непоследовательность, ограниченность реформ, отрицательные методы проведения и результаты)

-Какое мнение высказывает А.Д. Сахаров? (реформы носили противоречивый характер, имели как положительные, так и отрицательные результаты)

-Что интересного вы заметили? (ученые по-разному оценивают реформы Хрущева?) (здесь заканчивается текст второго слайда. Слайд 3)

Формулирование проблемы:

- Какое противоречие налицо? Какой возникает вопрос? (Кто из ученых прав?) (здесь заканчивается текст третьего слайда. Слайд 4)

Планирование деятельности:

- Чтобы ответить на вопрос, что мы должны узнать: (особенности реформирования в сфере промышленности, сельского хозяйства и социальной сферы, дать объективную оценку реформам Хрущева) (здесь заканчивается текст четвертого слайда. Слайд 5)

Актуализация

-Что нам известно по проблеме урока?

-Выделите важнейшие экономические проблемы в начале правления Хрущева в сфере промышленности, сельского хозяйства и социальной сфере? Результаты восстановительного периода были неоднозначными. С одной стороны, на протяжении 1946-1950 гг. затянулись страшные раны войны. Полностью восстановлена промышленность и даже увеличено производство. С другой стороны – цена восстановления была слишком  высока. Снижение реального уровня жизни, тяжелые жилищные и бытовые условия были характерными для большинства населения. Другим негативным последствием стало окончательное разорение сельского хозяйства. На крестьян, которые получали мизерные заработки, не распространялись социальные гарантии, они были лишены права иметь паспорта, а, соответственно, свободно перемещаться по стране. Также им приходилось платить высокие налоги на приусадебные участки. Для интенсификации труда колхозников сталинское руководство продолжало применять принудительные и репрессивные методы, что и привело к голоду в засушливые 1946-1947 гг.

 

Поиск проблемы. Открытие нового знания.

- Таким образом,  после смерти Сталина перед новым руководством встала проблема поиска нового типа стимулирования промышленности и сельского хозяйства.

Существовали две альтернативные экономические программы Маленкова Г.М. и Хрущева Н.С.. Давайте сравним их. Для этого, 1 вариант, используя исторический документ, выделяет основные положения экономической программы Маленкова. 2-й вариант, опираясь на материал приложения 2, выделяет основные пункты программы Хрущева по плану: меры по развитию сельского хозяйства, промышленности и методы осуществления реформ. Результаты работы заносятся в рабочий лист.

- Итак, работа закончена. Назовите основные положения программы Маленкова. Назовите особенности программы Хрущева.

- Какой путь развития предложил Маленков? (интенсивный). Это новый экономический курс предполагал модернизацию экономики с допущением рыночных механизмов, конкуренции.

- Какой путь развития экономики предложил Хрущев? (экстенсивный). Сохранение социалистической системы хозяйствования с преимущественно организационно-распорядительными методами, допуская частичное включение методов экономического стимулирования.

-Почему победил план Хрущева Н.С.? (подход Хрущева был гораздо более близок и понятен партийным кадрам, чем новации Маленкова и быстрее можно получить результат) (здесь заканчивается текст пятого слайда. Слайд 6)

-Обратите внимание на слайд: «Направления сельскохозяйственной политики Хрущева в 1953-1958 гг.». По ходу изучения материала вы должны заполнить таблицу «оценка сельскохозяйственной политики Хрущева», которая представлена в рабочих листах.

- Каким образом предполагалось обеспечить подъем сельского хозяйства? (при помощи колхозов, целины и личного подсобного хозяйства)

- Какие меры были предприняты, и каковы результаты? (работа со слайдом)

-Заполните таблицу и оцените меры Хрущева.( работа с таблицей в рабочих листах)

- Что позволило Хрущеву добиться таких результатов? (использование преимущественно экономических методов стимулирования развития с/х дало положительные результаты).

- Успехи в сельском хозяйстве вселили в партийных лидеров и самого Хрущева веру в силу административных решений. Быстрое же улучшение благосостояния крестьян породило опасение, что крестьянство может «переродиться» в кулачество. Усиление роли экономических стимулов объективно ослабляло потребность в партийно-государственном, административном вмешательстве в дела селян. Этим во многом объясняется то, что с конца 1950-х гг. административное принуждение начинает заменять собой экономические стимулы. (здесь заканчивается текст шестого слайда. Слайд 7)

 - Обратите внимание на  слайд «Направления сельскохозяйственной политики Хрущева в 1959-1961 гг.». Опираясь на текст учебника с.283 вы должны заполнить пробелы в схеме, указав какие мероприятия были проведены в отношении … и какие результаты имели. Работаем в парах. Помогаем друг другу.

-В 1959 г. началась реорганизация МТС, в ходе которой колхозы, чтобы не остаться без техники, были вынуждены выкупать ее в течение одного года, причем за высокую цену. Государство преследовало благую цель: обеспечить колхозы техникой, сделать их самостоятельными хозяевами на земле. В результате касса колхозов оказалась опустошенной и колхозы не смогли нормально эксплуатировать сложную технику, так как не имели квалифицированных кадров механизаторов.

