Конспект и презентация к уроук русского языка "Второстепенные члены предложения (Определение)"

Цели урока:

Воспитательные :-воспитывать у ребят чуткое отношение к родному языку, к красоте и выразительности речи, интерес к его изучению;

-прививать детям любовь к прекрасному (русские пейзажи);

Обучающие: -систематизировать знания учащихся об определении, полученные в начальной школе ;

-проверить орфографические навыки учащихся;

-проверить умения учащихся проводить синтаксический, морфемный разборы, транскрибирование слов;

-расширять словарный запас учащихся.

Развивающие: -разработать алгоритм нахождения определения в предложении( выполнение логических операций: сравнения ,синтеза; анализа, дедукции);

-развивать умение находить определение в тексте и употреблять его в речи;

-формировать навыки графического обозначения определения;

-формировать умения контролировать свою учебную деятельность;

-познакомить учащихся с согласованными и несогласованными определениями;

-познакомить со способами  выражения определения в предложении.

Оборудование и материалы:

-записи на доске, раздаточный материал для индивидуального опроса, оформление класса рисунками, лингвистическими сказками детей, смайлики для самооценки учащихся, презентация по теме и ТСО для обеспечения работы со слайдами, таблицы «Загадки членов предложения».

  

                            Ход урока.

Оргмомент.

Актуализация опорных знаний и умений.

Проведение фронтального опроса в нетрадиционной игровой форме, помогающей учащимся провести самодиагностику знаний и сформировать социальную смелость.

Игра «Крестики-нолики»

(р-та в тетрадях).

В строчку записываются цифры от одного до десяти. В зависимости от правильности услышанного утверждения по теме «Синтаксис», соответствующего определенной цифре, учащиеся ставят «+» или «-».

1.Раздел науки о языке, в котором изучаются  словосочетания и члены предложения , называется фонетика.

2.По цели высказывания предложения бывают повествовательные, вопросительные и восклицательные.

3Обстоятельство -это главный член предложения.

4.Односоставные предложения-предложения с одним главным членом (- или =).

5.По эмоциональной окраске предложения бывают восклицательные и повествовательные.

6.Словосочетание используется в речи только в составе предложения.

7.Грамматическая основа предложения - это подлежащее и сказуемое.

8.Предложение, состоящее только из грамматической основы, называется распространенным.

9.Члены предложения, не входящие в грамматическую основу, называются второстепенными.

10.Второстепенный член предложения, обозначающий признак предмета, называется дополнение.

Обменяйтесь тетрадями и проверьте (карандашом) правильность выполнения задания.

 

Нахождение и исправление ошибок, формулировка правильных утверждений.

Самооценка выполненной работы-смайлики.

 

Слайд 2(эпиграф).

Чтение учителем эпиграфа к уроку.

«Слово! Великое русское слово. Как много в нем оттенков, как много красок и глубины! Просто необходимо, чтобы это наше богатство русских «цветных слов» оберегали умные и чуткие люди».

                                                                                                         М.Ладур.

 

Действительно наш русский язык очень красив и выразителен, искренне надеюсь ,что сегодня  вы покажите себя  чуткими и умными по отношению к нему(ну и друг к другу, конечно). -Ребята, а что делает нашу речь «богатой, цветной»?

 

-Опираясь на текст эпиграфа, подумайте, что необходимо дописать в теме урока. (Определение).

Целеполагание.

-Как вы думаете, что мы сегодня должны за цели перед собой поставить для изучения данной темы? (Что обозначает О., чем выражено, его роль в предложении).

Слайд 3(2 текста для сравнения).

1текст.

(Читают уч-ки).

Ветер раскачивает ветви деревьев. Листья опадают на землю, и она покрывается ковром.

2текст.

Сильный ветер раскачивает голые ветви деревьев. Сухие листья опадают на землю, и она покрывается желто-красным ковром.

-Какой текст дает вам более подробную информацию? За счет чего?

Учитель подводит к  выводу о значимости определения.

-Что вы уже  знаете об определении?

