Конспект и презентация к уроку русского языка в 8 классе «Обращение и знаки препинания при нем»

Цели урока:

познавательные: а) расширить уже известные нам сведения об обращении и знаках препинания при  нём;  б)  провести работу по развитию пунктуационных умений и навыков;    в)  расширить  знания о речевом этикете и повышении  речевой культуры;    г) провести наблюдения над функциями обращений в художественной речи, их текстообразующими возможностями;   д) обратиться  к жанру письма, одним из важнейших элементов которого является обращение.

воспитательные: воспитывать умение учащихся внимательно слушать и слышать друг друга, уважать другое мнение; поддерживать дух толерантности, принимая другие точки зрения;

 развивающие: развивать критическое мышление через чтение        информационного и художественного текстов; развивать логическое мышление; развивать языковое чутьё, способность чувствовать красоту языка; развивать умение работать в команде.

 

Ход урока:

Этапы

Оргмомент-Здравствуйте, девочки. Сегодня урок мы начнем  с повторения.

II.      II. Новая тема.

А)Мозговой штурм. Задание для самостоятельной (индивидуальной) работы:

 расставьте  недостающие знаки препинания, пропущенные буквы;
в роли каких членов предложения выступает слово Россия;
в каком предложении это слово не является членом предложения, почему?

1) В европейской части России есть все: и возвышенности, и обширные равнины, и величественные реки, и бескрайние леса.2) Родина многих величайших художников : Кипренского и Брюллова,  Крамского и Левитана, Серова и Шишкина-Россия. 3) Люблю твою, Россия, старину.4) Допетровская Россия не знала «светской» живописи.5)Тебя, как первую любовь , России сердце не забудет.

- Какие знания вам были необходимы для решения этой познавательной задачи?

(Учащиеся называют виды пунктограмм, встретившиеся им в работе)

- Какие слова требовали особого внимания для определения их синтаксической роли?

- Почему?

(Они выступают в роли обстоятельства, сказуемого , подлежащего дополнения и обращения.)

- Прочитайте предложение с обращением.

- Прочитайте предложения, в которых эти же слова являются обстоятельством , сказуемым  , подлежащим,  дополнением )

Б)Постановка дидактической цели

- Задача нашего урока –а) расширить уже известные нам сведения об обращении и знаках препинания при нём      б)  провести работу по развитию пунктуационных умений и навыков;      в)  расширить  знания о речевом этикете и повышении  речевой культуры;      г) провести наблюдения над функциями обращений в художественной речи, их текстообразующими возможностями;      д) обратиться  к жанру письма, одним из важнейших элементов которого является обращение.

В) Составление кластера (опорного конспекта)

- Структурируйте свои сведения об обращении, полученные ранее, оформив их в виде кластера (работа в группах, консультации друг с другом, с учителем).

- Работа над теоретическим материалом . &32,стр180-181.

- Вся ли информация, зафиксированная на кластере, верна? Какими деталями вы можете его уточнить, дополнить?

- Какие ваши предположения оказались неверными? Почему вы их изменили? Обоснуйте!

- Дайте полный устный ответ по кластеру.?

- Используйте кластер в дальнейшей работе над практическими заданиями

 

Г)Задание исследовательского характера

Предположите, в каком падеже употреблено обращение в примере:

Приплыла к нему рыбка, спросила:
«Чего тебе надобно, старче?».

Что за форма старче?в обращении у нас обычно используется именительный падеж.  А у слова старик именительный падеж иной: Возвратился старик ко старухе…Сравните е более древний текст : Пойди, княже, с нами.( «Повесть временных лет»)

Князь-княже; старик-старче-во всех этих случаях перед нами устаревший падеж русского языка , который назывался звательным и употреблялся при обращении. Во многих языках отказались от  звательного падежа, не только в русском. Тем не менее, знать о его существовании полезно. Сохранился он в некоторых славянских языках, например, в украинском.

Г) Стадия осмысления

 

-Не правда ли, девочки, эта тема нам знакома? Она не только знакома, а еще и привычна: мы ведь встречаемся с этим явлением ежедневно.  

 

III. Выполнение практических заданий.

Использование обращений в художественных текстах , в эпистолярном жанре.

Выпишите предложения с обращениями (знаки препинания не расставлены

1. Платком взмахнула у ворот моя любимая.

     2. Я вернусь к тебе Россия.

     3. С чего начинается Родина?

     4.Мой друг  Отчизне посвятим души прекрасные порывы!

     5. Мой друг гостей своих с улыбкой встречает.

     6. Любимый город может спать спокойно.

     7. Утоли мою жажду каплей росы.

     8. Жизнь моя ничуть не стала тише…

     9. Поклон-привет тебе он шлет моя любимая.

    10.Прости мне милый друг  двухлетнее молчанье!

Составьте схемы предложений.

1.Я вернусь к тебе, Россия.

    4.Мой друг, отчизне посвятим души прекрасные порывы!

    9. Поклон-привет тебе он шлет, моя любимая.

   10.Прости мне, милый друг, двухлетнее молчанье!

Схемы: [ …, О].

                [О, … ].

                   [ …, О].

                  [ …, О, … ].

 

Проверка выполнения задания.

 

-В каких случаях обращение только называет предмет (лицо), а в каких выражает его характеристику, эмоциональную оценку?

- Каким образом передаётся авторское отношение через обращение?

