Конспект урока и презентация к уроку русского языка "Обособленные определения и приложения"

Цель урока: обобщить теоретические знания, проверить практические навыки по теме «Обособленные определения и приложения»

Задачи:

Способствовать развитию пунктуационную грамотность учащихся, умение находить в предложении и тексте обособленные члены предложения и объяснять постановку знаков препинания, проверить умение работать с тестами ГИА по орфографии и пунктуации.
Развить умение работать с тестами. Способствовать развитию внимания, памяти, мышления.
Воспитать чувство патриотизма, гордости за родной город.

Оборудование: мультимедийная презентация, оценочные листы, тесты

 

Ход урока

Целеполагание

- Сегодня мы будем обобщать материал  по теме «Обособленные определения и приложения».  Какие цели мы поставим перед собой?  Слайд 1.

(В ходе работы мы должны проверить наши теоретические знания и практические навыки по данному материалу).

    - На нашем уроке будет использован материал о городе  Омске, его истории. Слайд 2.

- Проведём  разминку

- Заполните пропуски, восстановив связный текст (3 минуты) Слайд 3.
Выделение второстепенных членов …. называется ……..
Речевым средством обособления служит……..
Выделенные второстепенные члены называются………….
Это обособленные………….
Употребление в речи обособленных членов характерно для ……. стилей.

Выполнение практических заданий на основе теории материала.  В ходе работы заполняется оценочный лист (см. Приложение)

Задание 1. Соотнести строки таблицы (умение характеризовать определения и приложения). Начертить схемы. (5 минут + проверка 3 минуты) Слайд 4

 

1. Обособленные однородные определения

А) К началу XIX века Омск, крупнейшее  сооружение на востоке страны, становится  центром  торговли и сельскохозяйственной науки в Сибири.

2. Обособленное нераспространённое приложение

Б) Лед, большой, громоздкий, ночью и днём движется по Иртышу.

3. Обособленное распространённое приложение

В) Первым  каменным сооружением был Воскресенский Военный собор, построенный в 1773г. тобольскими зодчими Иваном Черепановыми.

4. Обособленное  распространенное определение

Г) Архитектор, он много лет работал над церковными сооружениями

 

Ключ 1Б, 2Г, 3А, 4В Слайд 5

Всего вы можете получить 4 балла

 

- Какие характеристики объединяют  эти обособленные члены?

Согласованные

- Какие случаи обособления не приведены?

Несогласованные определения

Определения с союзом как

Устное выполнение задания по определению причин обособления Слайд 6

Несогласованные определения

Площадь Театральная, в праздничном убранстве и иллюминации, собрала жителей и гостей города на праздник.

Определения с союзом как

Все знают площадь Ленина как центральную часть города.

Мой друг, как лучший математик класса, будет участником региональной олимпиады школьников.

 

Задание 2. Запишите и определите, в каких предложениях причастные обороты, стоящие перед определяемым словом, имеют добавочные значения и обособляются. (3 минуты + проверка 2 минуты) Слайд 7

Всего можно получить 4 балла.
1. Размываемая весенними разливами почва не пригодна для земледелия.
2. Искусно спрятанные в зелени гнезда птиц недоступны для хищников.
3. Уверенный в победе спортсмен все же испытывал волнение.
4. Груженный сеном воз приближался к телятнику.
5. Истомленные длительным переходом туристы крепко спали.

Задание 3. Совершенствование умений и навыков на основе применения обобщенных знаний. Решение теста. Найти соответствие цифры, обозначающей предложение, и буквы, указывающей на условия обособления. (8 минут + проверка 3 минуты). Слайды  8, 9
1. Иван Черепанов, прекрасный архитектор, работал над созданием будущего Воскресенского собора.  
2. Талантливый поэт, он  (Т.Белозёров), всё своё творчество посвятил детям.

3.  Одним из старейших учебных заведений Сибири является Сибирский кадетский корпус, ведущий  свое начало от Войскового казачьего училища.

4. В воздухе закружилась сорванная с деревьев листва.
5. Освещенная лучами восходящего солнца, площадь Маяковского выглядела празднично.
6. Этот подарок мне дорог как память о посещении музея Ф.М.Достоевского.

