Конспект и презентация к уроку русского языка в 8-ом классе "Обобщающее слово при однородных членах предложения"

Цели урока:

Образовательные:

продолжить работу по формированию умений находить в предложении однородные члены;
совершенствовать умения и навыки  постановки знаков препинания в предложениях с обобщающим словом при однородных членах предложения;
продолжить работу по формированию орфографической и пунктуационной грамотности учащихся.

Развивающие:

развивать у учащихся критическое мышление;
развитие умения аргументировать и доказывать свою точку зрения;

повышать интерес к изучению русского языка.

Тип урока: закрепление изученного материала.

Оборудование: компьютер, интерактивная доска, раздаточный материал для учащихся.

 

ХОД УРОКА

 

Организация начала урока.
Целеполагание.
Орфографическая диктовка. (Слайд № 2)

От.. епель, мало(по)малу, бе(з, с)сердечный, пр..колотить, опас..ный, м..рские границ.., (разно)цветный, интер..ер, сезо(н, нн) туман, (н..)кто (не)знал,(не)с кем обсудить.

Спишите слова, вставьте пропущенные буквы. Объясните графически выбор орфограммы.     

С любым из слов или словосочетаний устно составьте предложение с однородными членами. Свой пример аргументируйте.

 

Работа по повторению изученного материала.

 

         Фронтальный опрос. (осуществляется на основе материала, который бал дан учащимся для повторения)

Какие члены предложения называются однородными?
Расскажите о средствах связи однородных членов в предложении?
Какова роль обобщающего слова в предложениях с однородными членами?
От чего зависит постановка знаков препинания в предложениях с обобщающим словом при однородных членах?
На каждый вопрос дайте аргументированный ответ.

 

Работа со Слайдом № 3.

Рассмотрите рисунки. Распределите их на группы, к каждой из которых подберите обобщающее слово. Устно составьте предложения. (учащиеся выполняют работу в группах).

 

Работа с эпиграфом. (Слайд № 4)

В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли.

                                                                                                                А. П. Чехов

Прочитайте эпиграф. Как вы понимаете смысл высказывания А . П. Чехова?

Рассмотрите предложение с синтаксической точки зрения. Спишите, графически обозначая постановку знаков препинания. Из предложенных схем выберите ту, которая подходит к данному предложению.

 

Таблицы-памятки (раздаточный материал)

Знаки препинания при однородных членах и обобщающих словах

 

Место обобщающего слова

 

Пример

Схема

Впереди однородных членов предложения

В саду росли цветы: фиалки, тюльпаны, розы.

После однородных членов предложения

В лесах, на лугах, в полях – всюду лежит снег.

Перед однородными членами предложения, но после них предложение продолжается

Грибы: белые, грузди, маслята – лежали на столе.

 

Работа с текстом упражнения 179.

Прочитайте предложения. Устно объясните постановку знаков препинания. Составьте и запишите схемы предложений.

 

Творческая работа. (Слайд № 5)

Дополните предложения однородными членами.

Все: ………….., - любят читать сказки.

В поход мы взяли только необходимое:

…………………, - каждый может стать победителем олимпиады.

 

Дифференцированная работа.

 

Учащиеся первой группы работают с текстом упражнения 183 ( 1, 4 предложения)

Учащиеся второй группы выполняют задание повышенной трудности. ( Слайд № 6, 7 )

Обращается внимание на то, что предложения осложнены дополнительными пунктограммами.

 

Задание повышенной трудности.

Все у него в доме и музыка и мебель и кушанья и вина не только не могло назваться первостепенным но даже и во вторую степень не годилось.

Человек оставшись один в лесу обыкновенно или разговаривает сам с собой или свистит или поет или сшибает палкой сухие сучья.

Спишите предложения, расставьте знаки препинания. Составьте схемы.

 

Сопоставительный анализ предложений. (Слайд № 8)

Сопоставьте пары предложений, разобрав их по членам предложения.  Графически объясните постановку знаков препинания. (задание выполняется устно)

1) Лесть, ложь, предательство - самые отвратительные пороки. Лесть, ложь, предательство - все самые отвратительные пороки были в этом человеке.
2) Иванов, Николаев и Смирнов - отличники нашего класса. На смотр поехали Иванов, Николаев и Смирнов - все отличники нашего класса. 3) Береза, рябина, клен, черемуха - лиственные деревья. Береза, рябина, клен, черемуха - все эти лиственные деревья высажены возле наших домов.

 

Найди и исправь ошибку!!! (Слайд № 8)

Выпишите только те предложения, в которых допущены пунктуационные ошибки.

И тополь, и потемневшая от влаги кровля, и ноздреватый снег: все дышит первыми весенними запахами.
В степи, за рекой, по дорогам - везде было пусто.
Из под снега виднелись разные предметы: самовар, кадка и еще кой-какие коробочки.
Все: и товарищи, и дамы стали уверять Беликова, что он должен жениться.

 

Подведение итогов.

От чего зависит постановка знаков препинания в предложениях с обобщающим словом при однородных членах?

Выполнение каких заданий было для вас интересным?

Что осталась непонятным и требует дополнительной работы?

Задание на дом.

 

Комплексная работа с текстом (в форме ГИА). (раздаточный материал)

         (1)В истории русской живописи сохранились имена прекрасных художников-пейзажистов: Саврасова, Васильева, Куинджи, Левитана и других. (2)Один из лучших художников этого жанра - Шишкин. (3)Русская природа - основная тема его творчества. (4)В своих картинах он воспевал родную землю, ее свежее дыхание, необозримые просторы и богатство. (5)Цветушие поля, сосновые рощи, лесные дали, папоротник в лесу, ручей в лесной чаще - все это близко и дорого сердцу   художника. 

(6)Широко известны многие его картины: "Сосновый бор", "Лесная глушь", "Рожь", "Среди долины ровныя...", "На севере диком", "Корабельная роща" и другие

(7) "Утро в сосновом бору" - одна из лучших картин художника. (8)Он писал русскую природу летом и зимой, весной и осенью, на восходе солнца, в яркий полдень и при закате - в разные времена года, в различные часы дня. (9)Все: обыкновенное дерево, старый пень, полевые цветы - привлекало внимание художника.

(10)Во всем он умел находить красоту: в тумане над рекой, в лесной полянке, в чаще леса. (11)Смотришь на его картины и вдруг как будто снова находишься среди родной природы: у знакомой речки, в родном лесу, в поле. (12)Картины Шишкина широко известны как в нашей стране, так и за рубежом.

 

Озаглавьте текст.

Определите стиль и тип речи.

Какова основная мысль текста?

Выполните задания к тексту. Ответы запишите.

 

B1. Из предложений 9–11 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется значением приближения, присоединения.

Ответ: ________________________

В2.  Из предложений 3–5 выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от глухости/звонкости звука, обозначаемого следующей после приставки буквой.

Ответ: ______________________________________

В3.  Укажите номер предложения, в котором обобщающее слово находится перед однородными членами, но предложение после них продолжается.

Ответ ____________________

В4.    Составьте схему 4-го предложения.

В5.    Укажите способ выражения сказуемого в предложении 10.

В6.   Из предложений 5-7 выпишите слово с непроизносимым согласным в корне слова.


Просмотров: 437 | Загрузок: 85
Автор: Агапова Т.Н.
Теги: однородные члены
Предмет: Русский язык


Похожие образовательные материалы:
Всего комментариев: 0
avatar