Конспект и презентация к уроку истории "Идеология и культура 1945-1953 гг."

Цель урока:

Расширить и закрепить понимание противоречивых процессов в развитии отечественной науки и культуры в послевоенный период; на конкретных примерах показать восстановление “железного занавеса” в духовной сфере; перечислить достижения отечественной культуры первых послевоенных лет. Развивать аналитико-синтезирующее мышление; умение анализировать содержание текстов, работа с документами, высказать свою аргументированную точку зрения по тематическому вопросу. Воспитание у учащихся культуры общения, чувства уважения к отечественной культуре.

 

(слайд 1) «Идеология и культура»

 Хочется всей необъятной страной

Сталину крикнуть "Спасибо, Родной!"

Весел напев городов и полей –

Жить стало лучше, жить стало веселей!

(слайд 2) Работа с документом.

«И в конце войны, и сразу после нее, и в сорок шестом году довольно широким кругам интеллигенции казалось, что должно произойти нечто, двигающее нас в сторону либерализации… ».  К. Симонов

Какие надежды связывала интеллигенция с послевоенным развитием культуры? 

Война пробудила надежды на ослабление партийно-идеологического пресса. Деятели культуры рассчитывали, что наметившаяся в годы войны тенденция к относительному смягчению контроля за духовной жизнью общества получит развитие.

(слайд 3) Вспомните, каковы были основные задачи в области культуры в 30-е гг.? 

Работа с документом.

«Не каждому государству под силу взять на себя задачу политического воспитания народа. Особая ответственность за дело политического воспитания народа в нашей стране лежит на партии».  В. Молотов

На ком лежит ответственность за политическое воспитание народа, по мнению В.Молотова? 

С лета 1946 г. в стране развернулось широкое наступление против «западного влияния» на отечественную культуру. По существу, речь шла о возвращении безраздельного партийно-политического контроля над интеллигенцией.

 

(слайд 4) Поход против «западничества» возглавил отвечавший за идеологию А. А. Жданов.

Работа с документом.

«Надо учитывать, что чуждые буржуазные влияния из-за границы будут перекликаться с пережитками капитализма в сознании некоторых представителей советской интеллигенции, выражающимся в несерьезных и диких стремлениях поменять сокровищницу советской музыкальной культуры на жалкие лохмотья современного буржуазного искусства».  А. Жданов

За что подверглись критике представители советской интеллигенции? 

(слайд 5) Что такое космополитизм? 

Термин космополит в системе советской идеологии и пропаганды стал обозначать врага. В советской печати постоянно утверждалась мысль, что космополиты – пособники США, антипатриоты, противники советской власти.

«Направления в работе диктуются сверху… Патриотическая линия принесет нашей науке вред. Мы еще более отгораживаемся от передовых ученых и техников… Я интернационалист, но меня называют космополитом. Я не разделяю науки на советскую и зарубежную. Мне совершенно безразлично, кто сделал то или иное открытие». Л.Д. Ландау

(слайд 6) «Железный занавес» был окончательно восстановлен в ходе развернувшейся в конце 1948 г. кампании по борьбе с «космополитизмом». Страна вновь оказалась не только в идеологической, но и в культурной изоляции от остального мира.

Словарь. Железный занавес- система мер, направленных на внешнюю изоляцию

СССР от других стран.

(слайд 7) Работа с документом.

«Сила советской литературы, самой передовой литературы в мире, состоит в том, что она является литературой, у которой нет и не может быть других интересов, кроме интересов народа, интересов государства. Задача советской литературы состоит в том, чтобы помочь государству правильно воспитать молодежь, ответить на ее запросы, воспитать новое поколение бодрым, верящим в свое дело, не боящимся препятствий, готовым преодолеть всякие препятствия». А. Жданов

В чем , по мнению А. Жданова, состоит главная задача советской литературы? 