А теперь откройте учебники на стр.124,прочитайте материал в рамке про себя и ответьте на вопрос:

-Какая информация оказалась для вас новой? (М.б. выражены существительными).

Учитель дополняет цель урока, сформулированную ранее учащимися:

Узнать способы выражения определения, составить алгоритм  его нахождения в предложении, познакомиться с  термином «согласованные и несогласованные определения».

Закрепление материала.

Работа с учебником. Упражнение 231(по заданию). Один у-к у доски; комментирование.

Цель данной работы-выработка алгоритма нахождения определения. (Основа - вопросы к упражнению).

-Так как мы находим определение в тексте, каков алгоритм наших действий?

Слайд 4.(Алгоритм)

Найду в предложении слова, которые обозначают предмет.
Поставлю от них вопросы какой? какая? какие? чей?
Определю, есть ли в предложении слова, которые отвечают на эти вопросы.
Если есть, значит это определение.
Подчеркну определение волнистой линией.

 

Вывод учителя. Чтобы найти определение, сначала находим слово, обозначающее предмет, т.е. возникает необходимость в  умении определять лексическое значение слов.

Слайд 5(Словарная работа-тест).

Тест на знание лексического значения слова. Работа дает возможность расширить лексикон учащихся.

1.Изумрудный.

А) сделанный из драгоценного камня ярко-красного цвета;

Б) сделанный из драгоценного камня голубоватого цвета;

В ) сделанный из драгоценного камня ярко-зеленого  цвета.

2.Мглистый.

А) затянутый дымом, туманом;

Б) имеющий запах меда;

В) мрачный, угрюмый.

3.Багровый.

А) цвет сирени;

Б) красный цвет густого, темного оттенка;

В ) розоватый оттенок.

Ответы:  1.В    2.А    3.Б

Надеюсь, ваш словарный запас увеличился и будет пополняться дальше.

 Предложение записывается под диктовку ( 1у-к у доски, комментирование  орфорграмм ).

Одинокий дуб сбрасывал багровую листву, готовился к зиме.

Сразу после написания предложения(одновременно)

2  у-к делает синтаксический разбор(вывод о том, что О.чаще всего выражены прилагательными)

3 у-к выполняет транскрипции слов (дуб, сбрасывал) (повторение процессов оглушения и озвончения)

 4 у-к выполняет морфемный разбор (листву, готовился)(вопрос чередования ТВ//Т ,нулевое окончание п/д  -ся).

Оценивание учащихся.

Физкультминутка.

По количеству вариантов(6) выдаются осенние  листочки.

Задание: придумать к листочку определение (повторяться нельзя). Листики передаются с 1 до последней парты, потом учителю.

Зачитываю написанное, анализирую.

Сведения опережающего характера.

На доске (тыльная сторона):

1.Дождевая капля упала в воду.

2.Капля дождя отвесно упала в воду.

Устное задание: назвать главное и зависимое слово, чем выражено зав.сл. (часть речи). Ребята, а еще определения могут быть согласованными и несогласованными. Например, дождевая капля – согл . опр. Как вы думаете

думаете, в чем его особенность? (согласование со словом, от которого зависит…)Значит несогласованные…Какой ЧР выражено нес.опр.?

-Чтобы не ошибиться , необходимо задавать  к зависимому слову  «разумный вопрос»,тот вопрос, который учитывает лексическое значение словосочетания.

-Заполните, пожалуйста , свои таблицы «Загадки членов предложения»,с учетом новых сведений, полученных на уроке.

 

Загадки (физминутка).

Задание:

Я читаю загадки, вы их отгадываете и называете определения.

1.Падают с ветки золотые монетки. (Листья).

2.Эх, звоночки, синий цвет

С язычком, а звука нет. (Колокольчики)

3.Я в красной шапочке расту

Среди корней осиновых,

Меня узнаешь за версту,

Зовусь я (подосиновик).

 

Посмотрим, так ли вы разумны, при работе с новым материалом.

Слайд 6 (сведения опережающего характера).

-Какими еще частями речи может быть выражено определение? (наречием -в разговоре (каком?) поодиночке; глаголом – желание (какое?) учиться). Отметьте в таблице загадок.