А)  определение обособлено, так как стоит после определяемого слова;
Б) приложение обособлено, так как стоит после имени собственного;
В) приложение  обособлено, так как относится к личному местоимению;
Г) определение обособлено, так как имеет добавочное обстоятельственное значение;
Д) определение не обособлено, так как стоит перед  определяемым словом

Е) приложение не обособлено, так как имеет значение  «в  качестве»

Ключ: 1Б, 2В, 3А, 4Д, 5Г, 6Е.

Всего можно получить 6 баллов

 

Задание 4. Работа с текстом. Прочитайте текст, выполните задания 1-5 (10 минут, проверки нет)

Город наш любимый!

          1. Омск - один из старейших городов Сибири. 2. Крепость в устье Оми была заложена в эпоху петровских преобразований. 3. Иван Дмитриевич Бухгольц, подполковник Петровской армии, снарядил в Тобольске военную экспедицию и весной 1716 года остановил свой отряд в устье Оми в сторону Иртыша для строительства крепости. 4. Все 295 лет своей истории Омск строился и развивался, и сейчас он по-своему красив в любое время года, в любую пору дня. 5. Сегодня это один из наиболее значительных центров не только Сибири, но и Российской Федерации.  6. Театры, музеи, культурно-досуговые центры, цирк, музыкальные и  художественные школы, стадионы – всё это доступно омичам и гостям города. 7. Его набережные, улицы, площади, старые и новые кварталы летом смотрятся  как один чудесный зелёный парк.

       8. Своеобразие нашего города и непохожесть его на другие определяют здания, возведённые в разные эпохи, многие из которых стали памятниками архитектуры. 9. Символично, что на месте крепостного плаца размещён в наши дни уютный сквер, любимое место отдыха и прогулок горожан. 10. Жаль только, что мы не уберегли все крепостные сооружения, неизменно связываемые с событиями русской истории. 11. Предприятия и организации с большой историей и образовавшиеся в последние годы всегда помогали городу расти и благоустраиваться, держать славу города-труженика, города высокой культуры.

Из предложений 10-11 выпишите слово с чередующейся гласной в корне.
Из предложений 8-9 выпишите слово, в котором правописание приставки регулируется правилом: «Буква з- на конце приставки пишется пред согласным, обозначающим звонкий звук».
Из предложений 1-3 выпишите причастия, правописание суффиксов которых регулируются правилом: «В суффиксах кратких причастий пишется одна буква -н- ».    (2 балла)
Среди предложений  1-4 найдите предложение с обособленным. распространённым приложением. Напишите номер этого предложения.
Среди предложений 8- 10 найдите предложения с обособленными распространёнными определениями.

Всего можно получить 6 баллов.

3. Домашнее задание: стр.161, упр.321

4. Рефлексия (3 минуты). Подведение итогов работы, выставление оценок. Слайд 10

 

Приложение к уроку

 

Оценочный лист к уроку в 8 классе

«Обособленные определения и приложения»

Имя, Фамилия:

Задание 1. Соотнесите строки таблицы.

Всего можно получить 4 балла

Правильных ответов:

Задание 2. Запишите и определите, в каких предложениях причастные обороты, стоящие перед определяемым словом, имеют добавочные значения и обособляются. 

Всего можно получить 4 балла.

Ответ (поставьте номера предложений):

Правильных ответов:

Задание 3.  Решение теста. Найдите соответствие цифры, обозначающей предложение, и буквы, указывающей на условия обособления.  Всего можно получить 6 баллов.

Правильных ответов:

Задание 4. Работа с текстом. Прочитайте текст, выполните задания 1-5. Всего можно получить 6 баллов.

Правильных ответов (заполняет учитель)

Рефлексия:

 

Использованная литература

Кашлев С.С. Технология интерактивного обучения. – Минск: Белорусский верасень, 2005. – 196 с. (рефлексия)
Омское Прииртышье: хрестоматия/авт.-сост. И.Н.Макарова. – Омск: ГОУДПО «ИРООО»,  2007. - 263 с.


Просмотров: 659 | Загрузок: 100
Автор: Манина Р.И.
Теги: Обособленные члены, определение, Приложение
Предмет: Русский язык


Похожие образовательные материалы:
Всего комментариев: 0
avatar