(слайд 8) Работа с документом

Из доклада А. А. Жданова о журналах «Звезда» и «Ленинград»

«Из постановления ЦК ясно, что наиболее грубой ошибкой журнала «Звезда» является предоставление своих страниц для литературного «творчества» Зощенко и Ахматовой... Зощенко... изображает советских людей бездельниками и уродами, людьми глупыми и примитивными. Зощенко, как мещанин и пошляк, избрал своей постоянной темой копание в самых низменных и мелочных сторонах быта. Тематика Ахматовой насквозь индивидуалистическая. До убожества ограничен диапазон ее поэзии — поэзии взбесившейся барыньки, мечущейся между будуаром и моленной».

В чем обвинены М.Зощенко и А. Ахматова? 

(слайд 9) Объектами критики в первом постановлении были «салонная дворянская поэтесса Ахматова». А. Ахматову упрекали в эстетстве и декадентстве.

«Не то монахиня, не то блудница, а вернее блудница и монахиня, у которой блуд смешан с молитвой». А.Жданов

(слайд 10) «Хулиган ваш Зощенко! Балаганный писака... Мы хотим отдохнуть, смеясь. Он это улавливает, но его смех - рвотный порошок». И. Сталин

«Мелкобуржуазный пошляк и хулиган Зощенко». Поводы указывались самые нелепые: М. Зощенко обвиняли в очернительстве советской действительности на страницах детского рассказа «Приключения обезьяны».

«Прекратить доступ в журналы произведений Зощенко, Ахматовой и им подобных».

Из постановления ЦК

(слайд 11) Журнал «Ленинград» был закрыт, а в журнале «Звезда» заменено руководство.

(слайд 12) Были и партийные поэты, партийные стихи.

 (слайд 13,14)  Резкой критике были подвергнуты даже те писатели, творчество которых вполне отвечало требованиям партии. Так, руководитель Союза писателей А. А. Фадеев был раскритикован за первоначальный вариант романа «Молодая гвардия», в котором было недостаточно-показано партийное руководство молодыми подпольщиками; поэт-песенник М. А. Исаковский — за пессимизм стихотворения «Враги сожгли родную хату...».

 (слайд 15) Евгений Шварц в пьесе «Дракон» в 1943 г. вывел советскую действительность на сцену. «Сказка ложь, да в ней намек...»

Как считаешь, надо ли спасать тех, кто этого не хочет, у кого (по словам Дракона) души стали продажными, прожженными, мелкими?

 (слайд 16) Работа с документом

В театральной критике сложилась антипартийная группа последышей буржуазного эстетства. Надо решительно, раз и навсегда покончить с либеральным попустительством всем этим эстетствующим ничтожествам. Надо очистить атмосферу искусства от антипатриотических обывателей.

Драматурги и театры должны отображать в пьесах и спектаклях жизнь советского общества в ее непрестанном движении вперед, всячески способствовать дальнейшему развитию лучших сторон характера советского человека, с особой силой выявившихся во время Великой Отечественной войны».

За что подверглось критике партии театральное искусство?

 Какие задачи выдвигало советское руководство перед драматургами и театрами страны?

(слайд 17) В постановлении ЦК ВКП(б) осуждалось преобладание в театрах страны классического репертуара в ущерб пьесам, посвященным «пафосу борьбы за коммунизм».

«Ставить ежегодно не менее двух-трех высококачественных в идейном и художественном отношении спектаклей на современные советские темы».

                                                                                                       Из постановления ЦК

( слайд 18) В январе 1941 г. А.А.Жданов дал задание С. Эйзенштейну снять фильм об Иване Грозном. Естественно, заказ исходил от Сталина. Режиссер, чей фильм «Александр Невский» получил высочайшее одобрение, согласился.

( слайд 19) «Эйзенштейн справился с задачей. Иван Грозный, как прогрессивная сила своего времени, и опричнина, как его целесообразный инструмент, вышли неплохо ».

                                                                                                                                      И. Сталин

 (слайд 20) Вторую серию уже смонтировали, а в марте 1946 г. ... запретили.

