Мультимедийный тест и тренажер по русскому языку "Знаки препинания в предложениях с вводными словами"

Рекомендации по использованию ресурса:

Представленный интерактивный ресурс можно использовать на уроках русского языка в 8 классе при изучении и закреплении темы: «Знаки препинания в предложениях с вводными словами».

Тренировочный тест №1 состоит из 7 заданий (формат ГИА):  В приведённых ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) при вводном слове. Ответы появляются на слайде по ходу работы.   
Лингвистический тренажёр №2 состоит из 5-ти заданий разного содержания и сложности. Нужно из четырёх вариантов предложенных ответов выбрать только один, правильный.

 

Цель использования ресурса:

Для учащихся:                                       

 *Формировать навыки пунктуационной зоркости. 

*Научиться различать вводные слова и члены предложения.                                                     

 *Тренинг заданий (В5)в формате ГИА- 2013 года

Для учителей:            

*Диагностика и контроль знаний по теме «Предложения с вводными словами и вводными конструкциями»

Кроме того, предложенные тестовые задания нацелены на предварительную подготовку школьников не только к ГИА, но и  к ЕГЭ, поэтому данный ресурс можно использовать и в качестве повторения в 11 классе.

 

Конспект урока по теме: «Знаки препинания в предложениях с вводными словами»

 

Цель урока:

Формировать навыки  пунктуационной зоркости, правильно определяя вводное слово в предложении;
Развивать навыки грамотного употребления в речи вводных слов с целью внесения добавочных сведений, пояснения тех или иных обстоятельств, расширения описания и пр..

Ход урока.

Проверка домашнего задания.

Работа у доски. Распишите вводные слова по группам (согласно их значению). Отдельно запишите слова, которые не являются вводными.

По-моему, во-вторых, итак, жаль, к сожалению, вдруг, без сомнения, однажды, по мнению автора, по сообщению синоптиков, к общей радости, по моему пути, наконец-то, в-сотых, бесспорно, безусловно.

– Какие группы вводных слов вы записали?

 

Работа с предложением.

Задание. Составить схему данного предложения:

К вечеру в лесу заметно свежеет, и приходится  возвращаться домой.

- Добавьте в предложение (в одну или в обе его части) вводные слова, запишите предложение. (Возможный вариант: ОДНАКО – К  СОЖАЛЕНИЮ)

 

 Тренировочные упражнения.

Под диктовку записать предложения и объяснить постановку знаков препинания.

К вечеру, однако, ветер утих. – Однако к вечеру ветер утих.– Весь вечер бушевал ветер, однако к вечеру утих.

 

Объяснительный диктант.

Книга может быть оружием. Есть книги-бойцы, пробитые пулями. Есть книги, которые сжигали на кострах, но от пламени их костров не рассеивался, а, наоборот, сгущался мрак. Книга, которая может быть названа Книгой с большой буквы, которая несёт прометеев огонь своего создателя и похожа на факел, без сомнения, мрак разгоняет, приближая час разума. 

– К какому стилю относится данный текст? Докажите свою точку зрения примерами из текста. 

– Найдите в тексте устойчивые сочетания. Что они означают?

– Подберите синоним к слову СОЗДАТЕЛЬ. (Писатель)

 

Интерактивный ресурс.

Тренировочный тест №1 Ответы появляются на слайде по ходу работы. При желании количество заданий можно сократить, например, до трёх, так как они однотипны (формат ГИА)
Лингвистический тренажёр №2. Все 5 заданий разного содержания и сложности. Нужно из четырёх вариантов предложенных ответов выбрать только один, правильный, записать его на полях тетради для самопроверки.

 

Оценка знаний: За 5 правильных ответов – «5»;

                              за 4 – «4»; за 3 – «3»; за 2-1 – «2» (Время выполнения контрольного

                              теста – 5 минут)

Рефлексия.

– Какое из заданий вызвало у вас трудность? Почему?

– С каким заданием вы справились легко?

 

Домашнее задание.

Выпишите из поэмы А.Твардовского «Василий Тёркин» 5 предложений с вводными словами, объяснив их роль в тексте.

 

Приложение 

Тренировочный тест №1 на тему: «Предложения с вводными словами»

В приведённых ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) при вводном слове.

Я,(1) разумеется,(2) не позволял себе чересчур увлекаться игрой,(3) мне нужен был только в день один рубль. Получив его,(4) я убегал,(5) покупал на поселковом рынке литровую баночку молока,(6) неторопливо обедал и садился за уроки.

В приведённых ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) при вводном слове.

Яблоня - мичуринка,(1) сорт – «золотой налив»,(2) и,(3) конечно,(4) взята она,(5) бедная,(6) Квакиным на выбор.

В приведённых ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) при вводном слове.

