Конспект и презентация к уроку русского языка "Стилистика поможет"

                                             Цель:

    Роль стилистики как науки.

    Повышение уровня речевой культуры.

    Применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике.

    Любить родной язык.

 

                                                                   Уметь:

    Осуществлять речевой контроль.

    Редактировать текст.

    Создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания.

    Выразительно читать и рассказывать.

 

     Хотите,   чтобы вас  внимательно и с интересом   слушали, понимали,  а не затыкали уши и не морщились,      как от зубной боли? Для этого нужно, чтобы ваша речь была ясной и выразитель-

ной,  логически стройной и убедительной, чистой и живой. Вспомните,   как А.С.Пушкин   писал

о  своей  героине  в   «Сказке о царе Салтане…»:     «А  как речь-то  говорит,     словно   реченька журчит». Вот в этом вам и поможет    Стилистика – наука, которая изучает стили речи и

употребление в них языковых средств. Она поможет вам сделать вашу речь стилистически

правильной. А   правильность речи – это основа речевой культуры,  т.е. умения владеть языковы-

ми нормами и использовать выразительные средства языка.

     С раннего детства и до глубокой старости вся жизнь человека связана с языком. Вы, наверное,

помните сказки,  которые читала вам мама или рассказывала бабушка,   как учились произносить первые звуки,  слова,  строить предложения,   а вас часто поправляли, учили правильно говорить.

Но шли годы, и многие из вас,  повзрослев, перестали следить за своей речью, небрежно обраща-

ются со словом. А что из этого получается – послушайте!

 

                                               Полминутки для шутки 

 

Сильное кино.  Прочитайте стихотворение-шутку А.Барто.

 

                                               Заранее, заранее

                                               Всё было решено:

                                               У школьников собрание,

                                               Потом у них кино.

                                               Домой придёт

                                               Мой старший брат.

                                               Он мне расскажет

                                               Всё подряд,

                                               Он объяснит мне,

                                               Что к чему.

                                               А я большая!

                                               Я пойму.

                                               И вот он начал свой рассказ:

                                                - Они ползут,

                                               А он им – раз!

                                               А тут как раз

                                               Она ползла,

                                               А он как даст ему

                                               Со зла!

                                               Она им – раз!

                                               Они ей – раз!

                                               Но тут как раз

                                               Её он спас,

                                               Он был с ней заодно.

                                               Ух, сильное кино!

                                               Но, видно, я ещё мала,

                                               Я ничего не поняла.

 

    Что вы можете сказать о «рассказчике»? Какие слова-сорняки мешают нормальной речи неза –

дачливого «героя»? Могла ли сестра понять содержание фильма? А вы – поняли?

 

                                               Вот ещё пример подобного «красноречия».   

 

     Шёл урок  литературы.  Учитель  попросил  пересказать  своими  словами содержание первой главы   повести   А.Пушкина  «Дубровский».  Мальчик  неуверенно  начал:  «В одном…этом, как его… ну… поместье  жил  один  помещик  Троекуров.   Троекуров  был  здорово  богатый,   и  он никого не слушал, он всё делал так, как ему хотелось, и все его боялись…».                              

     Учитель, конечно, прервал сбивчивую, неряшливую речь ученика. Незадачливый рассказчик умудрился в двух предложениях сделать… восемь ошибок. Да, да, восемь!   Восемь стилистиче-

ских ошибок. Пожалуйста, найдите и исправьте их.

     Вот эти ошибки:

У Троекурова было не одно поместье, поэтому и точнее, и правильно сказать  не «в одном

поместье», а в одном из своих поместий.

Чтобы избежать назойливого повторения созвучных слов поместье, помещик,  следует од-

но из них заменить синонимом:  в одном из имений жил помещик или   в одном из поместий жил барин.

Нет смысла говорить  «один помещик»:   ведь речь идёт не о каком-то неизвестном лице, а

именно о Троекурове. Без слова один короче и яснее.

Слова этот, как его, ну не только ничего здесь  не выражают,  но и засоряют речь, делают

её неряшливой, маловыразительной.

Незачем вторично упоминать фамилию  Троекуров:  для  этого  существуют  местоимения,

синонимы, есть у него и имя – Кирила Петрович. Можно сказать он или этот барин.

