Конспект и презентация к уроку истории России 9 класс "Свержение монархии"

Цель урока:

Познакомить учащихся с причинами, задачами, характером, ходом и значением свержения монархии в России.
Подвести учащихся к пониманию того, что февральская революция- попытка осуществить буржуазно-либеральный путь развития страны.
Продолжить формирование умений устанавливать причинно-следственные связи, самостоятельно делать выводы, анализировать исторические источники.

Ход урока.

(слайд 2) Предсказание

Настанет год, России черный год,
Когда царей корона упадет;
Забудет чернь к ним прежнюю любовь,
И пища многих будет смерть и кровь;
Когда детей, когда невинных жен
Низвергнутый не защитит закон;
Когда чума от смрадных, мертвых тел
Начнет бродить среди печальных сел,
Чтобы платком из хижин вызывать,
И станет глад сей бедный край терзать…

1830 г. М.Ю. Лермонтов

Какое предсказание сделал поэт?

Тема урока «Свержение монархии»

(слайд 3) Это одна из наиболее сложных и спорных тем в истории России XX века. Россия оказалась на перекрестке исторических дорог, и нужно было выбрать ту, которая вела не в тупик, а в “лучшее завтра”. Все мечтали о порядке, а волею судеб стали участниками грандиозных исторических катаклизмов. И первым испытанием для российского общества стала Февральская революция.

«Февраль- пролог Октября»

«Февраль- общенациональная катастрофа»

«Февральское безумие»

(слайд 4) Памятка для разбора революции

Причины революции
Задачи революции
Характер революции (определяется по задачам)
Движущие силы (классы)
Ход революции (краткая характеристика)
Итоги революции.
Значение революции.

(слайд 5) Причины революции.

Вспомните итоги аграрной реформы.

О чем говорят факты?

С лета 1907 г. По лето 1914 г в деревне состоялось более тысячи крестьянских выступлений, 40% их- против помещиков, 25%- против столыпинской реформы.

«Важнейший очередной вопрос для нашей страны- вопрос земельный…»

Из Постановления Временногоправительства

(слайд 6) В стране отсутствовали условия для свободного развития капитализма в сельском хозяйстве. В России сохранялись помещичьи латифундии, многоукладность. Господствующими оставались к 1917 г. полукрепостнические производственные отношения в деревне.

(слайд 7) Причины революции.

Аграрный вопрос не был решен. Крестьянство страдало от нищеты и малоземелья. ( по гиперссылке переходим к анализу второй причины революции—слайд 8)

(слайд 8) Несколько лет В.Н. Коковцов, чиновники убеждали фабрикантов согласиться на 10-часовой рабочий день, страхование, профсоюзы, право рабочих на экономические стачки.

«Рабочие воображают, что они — хозяева предприятия, и, чтобы не разводить революции, им дают столько работы, сколько они хотят. Они дойдут скоро до того, что будут работать 6 часов …»            Ю.П. Гужон

(слайд 9) Анализ диаграммы о росте стачечного движения рабочих. (по гиперссылке переходим на домашнюю страницу слайд 7 и открываем следующую причину революции)

(слайд 7)  Отсутствие рабочего законодательства обостряло отношения между рабочими и владельцами предприятий. (по гиперссылке переходим к анализу третьей причины революции- слайд 10)

(слайд 10) Причины революции

О чем говорят приведенные высказывания?

«Министры –наемные убийцы, проводящие белый террор по напущению Гришки Распутина» А.Ф. Керенский

Паралитики власти нехотя борются с эпилептиками революции» И.Г.Щегловитов

«Милюков предъявил премьеру целый список обвинений, каждое из которых заканчивалось вопросом:»Что это: глупость или измена?» П.Н. Милюков

(переход по гиперссылке на домашнюю страницу слайд 7)

(слайд 7) Причины революции

Кризис самодержавия. (по гиперссылке переходим к анализу четвертой причины революции- слайд 11)

(слайд 11) О чем говорят факты?