- Стыдно,(1) брат,(2) просто стыдно: никогда,(3) кажется,(4) не трусил,(5) а сейчас не знаю,(6) как тебе объяснить.

В приведённых ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) при вводном слове.

Мальчик застеснялся: конфет у Момуна не видели,(1) наверное,(2) больше года.

 - Бери,(3) брат,(4) не задерживай,(5) мне ехать пора.

В приведённых ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) при вводном слове.

         И тут неосторожно поклявшийся Илларион,(1) спохватившись,(2) прикусил язык.

        - Как у него с этим,(3) Илико,(4) может,(5) ты скажешь? – обратился он к соседу.

 

В приведённых ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) при вводном слове.

             - Э,(1) дорогой мой,(2) экзамены у вас только начинаются! – улыбнулся Илларион.

     - Человеческая жизнь,(3) дети мои дорогие,(4) похожа на мельницу. Помнится,(5) построили мы колхозную мельницу,(6) что за деревней,(7) и пустили по жёлобу нашу речушку.

 

В приведённых ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) при вводном слове.

        - Ты,(1) наверное,(2) Шурик? – спросил я то, (3) в чём был совершенно уверен.

        - Да,(4) приятель,(5) а ты откуда меня знаешь?

  

 

Лингвистический тренажёр на тему: «Предложения с вводными словами»

1. В каком варианте ответа указаны предложения, в которых выделенные слова являются вводными? (Знаки препинания не расставлены)

     А. Озеро казалось сверкающим ледяным пятном.

    Б. К нашему удивлению все уже собрались и ждали нас.

    В. Дожди наконец кончились.

    Г. И никто друг другу не мешал наоборот у вчерашних костров было очень  весело.         

                                                   1) А,Б        2) Б,В       3) В,Г     4) Б,Г

 

2.  В каком варианте ответа указаны предложения, в которых вводные слова обозначают   источник сообщения?

 

А.  Рыбаки, по-видимому, первыми и обнаружили наличие переменных ветров, бризов.

Б.   Потомки мальтийских рыцарей, по словам гида, собираются здесь на свои ежегодные праздники.

В.   Говорят, он и в прежние времена отличался волей и каменным хладнокровием.

Г.    Пожалуй, только Италия сумела наладить выпуск красочных путеводителей по своим городам-музеям.

                                         1) А,Б      2) Б,В      3) В,Г     4) А,Г

 

В каком варианте ответа указаны предложения, в которых ОДНАКО является вводным словом? (Знаки препинания не расставлены)

 

А. К утру однако погода опять разгулялась.

Б. Горы должны были показаться через два дня однако подходил к исходу уже третий а их не было видно.

В. Палуба засыпана белой снежной крупой которая однако тут же и тает.

Г. Однако разница между полётом корабля среди звёзд и в пределах Солнечной системы не так уж велика.

                                       1) А,Б       2) Б,В       3) В,Г       4) А,В

 

4.  Как следует расставить запятые в выделенной части предложения?

Ещё несколько мгновений он с недоумением прислушивался к необычному шуму, доносившемуся со стороны гор и наконец увидел, откуда он идёт.

… гор и наконец…

… гор, и, наконец, …

… гор, и наконец…

… гор, и наконец…

 

5.  В каком варианте ответа указаны предложения с пунктуационными ошибками?

А.  По русским и иностранным свидетельствам в первую половину жизни Иоанн мало занимался охотой, посвящая всё своё время делам правления.

Б. Заря гасла, розовый цвет держался только на краях облаков и наконец исчез.

В. Во-первых  вежливость - это проявление уважения.

Г. В комнате всё было по-прежнему, даже вешалка, к моему удивлению, висела на месте.

                          1) А,Б        2) Б,В       3) В,Г       4) А,В

 

Ответы к тренировочному тесту №1

–  1,2
-  3, 4
– 3,4
– 1,2
– 4,5
– 5
– 1,2

 

Ответы к лингвистическому тренажёру №2

– 4
– 2
– 4
– 3
– 4

 

Использованная литература:

Г.А.Богданова. Уроки русского языка в 8 классе: Кн. для учителя.– М.: Просвешение, 2001.
Г.А.Богданова. Тестовые задания по русскому языку: 8 кл.:пособие для учащихся. – М.: Просвещение, 2007 (Лингвистический тренажёр)
А.Ю.Кузнецова, А.С.Задорожная, Л.И.Кузнецов, О.В.Сененко. Подготовка к экзаменам по русскому языку. ГИА 9 в 2013 году. Тренировочные задания. – М.: МЦНМО, 2013 


Просмотров: 451 | Загрузок: 60
Автор: Морозова Н.Т.
Теги: вводные слова, знаки препинания
Предмет: Русский язык


Похожие образовательные материалы:
Всего комментариев: 0
avatar