Слова здорово богатый – просторечие. Надо сказать: очень богатый.
Первый союз  и  не на месте, его лучше употребить перед последним   однородным сказуе-

мым, выбросив лишнее там местоимение он.

Последнюю многословную характеристику помещика можно  заменить  одним  точным  и

выразительным словом – самодур.

     Вот вам и восемь стилистических ошибок и неточностей  в ответе  горе-рассказчика.  Если из-

бежать их, получится следующее:   В одном из своих имений жил  помещик Троекуров. Это был

богатый самодур, которого все боялись.

 

                                                   Будьте редактором!  

 

                                                   Кто такой редактор?

      Редактор исправляет, улучшает стиль текста книги, статьи.

      (Редактировать – проверять и исправлять текст.)                                                 

                                                    Найдите и исправьте ошибки.

Воздвигнута поражающая своим великолепием овощная база.
Мы с сестрой громом аплодисментов встретили бабушку.
Поведением Кости была возмущена вся общественность класса.

 

( 1. Построена большая овощная база.   2. Мы с сестрой радостно встретили бабушку.    3. Класс

был возмущён поведением Кости. )

    

       Повторение на коротких отрезках текста одних и тех же слов, выбор неточного слов  из двух

или нескольких близких по смыслу, небрежность в построении высказывания – всё  это  принято относить к стилистическим ошибкам.

 

                                            Будьте редактором! 

 

Мы поражались его поразительной памяти.
Ближайшего соперника он обогнал, но остальных обогнать ему не удалось.
Сначала появился лесник, а вскоре появились и все наши ребята.

( 1. Мы удивлялись его поразительной памяти.  2. Ближайшего соперника он обогнал, но  осталь-

ных опередить ему не удалось.  3. Сначала появился лесник, а вскоре – и все наши ребята.

 Какие ещё варианты отредактированных предложений предлагаете? )

 

        Опасность, которую таят в себе стилистические ошибки, - это  бедность,  невыразитель-

ность речи. Но они могут также вести к  неясности, двусмысленности   или  же  попросту

искажать смысл сказанного или написанного:

        Вдали зеленеют купоросы (вместо кипарисы).

 

                                                   Язык мой – друг мой?  

 

       Всем  известны слова  И.С.Тургенева:   «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык,

этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками…

       Обращайтесь почтительно с этим  могущественным орудием:   в руках умелых оно в состоя-

нии совершать чудеса! »

       Что значит «беречь» язык? От кого или от чего? Разве у языка есть враги и ему грозят какие-

то опасности? Оказывается, да! 

      

        Вот «образец владения» языком. Послушайте «Рассказ школьного портфеля» (стихотворе-

ние Ю.Тимянского).

 

                                             Знакомьтесь: Петя. Мой сосед.

                                             Ему уже двенадцать лет.

                                             Но говорит он до сих пор

                                             Не «коридор», а «колидор».

                                             «Дилектор входит в кабинет…»

                                             «Закрой магазин на обед…»

                                             «Хозяйка моет стаканы…»

                                             «Секёт свеклу…»  «Пекёт блины…»

                                             И до меня дошёл черёд:

                                             Портфель он «портфелем» зовёт.

                                             Но мне не зря «Родную речь»

                                             Судьбой доверено беречь.

                                             И я придумал не шутя:

                                             Пусть и его зовут Петя…

        Как вы думаете, почему этот Петя так говорит? От незнания норм литературного языка или

в результате небрежного отношения к слову? Как правильно? Исправьте!

                                                    Ванька – встанька

 

                                                     (физкультминутка)

 

               Правильно (сидим)                                                            Неправильно (стоим)

Положить,    права (правы),    звонит                                      Повешать,  ложить,  покласть

Табурет,    сви(тэ)р,    пихтовый                                              Калидор,  убираюсь,  красивее

Приятный шампунь,     компью(тэ)р                                         Шин(э)ль,  красивая тюль (м.р.!)                           Cредства,    класть,  туфля                                                                        (тэ)рмин

 

                                                       Говорите правильно!

 

        Коридор, табурет, звонит, клади (а не ложи!), красивее, повесить, свёкла, печёт, сечёт,

средства, обеспечение, копировать, фанера, шинель.

     

        Очевидно, опасность, грозящая языку, - это искажение слов в результате  невежества, невер-

ного их употребления, неправильного  ударения и произношения. Искалеченные   таким обра-

зом слова засоряют язык.

