Тематические тесты по русскому языку

Словосочетание

Вариант 1

1. Определите словосочетание со значением указания на предмет  и его признак:

 новая книга;
 прочитать книгу;
 читать громко.

 

2. Определите словосочетание со значением указания на действие:

 любимый фильм;
 смотреть фильм;  
 интересный роман.

 

3. Определите словосочетание со значением признак действия:

 большой успех;
 успехи в работе; 
 выступить успешно.

 

4. Определите словосочетание со значением признак признака:

быстро бежать;
 очень красивый;
 весенняя пора.

 

5. Определите, какой частью речи выражено главное слово:

 Тем­ная аллея, картинная галерея, субботний вечер.

 именем прилагательным;
 именем существительным.

 

6. Определите, какой частью речи выражено главное слово:

раз­говаривать с друзьями, писать письма, собирать грибы.

 глаголом;        
 именем существительным.

 

7. Определите, какой частью речи выражено главное слово:

Очень холодно (встречать), весьма интересно (рассказывать).

1) кратким прилагательным; 

2) наречием.

 

8. Определите, какой частью речи выражено главное слово:

по-прежнему красивый, очень умный, давно известный.

именем прилагательным;   
наречием.

 

9. Укажите словосочетание, состоящее из существительного + существительное:

1) красивый джемпер;

 джемпер брата;
связать джемпер.

 

10. Укажите словосочетание, состоящее из глагола + сущ. в В. п.:

 украсить цветами;  
 подарить брату;  
 постелить ковер.

 

11. Укажите словосочетание, состоящее из глагола + сущ. в Т. п.:

 прийти на помощь; 
 увлекаться чтением;
 рассказать сказку.

 

12. Укажите словосочетание со способом подчинительной связи – согласование:

 первый ученик;
 цветок липы;
 дом отца.

 

13. Укажите словосочетание со способом подчинительной связи – управление:

 весенний вечер;
 встретить друзей;
 созревший плод.

 

14. Укажите словосочетание со способом подчинительной связи – примыкание:

 золотое кольцо;
 учиться плавать;
 учиться плаванию.

 

15. Укажите предложение, в котором использована подчинительная связь – примыкание:

1) Чтение «Капитанской дочки» на уроках было счастливыми минутами, поэтому мы бережно проносим их сквозь всю жизнь.

2)   Есть у Куприна одна заветная тема (Паустовский).

 

16. Укажите предложение, в котором использована подчинитель­ная связь –  управление:

 Хлынувшая вода прорвала плотину.
 Окрестности здесь очень живописны.

 

17. Укажите предложение, в котором использована подчинительная связь – согласование:

 Слова механика показались москвичу неуважительными.
 Семь маленьких зверьков испуганно глядят на свет (Песков).

 

18. Укажите синонимичные словосочетания:

 девушка высокого роста;
 высокорослая девушка;
длинноногая девушка.

 

19. Укажите, какое словосочетание имеет синоним:

 кафе при дороге;
 машина на ремонте.

 

20. Определите, как выражается связь зависимого слова с глав­ным в словосочетании гулять в парке:

 по смыслу;
 предлогом и окончанием;
 окончанием.

 

21. Определите, как выражается связь зависимого слова с глав­ным в словосочетании гулять долго:

1) по смыслу;

2) окончанием.

 

22. Определите, как выражается связь зависимого слова с глав­ным в словосочетании веселая прогулка:

1) по смыслу;

2) окончанием.

 

23. Какие части речи могут употребляться в качестве зависимых при согласовании:

 прилагательное, причастие, местоимение;
 наречие, деепричастие.

 

24. Какие части речи могут употребляться в качестве зависимых при управлении:

 существительное, местоимение;
 деепричастие, наречие.

 

25. Какие части речи могут употребляться в качестве зависимых при примыкании:

 наречие, деепричастие;
 существительное, местоимение.

 

26. Укажите правильное словосочетание:

одеть ребенка;
одеть пальто.

 

27. Употребите правильно падеж существительного при глаголе оплатить:

 оплатить проезд;
 оплатить за проезд.

Словосочетание

Вариант 2

1. Определите словосочетание со значением указания на предмет и его признак:

 длинная дорога;
 нарисовать картину;
 рисовать долго.

 

2. Определите словосочетание со значением указания на действие:

 красивый закат;
 писать письмо;
 очень красивый.

 

3. Определите словосочетание со значением признака действия:

 высокая гора
 победить страх;
 хорошо учиться.

 

4. Определите словосочетание со значением признак признака:

 идти медленно;
 очень умный;
 осенний день.

 

5. Определите, какой частью речи выражено главное слово:

вос­кресный день, спортивный зал, зеленая дубрава.

 именем прилагательным;
 именем существительным.

