Презентация к уроку русского языка "Составное именное сказуемое"

Цели урока
- познакомить учащихся с основными элементами составного именного сказуемого; со способами выражения именной части,
- научить находить составное именное сказуемое, определять способ выражения именной части, разграничивать простое глагольное сказуемое. Выраженное глаголом быть, и составное именное сказуемое с глаголом-связкой быть, пользоваться синонимическими вариантами сказуемого с учетом речевой ситуации.
 
Повторение темы «Виды сказуемого»
Текст с заданием
¢Выписать из текста предложения в таком порядке: сначала с простым глагольным сказуемым, затем с составным.
 
¢1.Силу и бодрость дает природа.
С нею умеем мы дружить.
Пусть пролетает год за годом,
Молодость в сердце будет жить.
 
¢2.Путь каменист.
И скалы стали строже.
Ты турист.
Ты все осилить можешь,
Ты можешь справиться с бурей любой.
 
Новый материал
Новый материал
¢В какой части составного именного сказуемого выражается основное лексическое значение?
¢А в какой части заключается его грамматическое значение (наклонение, время)?
¢Вывод: грамматическое значение в составном именном сказуемом выражается глаголом-связкой, а лексическое – именной частью (существительным, прилагательным, наречием и др.).
¢  Далее знакомство с теоретическими сведениями учебника на с. 75 – 77.
Тренировочные упражнения
¢1. По упр. 140 на стр. 75 выполнить выборочный диктант и выписать предложения:
¢А) с простым глагольным сказуемым, выраженным глаголом быть;
¢Б) с составным именным сказуемым с глаголом-связкой быть.
¢2. В упр. 144 на стр. 77 составные именные сказуемые нужно обозначить начальными буквами с. и. с., ответить на вопрос, какими частями речи выражена именная часть.
¢3. Конструирование по упр. 110. В нем заменить простое глагольное сказуемое составным именным, сделать вывод, как при этом изменяется смысл предложения.
Дополнительный материал
¢Спишите текст, подчеркните в предложениях составное именное сказуемое. Определите, какие прилагательные в роли сказуемого обозначают временный признак, а какие – постоянный. Подчеркните качественные прилагательные одной чертой, а относительные – двумя.
                    На севере
   Лес бе…конечный, могучий, грозный. Лесные великаны сходят к самой воде и купают в ней свои ветви. Тиха и прозрачна водная поверхн…сть.  (Не)ласков северный климат. Арктический воздух суровый, холодный. Изменчива …десь погода. Изменчиво и …дешнее небо. Вот оно засв…тилось, и заиграли над головой ж…лтые, пурпурные, фиолетовые сполохи полярного сияния.
Дополнительный материал
¢Перепишите предложения, устраняя ошибки в употреблении составного именного сказуемого.
 
¢1) В годы войны мой отец был танкист.
¢2) А. П. Гайдар – один мой любимый писатель.
¢3) Наша гимназия просторна и светлая.
¢4) В полдень зной становится (не)стерпимым.
¢5) Фильм оказался (не)интересный.
¢6) Купание полезное для здоровья.
Дополнительный материал
¢Выберите полную или краткую форму прилагательных, соответствующую контексту. Запишите предложения.
 
¢1) (Тихая, тиха) украинская ночь.
¢2) Луна в облаках (далекая, далека), (хорошая, хороша).
¢3) Утро было (прохладное, прохладно), (росистое, росисто).
¢4) Болото это (топкое, топко), его люди боятся.
¢5) (Нелюдимое, нелюдимо) наше море, день и ночь шумит оно.
Тестовое задание
¢Отметьте предложение с составным именным сказуемым.
                       
                              1 вариант
А) А потом все пошло по-старому.
Б) Я решился предоставить все выгоды Грушницкому.
В) Четыре делится на два без остатка.
Г) Она вернулась с курорта окрепшей и спокойной.
                         
                                  2 вариант
А) Был я в то время студентом в провинциальном университете.
Б) Возьмите научите ее танцевать.
В) Малышка перестала плакать.
Г) Я буду делать по совести.
 
Проверь себя
   Ответы: 1 вариант – г, 2 вариант – а.
Домашнее задание
Домашнее задание дифференцированного характера:
 а) упр. 148 устно, выписать сказуемые, указать их вид;
Б) упр. 145 на стр. 77 письменно.
Источники
¢1. Учебник «Русский язык» 8 класс.
Авторы: С. Г. Бархударов, С. Е. Крючков,
Л. Ю. Максимов, Л. А. Чешко.
Москва «Просвещение» 2010.
¢2. «Русский язык». Поурочные разработки
 8 класс.
Авторы: Л. А. Тростенцова, А. И. Запорожец.
Москва «Просвещение» 2009.


Просмотров: 173 | Загрузок: 76
Автор: Зайцева Л.Н.
Теги: сказуемое
Предмет: Русский язык


Похожие образовательные материалы:
Всего комментариев: 0
avatar