Армия устала воевать.
Боевой дух солдат упал.
Дезертирство в армии.
Поражение на фронтах
80% экономики работало на войну.
Перебои в снабжении топлива и продовольствия. (переход по гиперссылке на домашнюю страницу слайд 7)

(слайд 7) Ожидание народом прекращения первой мировой войны. (по гиперссылке переходим к анализу пятой причины революции- слайд 12)

(слайд 12) Проанализируй диаграмму.

Рост цен с августа 1914 г. к августу 1917 на продукты питания.

(слайд 13)  О чем говорят факты?

Цены на предметы первой необходимости выросли на 300%, а средняя зарплата рабочих- на 100%.
Золотое покрытие денег составляло 15%- инфляция.
Правительство ввело хлебную разверстку.

На потребляющие деревни надвигался голод. (переход по гиперссылке на домашнюю страницу слайд 7)

(слайд 7) Экономическая разруха, обнищание и голод. (по гиперссылке переходим к анализу шестой причины революции- слайд 14)

(слайд 14) О чем говорят факты?

В 1912-1914 гг. не прекращались крупные волнения среди народов Средней Азии.
В Польше и на Украине усилилось движение сторонников за выход из России.
В мусульманских районах укрепилась протурецкая ориентация.

Дело Бейлиса. (переход по гиперссылке на домашнюю страницу слайд 7)

(слайд 7) Русификаторская политика правительства к национальным меньшинствам.

Тетрадь на печатной основе. Задание 2, стр. 35

( По гиперссылке значок  «i» переходим к памятке разбора революции).

(слайд 4) Работа с эти слайдом осуществляется путем гиперссылок по тексту памятки.

(«Задачи революции» гиперссылка на слайд 15)

(слайд 15-19) Определение задач революции. ( По гиперссылке значок  «i» переходим к памятке разбора революции).

(«Характер революции (определяется по задачам)» гиперссылка на слайд 20)

(слайд 20) Определите, исходя из задач революции ее характер.

Буржуазно-демократический. ( По гиперссылке значок  «i» переходим к памятке разбора революции).

(«Движущие силы (классы)» гиперссылка на слайд 21)

(слайд 21) Предположите, какие социальные группы российского общества были заинтересованы в решении задач революции? Буржуазия, рабочие, крестьянство, солдаты.

( По гиперссылке значок  «i» переходим к памятке разбора революции).

(«Ход революции» гиперссылка на слайд 22)

( слайд 22) По ходу урока заполняем таблицу:

«События февральской революции 1917 года»

(слайд 23) После отъезда Николая II в Ставку в Могилев, многие решения принимались оставшейся в Петрограде царицей, находившейся под влиянием Г.Е. Распутина. «Гришка» же, погрязший в оргиях и беспутстве, упивался собственным могуществом. При его участии сменили 40 губернаторов, десятка два министров.

(слайд 24) Императрица слала мужу письма, хотела видеть в нем «Ивана Грозного», а он подписывался в ответ: «Бедный старый безвольный муженек».

 Из письма Александры Федоровны « В Думе все дураки; в Ставке сплошные идиоты; в Синоде одни только животные; министры- мерзавцы… Думу надо прихлопнуть; заставь их дрожать. Тебя должны бояться. Покажи, что ты хозяин…»

(слайд 25) Ненависть сосредоточилась на Распутине и императрице «немке». Великий князь Дмитрий Павлович, князь Ф.Ф. Юсупов, В. М. Пуришкевич вступили в сговор и 17 декабря 1916 г. убили старца. Государыня с горя слегла, а царь, вернувшийся в столицу, вздохнул с облегчением.

«Моя смерть будет вашей смертью»

(слайд 26) Великие князья, послы Антанты, М.В. Родзянко, донесения полиции вторили друг другу: население недовольно правительством и государем, положение страны катастрофическое, власти нет, зреет бунт.

 

(слайд 27) «Настроение в столице носит исключительно тревожный характер…население открыто критикует все правительственные мероприятия… предстоит бороться не с ничтожной кучкой членов думы, а со всей Россией…настоящее недовольство населения может явиться последним этапом на пути к началу беспощадных эксцессов самой ужасной из всех революций».