Мощная волна новых притеснений обрушилась на личные подсобные хозяйства крестьян. Было дано поручение госорганам за 2-3 года скупить  скот у колхозов. В 1959 г. от колхозников потребовали увеличить сдачу мяса на треть. С тех пор в деревне не стало ни коров, ни телят.

Резко возросли налоги на личные приусадебные хозяйства.

В 1960- г. целина не смогла решить зерновую проблему в стране. Отсутствие научно-разработанной системы земледелия влекло за собой эрозию почв. Эффективность возделывания почвы упала на 65%.(здесь заканчивается текст седьмого слайда. Слайд 8)

- Демонстрируется слайд 8. Для решения продовольственной проблемы предпринимается попытка расширить посевы кукурузы. Результат оказался прямо противоположным затраченным усилиям: произошло общее снижение сбора зерновых.

Кризис с/х привел к первым за долгие годы массовым закупкам зерна за границей.

Когда возникли перебои с мясом, молоком, маслом и хлебом правительство попыталось поправить дела за счет трудящихся: на треть были снижены тарифные расценки на производстве; розничные цены на продовольствие на столько же возросли. Повышение цен вызвало массовое недовольство и даже открытое выступление в рабочей среде. Наиболее серьезными стали события в Новочеркасске, где против семитысячной демонстрации рабочих выдвинуты войска, танки. Авторитет Хрущева сильно упал. Продолжите заполнять таблицу.

- Попробуйте оценить реформы Хрущева Н.С. в сельском хозяйстве. (реформы в сельском хозяйстве были проблемными. Колхозы остались без средств, происходило отвлечение огромных сил и средств на подъем целины, в Казахстане и Сибири возникли экологические проблемы, а кукуруза прижилась только в южных районах. Личное подсобное хозяйство распалось, человек бежал от земли). (здесь заканчивается текст восьмого слайда. Слайд 9)

-Как осуществлялись другие пункты программы? Чтобы выяснить это я предлагаю вам поработать в группах.

1 группа опираясь на текст учебника п.3. и дополнительные материалы должны назвать достижения в сфере промышленности.

2 группа указать просчеты, допущенные Хрущевым в сфере промышленности

З группа опираясь на текст учебника и исторический документ оценить реформу управления экономикой, предпринятой Хрущевым

4 группа опираясь на текст учебника п.4 и дополнительный материал указать достижения в социальной сфере.

-Какой вывод по развитию промышленности можно сделать? (реформы носили противоречивый характер т.к. несмотря на развитие машиностроения, В.П.К., освоение космической программы и т.д., развитие шло экстенсивным путем, не принимались новые направления в науке, в целом, снижение темпов экономического роста).

-Сделайте вывод по социальной сфере (социальные реформы Хрущевского десятилетия характеризуются принятием ряда важных программ. Ряд реформ был проведен достаточно твердо, до конца доведен и вполне оправдал возлагавшиеся на них надежды. Увеличился городской жилищный фонд на 80%, пенсионная реформа распространилась на десятки миллионов человек, несколько улучшилось положение сельских жителей – они получили паспорта). (здесь заканчивается текст девятого слайда. Слайд 10)

- Мы проанализировали достаточно фактов, что позволит нам сделать окончательный вывод о проблеме урока:

Вывод делают ученики( я считаю, что в оценке деятельности Хрущева, оказались правы те, ученые, которые отмечают противоречивый характер его  экономического реформирования. Серьезные проблемы в экономике предопределили необходимость реформ. Но они совершались в рамках старого хозяйственного механизма, с использованием административных методов, по экстенсивному пути. Реформы в с/х создали серьезные продовольственные трудности. Реформы в промышленности имели достижения, но не обеспечили экономического роста. Наиболее последовательными были реформы в социальной сфере)

Применение нового знания

В 1956 г. на приеме в советском посольстве в Лондоне состоялся любопытный разговор между У.Черчиллем и Н.С. Хрущевым. У Черчилль сказал, в частности: « Господин Хрущев, Вы затеваете большие реформы, и хорошо! Хотелось бы только посоветовать Вам… Как вы думаете. Какой совет мог дать Черчилль Хрущеву и прислушался ли тот к его совету? (ответы учащихся: Хотелось бы только посоветовать вам не слишком торопиться. Нелегко преодолеть пропасть в два прыжка. можно упасть в нее.  Хрущев не сумел следовать этому совету. Задачи, которые он поставил перед страной были колоссальны и в массе невыполнимы. Хрущев был непредсказуем, непоследователен. Часто руководствовался эмоциями, а не прагматическим расчетом. Для него характерны утопические заявления, необоснованные обещания, демагогические рассуждения. Экономические проблемы не дали результатов.) (здесь заканчивается текст десятого слайда. Слайд 11)

-Хрущев несомненно был незаурядным политиком, одной из ярких и противоречивых фигур XX столетия. Трудно найти более наглядное воплощение противоречивой оценки политической роли Хрущева, чем знаменитый памятник, установленный на его могиле на Новодевичьем кладбище, работы Э. Неизвестного – того самого скульптура, которого Хрущев  громил на известной выставке в Манеже: бронзовая голова на фоне белого и черного мрамора.


Просмотров: 1513 | Загрузок: 264
Автор: Бобровская Н.О.
Теги: Хрущев, СССР
Предмет: История


Похожие образовательные материалы:
Всего комментариев: 0
avatar