 

6. Определите, какой частью речи выражено главное слово:

пи­лить дрова, убирать урожай, белить стены.

1) глаголом;

2) именем существительным.

 

7. Определите, какой частью речи выражено главное слово:

очень громко (говорить), весьма небрежно (писать).

 кратким прилагательным;
 наречием.

 

8. Определите, какой частью речи выражено главное слово:

весь­ма далекий, совсем старый, очень короткий.

 именем прилагательным;
 наречием.

 

9. Укажите словосочетание, состоящее из существительного + существительное:

 любимый костюм;
 костюм сестры;
сшить костюм.

 

10. Укажите словосочетание, состоящее из глагола + сущ. в В. п.:

1) увлекаться чтением;

2) подарить маме;

3) построить дом.

 

11. Укажите словосочетание, состоящее из глагола + сущ. в Т. п.:

 прийти в гости;
 кататься на лыжах;
 заниматься с увлечением.

 

12. Укажите словосочетание со способом подчинительной связи – согласование:

 отличная оценка; 
 цветение вишни;

3) говорить по телефону.

 

13. Укажите словосочетание со способом подчинительной связи – управление:

 морозное утро;
 упасть на землю;

3) хорошо отдохнуть.

 

14. Укажите словосочетание со способом подчинительной связи – примыкание:

 приятное лицо;
 быстро делать;
 приказ командира.

 

15. Укажите предложение, в котором использована подчинитель­ная связь – примыкание:

 Снега кругом ослепительно сверкали (Шишков).
 На траве лежала черпалка из бересты (Тургенев).

 

16. Укажите предложение, в котором использована подчинитель­ная связь –  управление:

 Роняет лес багряный свой убор (Пушкин).
 Медленно гасли последние звезды (Поповкин).

 

17. Укажите предложение, в котором использована подчинитель­ная связь –  согласование:

 Глянцевая зыбь отражала чистое небо (Катаев).
 Мимо день и ночь проносились к фронту эшелоны (Попов­кин).

 

18. Укажите синонимичные словосочетания:

 тропинка через лес;
 лесная тропинка;
 тропинка через овраг.

 

19. Укажите, какое словосочетание имеет синоним:

 город на море;
 промокающая обувь.

 

20. Определите, как выражается связь зависимого слова с глав­ным в словосочетании играть в куклы:

 по смыслу; предлогом и окончанием;
 окончанием.

 

21. Определите, как выражается связь зависимого слова с глав­ным в словосочетании любить читать:

 по смыслу;
 окончанием.

 

22. Определите, как выражается связь зависимого слова с глав­ным в словосочетании курортный город:

1) по смыслу;

2) окончанием.

 

23. Какие части речи могут употребляться в качестве зависимых при согласовании:

прилагательное, причастие, местоимение;
наречие, деепричастие.

 

24. Какие части речи могут употребляться в качестве зависимых при управлении:

 существительное; 
 местоимение;
 деепричастие, 
 наречие.

 

25. Какие части речи могут употребляться в качестве зависимых при примыкании:

 наречие;
 деепричастие;
 существительное, 
 местоимение.

 

26. Укажите словосочетание с ошибкой:

 пренебрегшего правилами;  
 разговор откровенен;

3) пара ботинков;   

4) в восьмидесяти четырех городах.

 

27. Употребите правильно падеж существительного при глаголе  заплатить:

 заплатить проезд;
 заплатить за телефон.

 

Предложение

Вариант 1

1. Найдите среди данных предложений односоставное.

А. Не плачь ты попусту.

Б. Часам к двум пополудни началась гроза.

В. Уж  не   будут  листвою   крылатой  надо  мною  звенеть  тополя.

Г.  Тротуары заливают асфальтом.

 

2. Определите тип предложения:

Ночь как год.

А. односоставное

Б. двусоставное

 

3. Какое из данных утверждений является неверным?

Определенно-личные предложения — это...

А. предложения, в которых окончания сказуемых-глаголов опреде­ленно указывают на лицо и число местоимений (я, ты, мы, вы).

Б. односоставные предложения.

В. предложения, употребляющиеся только в разговорной речи.

 

4. Найдите безличное предложение.

А. Еще не успевшая остыть земля излучала тепло.

Б. Хорошо в зимнем лесу!

В. В воскресенье старайся больше быть на свежем воздухе.

Г. Газеты приносят утром.

 

5. Определите  тип   предложения:

Тропинки   в  лесу  замело снегом.

А. двусоставное

Б. определенно-личное

В. безличное

Г. неопределенно-личное

 

6. Какая схема соответствует предложению:

Россия вспрянет ото   сна,   и  на  обломках  самовластья  напишут  наши   имена?

 А. [двусост.], и [двусост.].

Б. [двусост.], и [определенно-личн.].