-Какие из выписанных предложений относятся  к поэтическому тексту, какие служат для выражения отношения пищущего к адресату?

 

Дальнейшая работа по заполнению кластера (опорного конспекта).

 1.Разорванное обращение.

«Откуда, умная, бредешь ты, голова? (Крылов. «ЛИСИЦА И ОСЕЛ»)

2.Личные местоимения ты и вы могут выступать  в роли обращения ,например:

- Эй, вы! Прекращайте скорее! (Достоевский);

– Тише, ты! – крикнула Феня (Антонов).

Этикетные обращения.

Обратите внимание на этикетные обращения и их историческую изменчивость.

Обратите внимание на этикетные обращения и их историческую изменчивость.

Сравните:

Я пригласил вас, господа, с тем, чтобы сообщить вам пренеприятное известие. (Н.Гоголь.);

Прощай, ваше благородие!(А. Пушкин) 

— Не в деньгах, гражданка, счастье. Извините за выражение. (М.Зощенко)

- Платить, дядя, надо, - тихо сказал кондуктор

- Мамаша , гляди, пакет унесут.

Русские стандарты вежливого обрашения(Выступление Куден Дарьи)

Приложение№1

 

Жизнь обращений сегодня.

Проблемная ситуация .

Как бы  обратились друг к незнакомому человеку с просьбой указать дорогу к Пансиону?

Отсутствие стандартов вежливого обращения-это недостаток нашего языка или его достоинство?

 

. Подведение итогов урока.

. Рефлексия.

Как вы оцениваете свою работу на уроке?
Какие задания вызвали затруднения? Какие  показались интересными?

          

. Дом. задание.

Домашнее задание:
1. выписать из пьесы Н. В. Гоголя "Ревизор" 7 предложений с обращениями

1-вариант из 1,2 действия4,

2-вариант из 3,4 действия;

2.выписать из рассказа

М. Зощенко«История болезни»предложения5 предложений с обращениями;

3.Построить схемы употребления обращений

 

Преподаватель русского языка и литературы  Костина Н.В.

 

Приложение№1

 (1) И ещё один дар дала нам наша Россия: это наш дивный, наш могучий, наш поющий язык. (2) В нём вся она – наша Россия. (3) В нём все дары её: и ширь неограниченных возможностей, и богатство звуков, и слов, и форм; и стихийность, и чёткость; и простота, и размах, и паренье; и мечтательность, и сила, и ясность, и красота.

(4) Всё доступно нашему языку. (5) Он сам покорен всему мировому и надмирному, и потому властен все выразить, изобразить и передать.

(6) В нём гуденье далёких колоколов и серебро ближних колокольчиков. (7) В нём ласковые шорохи и хрусты. (8) В нём клёкот , и грай, и свист, и щебет птичий.

(9)Бесспорно, это язык зрелого самобытного национального характера. (10) И русский народ, создавший этот язык, сам призван достигнуть душевно и духовно  высоты, на которую зовёт его  язык…

                                        (И.А. Ильин)

 

В каком предложении содержится тема текста?

1) 1

2) 2

3) 9

4) 5 

  2. Определите стиль и тип речи.

1) ) публицистический стиль, описание

2) публицистический стиль, рассуждение

3) художественный стиль, повествование

4) художественный стиль, описание

3.Укажите номер предложения с вводной конструкцией.

4. Замените словосочетание птичий щебет (предложение 8), построенное на основе связи согласование, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

5.Среди предложений 5 – 9 укажите номера   с неоднородными определениями.

                    

Приложение№2

Русские стандарты вежливого обращения сегодня.

    Русская этикетная система сегодня на распутье: старая система обращений в значительной степени разрушена, дискредитирована, а новая еще не создана… В центре общественных дискуссий оказались три ключевых обращения ХХ в.: товарищ (товарищи), господин (господа), гражданин (гражданка, граждане).  

  Обращения «дама», «женщина», «мужчина», «мужик» несут в себе, кроме всего прочего, признаки опрощения высокоразвитого языка до давно изжитых оттенков физиологического свойства. Наверное, правы те, кто приравнивает их к ругательным словам нецензурного ряда. Сюда же надо отнести слова-обращения «мать», «отец», «старуха», «старая» и даже иногда «бабушка», звучащие для многих оскорбительно.

    Есть ли традиционные обращения в нашей стране? Понаблюдаем:в некоторых профессиях есть своя система обращений, например, в медицине:доктор, сестра, няня; существует ряд обращений к женщинам и мужчинам:женщина, девушка; молодой человек, парень, мужчина и т.д., но общепринятой, всеми признанной системы обращений в русском языке нет. Часто используется безличная форма обращения, например: «Простите, этот сыр свежий?», «Скажите, пожалуйста, как пройти на улицу Льва Толстого?», «Извините, который час?» – и т.д.
Итак, в русском языке отсутствуют единообразные обращения к женщине и мужчине. Давайте подумаем, это недостаток нашего языка или его достоинство?

   Главное, чтобы в обращении всегда было выражено чувство собственного достоинства и почтения к тому, с кем общаешься. Любое обращение допустимо, когда оно одинаково комфортно для обеих сторон.


Просмотров: 340 | Загрузок: 56
Автор: Костина Н.В.
Теги: обращение, знаки препинания
Предмет: Русский язык


Похожие образовательные материалы:
Всего комментариев: 0
avatar