 

Задание (по вариантам): записать под диктовку по 2 словосочетания, разобрать их:  березовые листья, листья клена и осенняя листва, лист с осины.

 

Проверка.

Итоги урока.

 

(Ключевые слова можно сравнить с учебником-стр.126.).

-Как бы вы оценили свою работу сегодня? Заполните,пожалуйста,листочки самооценки.

Побудь учителем минутку, поставь оценку, но не в шутку.

Задание

Успешность(+или-)

1

Игра «+/0»

 

2

Формулировка  темы,цели урока

 

3

Упр.231

 

4

Разборы

 

5

Самооценка

Оценка:

 

Смайлики.Покажите,каков результат вашей работы смайликами, опираясь на выставленную оценку.

Выставление оценок учителем, показ слайда2  -эпиграф.

Характеристика работы учащихся, проявивших чуткость к родному языку и ум в решении  его непростых задач .

 

Работа с раздаточным материалом. (По времени-как Д/З)

Разноуровневые по сложности задания. Уровень учащиеся выбирают по собственному желанию.

1.Минимальный уровень.

Вставить пропущенные буквы и  слова (есть подсказки-слова для справок).

2.Средний уровень (норма).

Вставить пропущенные буквы и слова (отсутствие справочного материала).

3.Повышенный уровень сложности.

Подобрать в С/С к главным словам зависимые (согласованные и несогласованные определения),а к зависимым – главные, разобрать, определить тип связи +предложенные С/С разобрать, вставить буквы.

4.Творческий уровень.(По времени -к Д/З)

Придумать лингвистическую сказку, «обыграв» в ней все известные признаки определения как члена предложения (5-7предложений).

 

// Домашнее задание.(Дифферецированное):& 25,№233 или №234.

 

Приложение.

1. Листочки самооценки.

Побудь учителем минутку, поставь оценку, но не в шутку.

Задание

Успешность(+или-)

1

Игра «+/0»

 

2

Формулировка  темы,цели урока

 

3

Упр.231

 

4

Разборы

 

5

Самооценка

Оценка:

 

2.Раздаточный материал.

Минимальный уровень.

Вставить пропущенные буквы и слова(есть подсказки-слова для справок).

Хорош   ----------   лес в  -----------  ясны…   дни.В пурпурно-красный и  ----------- цв…та   окрашена  л…ства . Цв…тным  к…вром  ра…стилаются   под    д…ревьями    листья.Тут и там  в…дны под ними ---------  шляпки грибо…-под…синовиков.

Слова для справок:осенн…е,красн…ватые,…синовый,желтый.

Средний уровень

Вставить пропущенные буквы и слова.

Красив, наряден ру…ский лес  ----------  ос…нью. Кругом -----------  б…резы . ----------- к…стром г…рят р…бины.    Словно  груды малахита,   з…л…неют -----------   ду…ки .В…селым    мног…цветьем   радуют клены, …сины    --------------  к…вром  ра…стилаются  под деревьями   ----------- листь…я.

 

Повышенный уровень сложности.

Подобрать в С/С к главным словам зависимые ( согл./несогл. опр.), а к зависимым – главные, разобрать, определить тип связи + предложенные  С/С разобрать, вставить пропущенные буквы.

а ) дано главное слово                                б ) дано зависимое слово 

 

------------- листва (    )                                       --------------  с клена   (       )

шляпки  ------------- (      )                                  -----------------   березы (      )

------------- дождь  (       )                                    --------------    ковром  (      )

 листья -----------  (       )                                       ---------------- грибов (   )

                                 

б ) Краснеют по коч…кам (   ), мокры…  сырое…ки (   ), ж…лтеют на мху (  ),   по…  палым листом (     ),опа…шие лист…я (    ).

 

Творческий уровень.

Придумать лингвистическую сказку, «обыграв» в ней все известные признаки определения как члена предложения (5-7 предложений ).


Просмотров: 314 | Загрузок: 61
Автор: Солдатова Э.Ю.
Теги: определение
Предмет: Русский язык


Похожие образовательные материалы:
Всего комментариев: 0
avatar