Из письма шефа жандармов Николаю II

(слайд 28) Особенно неспокойно было в Петрограде. Чашу терпения переполнили перебои в продовольственном снабжении. В некоторых районах люди стали громить лавки и магазины. 18 февраля началась забастовка на Путиловском заводе. В ответ на требования повысить заработную плату администрация объявила о закрытии производства.

Какие события положили начало Февральской революции?

(слайд 29) 23 февраля (8 марта по новому стилю) колонну демонстрантов возглавили женщины. Наспех сделанные лозунги- «Хлеба!», «Мира!»- колыхались над толпой. До 100 тысяч человек вышло на улицы.

(слайд 30) «Хулиганское движение, мальчишки и девчонки бегают и кричат, что у них нет хлеба,- просто для того, чтобы создать возбуждение,- и рабочие, которые мешают другим работать. Если бы погода была очень холодная, они все, вероятно, сидели бы по домам».  Императрица Александра Федоровна

(слайд 31) Командующий столичным военным округом С.С. Хабалов получил от царя телеграмму: «Повелеваю завтра же прекратить в столице беспорядки».

Лозунги. «Долой самодержавие!», «Долой войну!»

Вопросы.

Какие лозунги выдвигали участники демонстраций?

С какими задачами революции вы можете их связать?

(слайд 32) 26 февраля восстала рота Павловского полка: «Рука против своих не поднимается! Они же хлеба хотят!» Царь распускает Государственную думу.

Работа с учебником страница 74. Документ «Телеграмма Председателя Государственной думы М.В. Родзянко Николаю 2 26 февраля 1917. Работа по вопросам к документу.

 (слайд 33) 27 февраля 10 тысяч солдат петроградского гарнизона переходят на сторону народа. Восставшие захватили арсенал, вокзалы, важнейшие правительственные учреждения, двинулись к тюрьмам освобождать всех «пострадавших от царского режима».

(слайд 34) Вечером 27 февраля толпа собралась у Таврического дворца. Уже с утра здесь находились не подчинившиеся царскому указу депутаты. Для управления столицей и государством они создали Временный исполнительный комитет членов Государственной думы. Его главой стал М.В. Родзянко.

(слайд 35) В то же время в других помещениях Таврического дворца заседали освобожденные из тюрьмы рабочие-активисты, члены социал-демократической партии. Было решено создать Петроградский совет рабочих и солдатских депутатов. Председателем Исполнительного комитета избран Н.С. Чхеидзе. Большинство членов Совета были меньшевиками и эсерами.

Тетрадь стр.36, задание 3.

(слайд 36) 28 февраля пало адмиралтейство. Царские министры были арестованы и заключены в Петропавловскую крепость.

(слайд 37) В ночь с 1 марта на 2 марта 1917 г. Временный исполнительный комитет членов Государственной думы и Исполком Петроградского Совета договорились об образовании Временного правительства, состоящего из либералов, но проводящего в жизнь программу, одобренную Петроградским Советом. Возглавил Временное правительство князь Г.Е. Львов  до созыва Учредительного собрания. Министр иностранных дел- П.Н. Милюков, военный и морской министр- А.И. Гучков, министр юстиции- А.Ф. Керенский.

Тетрадь стр.36, задание 3.

  Учредительное собрание- парламентское учреждение, которое должно было законодательно утвердить новую систему власти.

(слайд 38) Всем главнокомандующим фронтами и флотилиями была направлена телеграмма с просьбой спешно высказать свое мнение по вопросу об отречении Николая. Все сошлись в одном: отречение «в видах пользы Отечества». Николай отрекся за себя и наследника в пользу брата Михаила.

Работа с учебником стр.77. Документ . Из Манифеста об отречении Николая 2. Работа с вопросами к документу.

(слайд 39) 3 марта Михаил отказался от престола. Династия Романовых пала.  Царская семья была арестована и находилась в Царском селе, а в августе 1917 г. Была сослана в Тобольск.