Из постановления ЦК ВКП(б)

« Режиссер С. Эйзенштейн во второй серии фильма "Иван Грозный" обнаружил невежество в изображении исторических фактов, представив прогрессивное войско опричников Ивана Грозного в виде шайки дегенератов... а Ивана Грозного, человека с сильной волей и характером — слабохарактерным и безвольным, чем-то вроде Гамлета».

(слайд 21) «Царь у вас получился нерешительный. Все ему подсказывают, что надо делать, а не он сам принимает решения… Мудрость Ивана Грозного состояла в том, что он стоял на национальной точке зрения, ограждая страну от иностранного влияния».                                            И. Сталин

Ты можешь объяснить, какое дело ЦК до Ивана Грозного и Гамлета?

 ( слайд 22) Работа с документом.

Из постановления ЦК ВКП(б)

«Кинофильм «Большая жизнь» порочен в идейно-политическом и крайне слаб в художественном отношении …В фильме фальшиво изображены партийные работники. Секретарь парторганизации на восстанавливаемой шахте показан в нарочито нелепом положении, поскольку его поддержка инициативы рабочих по восстановлению шахты может якобы поставить его вне рядов партии. Постановщики фильма изображают дело,  таким образом, будто бы партия может исключить из своих рядов людей, проявляющих заботу о восстановлении хозяйства»

Какие обвинения были предъявлены создателям фильма «Большая жизнь»?

(слайд 23) Критике были подвергнуты кинофильмы «Большая жизнь» (2-я серия) режиссера Л. Лукова; «Адмирал Нахимов» В. И. Пудовкина; кинорежиссеры Г. Козинцев, Л. Трауберг и др.(триггер )

(слайд 24) В конце 1947 г. жесткий идеологический пресс обрушился и на советских музыкантов. Поводом послужило исполнение трех произведений, созданных по заказу властей к 30-летию Октябрьской революции: Шестой симфонии С. С. Прокофьева, «Поэмы» А. И. Хачатуряна и оперы «Великая дружба» В. И. Мурадели. Критиковались и другие композиторы, «придерживающиеся формалистического, антинародного направления», — Д. Д. Шостакович и  Н. Я. Мясковский.

(слайд 25) «Не только музыкальное, но и политическое ухо советских композиторов должно быть очень чутким». А. Жданов

Объясни смысл этого высказывания?

(слайд 26) «Живописцы в СССР вдохновляются  великими идеями В.И.Ленина и И.В.Сталина, животворящей силой советского патриотизма. На основе метода социалистического реализма они стремятся глубоко и правдиво отобразить действительность в ее революционном развитии».

                                                                                     Большая Советская энциклопедия.

 (слайд 27, 28) Какое чувство охватывало людей, рассматривавших эти картины в 40-50-е гг. ?

Какие чувства испытываешь ты, глядя на эти картины сегодня?

А.А. Пластов «Ужин тракториста»

Какие чувства испытываешь ты, глядя на эту картину?

(слайд  29, 30) Ф. Шурпина «Утро нашей Родины»

Предположи, какая из картин получила сталинскую премию?

«Светлая по живописи и ясная по глубокой идее, картина звучит вдохновенной песней во славу товарища Сталина. Он идет уверенным шагом навстречу завтрашнему дню... Шурпин своей картиной обогатил советское искусство...»

Журнал «Искусство» №1, 1950 г. 

(слайд 31) Доминирующий жанр того периода — парадный портрет. Ведущий художник «направления» — А. М. Герасимов.

(слайд 32) Но были и другие картины…

(слайд 33) Какие выводы можно сделать на основании приведенных данных?

Подведение итогов урока

Литература:

А.А. Данилов, Л.Г. Косулина, М.Ю. Брандт Истрия России 20- н.21 вв.

Е.В. Симонова Поурочные разработки по истории России.

С.В. Агафонов Тематическое и поурочное планирование по истории Росс 20- н. 21 вв.

История России . Поурочные планы 9 класс.

А.В. Игнатов История России 20-н. 21 вв.


Просмотров: 1598 | Загрузок: 242
Автор: Эсманская А.Г.
Теги: СССР
Предмет: История


Похожие образовательные материалы:
Всего комментариев: 0
avatar