В. [двусост. ], и [неопределенно-личн.].

 

7. Укажите   предложения,   строение   которых   соответствует схеме (знаки препинания не проставлены):

 [двусост.], и [безл.].

А. Еще молчаливы, леса и в небе звенеть еще некому.

Б. Уже смеркалось и надо было возвращаться домой.

В. Небо было темное и только при вспышках молнии можно было рассмотреть тяжелые тучи.

Г. Еще мгновение и лодка вошла под темные своды деревьев.

 

8. Найдите предложение, в котором допущена пунктуационная ошибка.

А. Хорошо бегать по зеленому душистому лугу и, набегавшись, по­лежать в траве под березами.

Б. Уже смеркалось, и в комнате стало темно.

 

Предложение

Вариант 2

1. Найдите среди данных предложений односоставное.

А. Веет с поля ночная прохлада.

Б. Осенний день шуршал ломкой листвой.

В. Свет луны во все концы.

Г. В лесу держался запах прелой травы.

 

2. Определите тип предложения:

 Лед как сахар.

А. односоставное

Б. двусоставное

 

3. Какое из данных утверждений является неверным?

Определенно-личные предложения — это…

А. односоставные предложения.

Б. предложения, в которых сказуемое-глагол стоит в форме 3-го ли­ца множественного числа настоящего (будущего) времени или в форме множественного числа прошедшего времени.

В. предложения, в которых окончания глаголов достаточно опреде­ленно указывают на подлежащее.

 

4. Найдите неопределённо-личное предложение.

А. Распахни мне объятья свои, густолистый развесистый лес.

Б. Зачем все-таки человеку идти в горы по непроходимым тропам?

В. Наконец-то позвали меня.

Г. В классе тепло.

 

5. Определите тип предложения:

 В окружающей их осенней природе было уныло и грустно в этот час.

А. неопределенно-личное

Б. определенно-личное

В. безличное

 

6. Какая схема соответствует предложению:

Мне было жутко в холодном и сыром осеннем лесу, и я поспешил домой?

А. [двусост.], и [двусост.].

Б. [определенно-личн.], и [двусост.].

В. [безл.], и [двусост.].

 

7. Укажите   предложение,   строение   которого   соответствует схеме (знаки препинания не проставлены.):

 [двусост.], и [безл.].

А. Вспыхнул костер и все стали сушиться.

Б. Прогулка не состоялась из-за плохой погоды и мы все остались дома.

В. Подул ветерок с заречья и сразу стало свежо.

Г. Минута — и вдруг туман сгущается.

 

8. Найдите предложение, в котором допущена пунктуацион­ная ошибка.

А. Луна зашла за мыс, и огня не стало видно.

Б. Под небом мертвенно-свинцовым угрюмо меркнет зимний день, и нет конца лесам сосновым и далеко до деревень.

В. Рощицы молодых осин толпятся на берегу, и все осиновые листья дружно блестят на солнце.

Г. Громко хрустел под ногами снег, и в морозном воздухе как бы звенели хрустальные колокольчики.

 

Строение и грамматическое значение предложений

Вариант 1

1. Найдите повествовательное предложение:

1) Дни лета клонились к осени (Пушкин).

2) Ну кто из нас весне не рад (Жаров).

3) Дорожите вековой культурой народа (Янов).

 

2. Найдите вопросительное предложение:

1) Любимые всегда кажутся нам бессмертными (Паустов­ский).

2) Не расскажешь ли ты нам о случившемся.

3) Пусть им навстречу солнце зноем брызнет (Дудин).

 

3. Найдите побудительное предложение:

1) Какая в нем гордость может быть (Горький).

2) Во дворе что-то опять запищало (Куприн).

3) Пойди домой, да и скажи все, как было (Горький).

 

4. Найдите восклицательное предложение:

1) Веселей кружитесь, дамы, На носки не наступать (Твардовский).

2) Чей это конь неутомимый бежит в степи необозримой (Пушкин).

3) В городском саду без умолку кричали... галки (Куприн).

 

5. Найдите простое предложение:

1) С утра я чувствовал себя нехорошо (Куприн).

2) Приближалась осень, и в старом саду было тихо, грустно (Чехов).

 

6. Найдите односоставное предложение:

1) Все было полно грустного и сладостного, необъяснимого весеннего очарования (Куприн).

2) В лесу совсем стемнело (Куприн).

 

7. Найдите двусоставное предложение:

1) Прибрежные пески делаются темными от росы (Куприн).

2) Самолет тряхнуло и снова резко рвануло вверх (Симонов).

 

8. Найдите распространенное предложение:

1) По-настоящему бывает счастлив человек, попавший в эти края (Соколов-Микитов).

2) Вести были радостными.

 

9. Найдите предложение со значением действия в настоящем времени:

1) Пруд едва начинает дымиться (Тургенев).

