Задания для групповой работы по русскому языку "Вводные слова"

          Задание 1. Выделите вводные слова. Отнесите их к одной из семантических групп. Расставьте знаки препинания. Определите стиль текста и стилистическую функцию вводных слов.

          Текст 1

          Слова в языке разумеется существуют не сами по себе. Они состоят между собой в определённых связях. Это необходимо во-первых чтобы не было лишних слов, которые бы дублировали друг друга а во-вторых чтобы одно слово помогало понять другие. Вот например слово хорошо. Как его понять без слова плохо? Л.В. Щерба заметил как-то, что многие слова в нашем сознании заложены парами: большой и маленький, злой и добрый, долго и быстро. И если вдруг появляется новое слово, оно несомненно должно оправдать факт своей необходимости в ряду других слов. Недавно как вы знаете в наш язык вошло иноязычное слово сервис, хотя у нас есть эквивалент обслуживание. Однако сервис – это не просто обслуживание, а хорошее обслуживание. На таком основании оно может быть в языке.

 

(По Ю. Гвоздарёву)

 

          Блок Б

 

          Если слова например, в частности, допустим, положим, скажем стоят в начале уточняющего или присоединительного оборота, оно выделяется вместе с оборотом, а следовательно, после вводных слов никакого знака не ставится.

 

          Задание 2. Расставьте знаки препинания. Объясните особенности пунктуации, ссылаясь на правила.

 

          1. Вечером можно будет пойти например в кино.

          2. Вечером можно пойти куда-нибудь например в кино.

          3. Он в частности вполне подходит для этой роли.

          4. Увлекательны многие виды водного спорта в частности гребля.

 

          Блок В

 

          Задание 3.  Запишите следующие слова в нужную колонку.

 

          Конечно, ведь, очевидно, вообще, видимо, вот, по-моему, будто, помнится, буквально.

 

          Могут быть вводными                             Никогда не бывают вводными

 

          Блок Г

 

          Справка

          Кажется1 (казалось1) – (син.) может быть – вводное слово.

          Кажется2 (казалось2) – (син.) выглядит – член предложения (входит в состав именного составного сказуемого, является глаголом-связкой).

 

          Задание 4. Прочитайте справку о словах-омонимах. Расставьте знаки препинания. Подчеркните, где надо, член предложения.

 

          1. Эта безлунная ночь казалось была всё так же великолепна, как и прежде.

          2. Тёмное небо над освещённой улицей казалось чёрным, тяжёлым пологом.

 

          Блок Д

 

          Задание 5. Вставьте в текст на места пропусков вводное слова. Можно использовать слова для справок. Расставьте знаки препинания.

 

          (…………………………..) вводные конструкции имеют огромное значение в речи, так как являются средством передачи субъективной модальности высказывания. (……………………) с их помощью выражается отношение говорящего к сообщаемому (..) усвоение данной категории слов имеет большое значение для речевого развития индивида. (………………………..) умение грамотно использовать в речи вводные слова определяет способность полноценно участвовать в речевом акте, требующем (………………………….) точного и (…………………………) своего отношения к сообщаемому.

 

          Слова для справок    

          Бесспорно, проще сказать, следовательно, по мнению лингвистов, во-первых, а во-вторых, конечно.

 

Группа № 2

          Блок А

 

          Задание 1. Выделите вводные слова. Отнесите их к одной из семантических групп. Расставьте знаки препинания. Определите стиль текста и стилистическую функцию вводных слов.

 

          Текст 2

         

Будьте вежливыми!

          Во-первых вежливость – это проявление уважения. Во-вторых вежливость – это и готовность оказать помощь тому, кто в ней нуждается, деликатность, такт. И конечно же своевременное и уместное речевое проявление (речевой этикет) неотъемлемый элемент вежливости. «Будьте любезны передайте пожалуйста на билет». После этих слов хочется честно сделать не только то, о чём просят (такой пустяк!), но и ещё что-то: помочь пожилому человеку выйти из автобуса, перевести через дорогу, довести до дома…

          Вежливость как правило родит ответную вежливость, а грубость – ответную грубость.

(По Н. Формановской)

 

          Блок Б  

 

          Вводное слово в обособленном обороте (причастном или деепричастном). В начале и конце обособленного оборота вводное слово не выделяется. В середине обособленного оборота вводное слово выделяется двумя запятыми.

 

          Задание 2.  Расставьте знаки препинания. Объясните особенности пунктуации, ссылаясь на правило.

 

          1. Вероятно поражённая этим сообщением она замерла.

          2. Женщина поражённая вероятно этим сообщением замерла.

          3. Студент вернул в библиотеку книгу вероятно даже не прочитав её.

 

          Блок В

          Задание 3. Запишите следующие слова в нужную колонку.

 

          Следовательно, вдобавок, значит, вдруг, наоборот, в конечном счёте, например, вряд ли, кстати, всё-таки.

 

          Могут быть вводными                             Никогда не бывают вводными

 

          Блок Г

  

          Задание 4. Прочитайте справку о словах-омонимах. В данных предложениях расставьте знаки препинания. Подчеркните, где надо, член предложения.