(слайд 40) В Росси сложилась своеобразная политическая ситуация. Одновременно существовали два органа власти- Временное правительство и Совет рабочих и солдатских депутатов.  Эта ситуация называется двоевластием. 3 марта была опубликована декларация Временного правительства.

Работа с учебником стр.77. Документ . Из декларации Временного правительства. Работа с вопросами к документу.

(слайд 41) Своеобразие революции.

Двоевластие- система управления, сложившаяся в ходе Февральской революции 1917 г., когда важнейшие государственные вопросы решались соперничавшими органами власти- Временным правительством и Советами.

(слайд 42) В то же время правительство подчеркнуло, что Россия будет вести войну «до победного конца» и выполнять все взятые ею международные обязательства. Исходя из курса на продолжение войны, строилась и социально-экономическая политика Временного правительства. Оно считало возможным проведение лишь таких мер, которые не будут влиять на снижение обороноспособности страны. Именно поэтому был отклонен проект о введении 8-часового рабочего дня.

(слайд 43) И Петроградскому Совету пришлось подписывать собственное соглашение с Петроградским обществом фабрикантов и заводчиков о введении на предприятиях города 8-часового рабочего дня. Из этих же соображений Временное правительство отложило решение аграрного вопроса и проблемы национально-государственного устройства страны до созыва Учредительного собрания. Советы поддержали эти решения, считая, что широкомасштабный раздел земли приведет к дезорганизации фронта, так как крестьяне, одетые в солдатские шинели, вряд ли смирятся с тем, что этот раздел будет проходить без их участия.

(слайд 44) В марте 1917 г. было издано постановление о государственной торговой монополии на хлеб в качестве меры борьбы с продовольственным кризисом. Весь хлеб у крестьян был взят на учет продовольственными органами.

(слайд 45) 23 апреля правительство узаконило возникшие на предприятиях фабрично-заводские комитеты, осуществлявшие «рабочий контроль» над производством и распределением. Были созданы также Министерство труда, примирительные камеры, биржи труда.

( По гиперссылке значок  «i» переходим к памятке разбора революции слайд 4).

(«Итоги революции» гиперссылка на слайд 46)

(слайд 46) Ликвидация монархии

Провозглашение республики, начало выборов во Всероссийское Учредительное собрание
Образование двоевластия

( По гиперссылке значок  «i» переходим к памятке разбора революции слайд 4).

(«Значение революции » гиперссылка на слайд 47)

(слайд 47)

Победа февральской революции была победой всех слоев населения над самодержавием, рывком, передвинувшим Россию к передовыми странами в смысле провозглашения демократических и политических свобод.

 Велико и международное значение Февральской буржуазно-демократической революции - под её влиянием во многих воюющих странах усилилось стачечное движение пролетариата.

(слайд 48) Согласны ли вы,  с высказываем Н.А. Бердяева, свой ответ

аргументируйте.

“Разложение императорской России началось давно. Ко времени революции старый режим совершенно разложился, исчерпался и выдохся. Война докончила процесс разложения. Нельзя даже сказать, что февральская революция свергла монархию в России, монархия в России пала сама, ее никто не защищал, она не имела сторонников”.

 

Литература:

Учебник А.А. Данилов, Л.Г. Косулина, М.Ю. Брандт История России 20-начало 21 века. 9 класс
Рабочая тетрадь. А.А. Данилов, Л.Г. Косулина История России 20-21 века, часть 1.
С.В. Агафонов Тематическое и поурочное планирование по истории России 20-21 века, 9 класс.
О.В. Арасланова, А.В. Поздеев Поурочные разработки по истории России 20- начало 21 века, 9 класс
Е.В. Симонова Поурочные разработки по истории России, 9 класс.


Просмотров: 1510 | Загрузок: 253
Автор: Эсманская А.Г.
Теги: революция 1917
Предмет: История


Похожие образовательные материалы:
Всего комментариев: 0
avatar