2) Старинные вязы будут попадаться вам на пути (Солоухин).

3) Брат еще утром разыскал его в училище.

 

10. Найдите предложение со значением действия в прошедшем времени:

1) Неуловимый свет разлился над землей (Бунин).

2) Он возьмет, бывало, ружье, наденет ягдташ и отправится будто на охоту (Тургенев).

Строение и грамматическое значение предложений

Вариант 2

1. Найдите повествовательное предложение:

 С горы бежит поток проворный (Тютчев).
 Что же ты, моя старушка, приумолкла у окна (Пушкин).

 

2. Найдите вопросительное предложение:

1) Спой мне песню про дикие горы (Лебедев-Кумач).

2)  Знаете ли вы украинскую ночь (Гоголь).

 

3. Найдите побудительное предложение:

1) Редкие капли проносятся в воздухе и висят на листьях (Короленко).

2) Не алый ли цветок вспыхнул это на голубом просторе Волги (Немирович-Данченко)

3) Проходи, садись, дорогим гостем будешь (Шолохов)

 

4. Найдите восклицательное предложение:

1) Во время сильной бури вывернуло с корнем высокую старую сосну (Чехов).

2) В лесу тепло.

3) Какие тропинки, какая задумчивость, тишина (Пришвин).

 

5. Найдите простое предложение:

1) Он сказал это и почувствовал, как у него холодеет лицо (Паустовский).

2) Люди работали спокойно, споро, молчаливо (Фадеев).

 

6. Найдите односоставное предложение:

1) Кое-где сквозь соломенную крышу закапала вода на души­стое сено (Тургенев).

2) В предгорьях Кавказа из яблок и ягод, из овощей на новых заводах делают консервы (Михайлов).

 

7. Найдите двусоставное предложение:

1) От воды потянуло сыростью (Шолохов).

2) Из-за деревьев видны недалекие крутые вершины лесистых гор (Короленко).

 

8. Найдите предложение со значением действия в настоящем времени:

1) Тихо зыблется зеленая рожь (Тургенев).

2) От жарко запылавшего костра речонка отливала плавленой сталью (Пермитин).

3) Вдруг с шумом сорвется и полетит тяжелый глухарь (Соколов-Микитов).

 

9. Найдите предложение со значением действия в прошедшем времени:

1) На моховых кочках под деревьями краснеет спелая брусника (Соколов-Микитов).

2) Дивный давно привык к моим уходам на рассвете (Паустовский).

 

 

Строение и грамматическое значение предложений

Вариант 3

1. Найдите повествовательное предложение:

1) На далеком берегу горели костры (Паустовский).

2) Что заставило вас уехать из Петербурга

 

2. Найдите вопросительное предложение:

1) Чей конь во весь опор по грозной площади несется (Пушкин).

2) Чистое небо усеялось миллионами звезд (Пушкин).

3) Не медли, друг. Через туман – вперед (Блок).

 

3. Найдите побудительное предложение:

1) В окно смотрит голубая весна (Пришвин).

2) Кто не проклинал станционных смотрителей (Пушкин).

3) Идите же побыстрее в столовую.

 

4. Поставьте знаки препинания в конце предложений:

1) Темне­ют лазурные своды (Жуковский).

2) Скажи-ка, хорошо на мне сидит мундир (Лермонтов).

 

5. Найдите простое предложение:

1) Вскоре мы оказались перед густыми зарослями болотного кустарника (Гайдар).

2) Уже вечерело, солнце скрылось за небольшую осиновую рощу (Тургенев).

 

6. Найдите односоставное предложение:

1) Я увидел, как звезды стали туманиться и терять свою лучи­стость (Чехов).

2) Наверху, на чердаке, посвистывало, подвывало протяжно (А. Толстой).

 

7. Найдите двусоставное предложение:

1) Долину затянуло сероватым дымом (Паустовский).

2)  Воздух был напитан запахом листьев и корней (Паустов­ский).

 

8. Найдите распространённое предложение:

1) Вот зима. Трещат морозы (Никитин).

2)  Покрытые инеем скалы уходили в неясную озаренную даль (Короленко).

 

9. Найдите предложение со значением действия в настоящем времени:

1) Золотое солнце горит в ясном небе (Телешов).

2) На рассвете небо затянули тяжелые Тучи (Шолохов).

 

10. Найдите предложение со значением действия в прошедшем времени:

1) Желтые дубовые заросли стояли в росе (Паустовский).

2) Дорога спускается вниз и потом убегает в хвойный лес (Чехов).


Просмотров: 604 | Загрузок: 56
Автор: Овчинникова Е.В.
Теги: русский язык
Предмет: Русский язык


Похожие образовательные материалы:
Всего комментариев: 0
avatar