 

          Справка

   

          Верно1 – (син.) правильно – наречие, член предложения.

          Верно2 – (син.) наверное – вводное слово, подвергающее сомнению высказывание, выражающее неуверенность.

 

          1. Вы верно недавно на Кавказе?

          2. «Слушай, – обратился Ваня к своему спутнику, – мы верно пошли?»

  

          Блок Д  

 

          Задание 5. Вставьте в текст на место пропусков вводные слова. Можно использовать слова для справок. Расставьте знаки препинания.

 

          (…………………) (…………………..) вводные слова не являются членами предложения (…………………….) выделяются интонационно и пунктуационно. (…………………..) без них речь теряет свою индивидуальность, функциональную специфику. (……………………..) без них нельзя передать чувства говорящего в связи с сообщением, что (………………….) должно быть использовано в разговорном, публицистическом и художественном стилях.

 

           Слова для справок

 

          Поверьте, с одной стороны, стало быть, с другой стороны, например, несомненно. 

 

Группа № 3

 

          Блок А

 

          Задание 1. Выделите вводные слова. Отнесите их к одной из семантических групп. Расставьте знаки препинания. Определите стиль текста и стилистическую функцию вводных слов.

 

          Текст 3

 

Как написать характеристику?

          Составьте характеристику учащегося вашего класса например в приёмную комиссию какого-либо учебного заведения.

          Безусловно вы должны воспользоваться примерным планом.

          Во-первых сообщите общие данные об учащемся: фамилию, имя, отчество, год и место рождения.

          Во-вторых представьте сведения об учёбе.

          В-третьих сделайте акцент на интересах, увлечениях и способностях ученика.

          В-четвёртых охарактеризуйте его взаимоотношения с товарищами, в коллективе.

          Далее подведите итог и выскажите свои пожелания.

          Наконец укажите на цель составления характеристики.

          Характеристика всегда подписывается руководителем организации, где характеризуемый учится, заверяется печатью. Указывается дата.

          При написании этого делового документа старайтесь использовать лексику официально-делового стиля.

 

          Блок Б  

         

          Между сочинительным союзом и вводным словом запятая ставится, если союз не включается во вводную конструкцию, соединяя члены предложения или части сложного предложения (вводное слово можно опустить без нарушения структуры предложения). И не ставится, если изъятие вводного слова невозможно.

 

          Задание 2.  Расставьте знаки препинания. Объясните особенности пунктуации, ссылаясь на правило.

         

          1. Пошёл дождь и конечно мы остались на даче.

          2. Мы не только не опоздали в аэропорт а напротив у нас оказалась возможность спокойно купить сувениры перед отлётом.

          3. Не час а может быть два или три прождал он поезда.

          4. Он молчал как мне показалось очень долго а вероятно всего несколько секунд.

 

          Блок В  

 

          Задание 3. Запишите следующие слова в нужную колонку.

 

          С другой стороны, между тем, бывало, поэтому, таким образом, по решению, подчеркиваю, примерно, иными словами, якобы.

 

          Могут быть вводными словами       Никогда не бывают вводными словами

     

          Блок Г  

 

          Справка

          Наконец1– (син.) и ещё – вводное слово, выражающее связь мыслей, последовательность изложения.

          Наконец2 – вводное слово, выражающее оценку факта.

          Наконец3–  (син.) под конец, наконец-то, в результате всего – наречие – член предложения (обстоятельство времени).

 

          Задание 4. Прочитайте справку о словах-омонимах. Расставьте знаки препинания.

 

          1. Вот дождь зашуршал по крыше дальнего сарая вот перешёл дорогу вот ударил по ступеням и наконец захватив весь двор стал набирать силу.

          2. Да замолчите же наконец!

          3. Часы внизу долго шипели и наконец пробили два мерных удара.

 

          Блок Д

 

          Задание 5. Вставьте в текст на места пропусков вводные слова, обращаясь за помощью к словам для справок. Расставьте знаки препинания.

 

          Но (…………………….) всё хорошо в меру. (………………………..) если в речи использовать слишком много вводных слов и (………………………) не к месту то будет иметь место речевая избыточность что (………………………..) является недопустимым. (…………………..) многим людям присуще врождённое «чувство языка» что (……………………….) предостерегает их от речевых ошибок.          

 

          Слова для справок

          Если можно так выразиться, в самом деле, как часто водится, в сущности, удивительное дело, к счастью.

 

Группа № 4

 

          Блок А

 

          Задание 1. Выделите вводные слова. Отнесите их к одной из семантических групп. Расставьте знаки препинания. Определите стиль текста и стилистическую функцию вводных слов.

 

          Текст 4

 

          Всех мальчиков было пять: Федя, Павлуша, Илюша, Костя и Ваня. Из их разговора я узнал их имена и намерен теперь же познакомить с ними читателей. Итак я лежал под кустиком в стороне и поглядывал на мальчиков. У Павлуши волосы были всклокоченные, чёрные, глаза серые, скулы широкие, лицо бледное, рябое, рот большой, но правильный. Вся голова огромная как говорится с пивной котёл. Малый был неказистый что и говорить а всё-таки он мне понравился.

          Бесчисленные золотые звёзды казалось тихо текли все, непрерывно мерцая, по направлению Млечного Пути. И право глядя на них, вы как будто чувствовали сами стремительный, безостановочный бег Земли… Я к сожалению должен прибавить, что в этом же году Павла не стало.

 (По И.С. Тургеневу)

 

          Блок Б   

         

          Вводные сочетания с одной стороны, с другой стороны выделяются запятыми. При пропуске слова стороны ставится тире. Ср. случаи, когда с одной стороны, с другой стороны – члены предложения.

 

          Задание 2. Расставьте знаки препинания. Объясните особенности пунктуации, ссылаясь на правило.

 

          1. С одной стороны это был человек очень добрый с другой вспыльчивый.

          2. С одной стороны ты прав но с другой стороны ты должен принять во внимание и мою точку зрения.

          3. С одной стороны к нему приближалась хозяйка с длинной палкой в руке с другой – господин с бакенбардами.

 

          Блок В

 

          Задание 3. Запишите следующие слова в нужную колонку.

 

          Лучше сказать, притом, мол, почти, сообщают, решительно, видите ли, просто, пожалуйста, словно.

 

          Могут быть вводными                       Никогда не бывают вводными

 

          Блок Г 

 

          Справка

 

          Значит1 – (син.) следовательно, стало быть – вводное слово.

          Значит2 – (син.) означает (имеет значение) – член предложения.

 

          Задание 4. Прочитайте справку о словах-омонимах. Расставьте знаки препинания. Объясните особенности пунктуации, ссылаясь на справку.

 

          1. Экзамен будет сложным. Значит к нему надо серьёзно готовиться.

          2. Это письмо значит для меня очень многое…

          3. Понять человека – значит простить.

          4. На небе собираются тучки значит будет дождь.

          5. Собираешься значит уезжать?

 

          Блок Д

 

          Задание 5. Вставьте в текст на места пропусков вводные слова, обращаясь за помощью к словам для справок. Расставьте знаки препинания.

 

          (…………………..) забудет ученик в докладе или устном выступлении на семинаре употребить вводные слова, указывающие на связь мыслей, последовательность изложения. Нет точности, логичности, последовательности, ясности (………………….) того, что отличает научный стиль.

          А вот в официально-деловом стиле (…………………………) употребление вводных слов (………………….) недопустимо (……………….) в большинстве случаев.

 

          Слова для справок

 

          Случается, другими словами, подчёркиваю, честно говоря, по крайней мере.

 

Группа № 1

          Блок Б

          1. Вечером можно будет пойти, например, в кино.

          2. Вечером можно пойти куда-нибудь, например в кино.

          3. Он, в частности, вполне подходит для этой роли.

          4. Увлекательны многие виды водного спорта, в частности гребля.

       

            Блок Г

          1. Эта безлунная ночь, казалось, была всё так же великолепна, как и прежде.

          2. Тёмное небо над освещённой улицей казалось чёрным, тяжёлым пологом.

 

Группа № 2

 

          Блок Б

 

          1. Вероятно поражённая этим сообщением, она замерла.

          2. Женщина, поражённая, вероятно, этим сообщением, замерла.

          3. Студент вернул в библиотеку книгу, вероятно даже не прочитав её.

     

          Блок Г

 

          1. Вы, верно, недавно на Кавказе?

          2. «Слушай, – обратился Ваня к своему спутнику, – мы верно пошли?»

 

Ключи

Группа № 3

 

          Блок Б

 

          1. Пошёл дождь, и, конечно, мы остались на даче.

          2. Мы не только не опоздали в аэропорт, а напротив, у нас оказалась возможность спокойно купить сувениры перед отлётом.

          3. Не час, а, может быть, два или три прождал он поезда.

          4. Он молчал, как мне показалось, очень долго, а вероятно, всего несколько секунд.

 

          Блок Г

 

          1. Вот дождь зашуршал по крыше дальнего сарая, вот перешёл дорогу, вот ударил по ступеням и, наконец захватив весь двор, стал набирать силу.

          2. Да замолчите же, наконец!

          3. Часы внизу долго шипели и наконец пробили два мерных удара.

 

Группа № 4

 

          Блок Б

 

          1. С одной стороны, это был человек очень добрый, с другой  –вспыльчивый.

          2. С одной стороны, ты прав, но, с другой стороны, ты должен принять во внимание и мою точку зрения.

          3. С одной стороны к нему приближалась хозяйка с длинной палкой в руке, с другой – господин с бакенбардами.

 

          Блок Г        

 

          1. Экзамен будет сложным. Значит, к нему надо серьёзно готовиться.

          2. Это письмо значит для меня очень многое…

          3. Понять человека – значит простить.

          4. На небе собираются тучки, значит, будет дождь.

          5. Собираешься, значит, уезжать?


Просмотров: 275 | Загрузок: 66
Автор: Овчинникова Е.В.
Теги: вводные слова
Предмет: Русский язык


Похожие образовательные материалы:
Всего комментариев: 0
avatar