        Важнейшим требованием  стилистики и  является   правильность, точность и ясность –

полное соответствие слов тем понятиям, которые вы должны выразить.  

        Неясность  высказывания часто  происходит  от неумения  быстро  подобрать нужное слово,

точно определяющее лицо и предмет.

                               

                                                        Это интересно!

 

        Уже в незапамятные времена у жителей Древней Греции превыше всего ценились в разгово-

ре краткость и ясность. Само слово лаконизм (краткость, сжатость речи) произошло  от названия области Древней Греции – Лаконики, жители которой, спартанцы,  отличались  суровыми нрава-

ми, а также краткостью и точностью речи. Сохранилось предание о том, как одна спартанка, про-

вожая сына в бой, сказала ему:  «Со щитом или на щите».  Это значило:   возвращайся с победой или вовсе не возвращайся живым.  Потерять щит в бою считалось позором, а тело погибшего во-

ина приносили на щите.

        Предельным лаконизмом  поражают нас древнеримские (латинские) афоризмы:  По когтям узнают льва,  т.е.   по одному какому-нибудь признаку можно узнать человека;   Через тернии к

звёздам, т.е. преодолевая все невзгоды, придёшь к заветной цели и др.

        Известны   также и удивительные   лаконизм,  выразительность, меткость русских народных пословиц и поговорок. Многие из них едко высмеивают  многословие, болтливость: Звону много,

да толку мало; Язык без костей; Лучше ногою запнуться, чем  языком и т.п.

        Чрезвычайно высоко ценили краткость речи выдающиеся русские  писатели. Замечательный

стилист А.П.Чехов говорил: «Краткость – сестра таланта». Придавая  огромное  значение стилис-

тической работе над каждым словом, он писал: «Надо делать – в этом искусство. Надо  выбрасы-вать лишнее… Надо заботиться об её музыкальности».

        Овладение искусством изъясняться кратко и выразительно, чтобы, как писал  Н.А.Некрасов,

«словам было тесно, мыслям просторно», - задача нелёгкая, но при желании   вполне  осуществи-

мая. Прежде всего надо научиться избегать  элементарных  ошибок  многословия  (плеоназмы).

Например, в предложении  На горизонте появились ледяные айсберги слово ледяные совершенно

лишнее: ведь айсберги и есть плавучие ледяные горы.  

 

                                                    Федот, да не тот

                            

                               Найдите лишние слова в следующих предложениях. 

 

Муму очень сильно привязалась к Герасиму.
Караван двигался по песчаным барханам.
Мы вновь возобновили с ними переписку.
Я не успел закончить до конца эту работу.
Моя автобиография уместились на страничке.
Всадники уже приближались ближе к деревне.
На Камчатке много горячих гейзеров.

( Сильно. Песчаным. Вновь. До конца. Моя. Ближе. Горячих. )            

                                          

                                                  Будьте редактором!

        

                               Индивидуальная работа (см. Приложение 1).

 

                                                Полминутки для шутки  

 

                                Материал для домашней работы.

Подойдя к дому, нас настиг сильный ливень.
В зоопарке мы видели весело перелетающих с ветки на ветку различных птиц, обезьян,

львов и других хищников.

Рыбаки возвращались домой с богатым уловом. Они поймали семь окуней, пять караси-

ков, четыре плотвички, маленького щенка и много разных других рыбок помельче.  

 

                                       Конец – делу венец

 

                                       Ответьте на вопросы:   

Чем стилистика поможет?
Какова роль стилистики?
Помогла ли вам эта наука?
Правильно ли мы говорим?
В чём нравственная роль стилистики?

 

                                                  Берегите наш язык!                                               

 

Помните, что, изучая русский язык, вы имеете дело с живым, близким вам организмом.

Берегите его,   не портите,   не искажайте,   не засоряйте грубыми словами,

штампами!

Наш язык – это великое сокровище народа, созданное на протяжении многих веков его

истории.

 

                                           Посвящаем…

 

Чтение стихотворений  из литературного сборника «Песнь души» (глава «Родной язык мой – Русский!») (см. Приложение 2).

 

                                          «Письма о добром и прекрасном»

 

        Выдающийся учёный современности, академик Д.С.Лихачёв в книге   «Письма о добром и

прекрасном» писал:   «…Наш язык  –  это важнейшая часть нашего общего поведения в жизни.

И по тому, как человек говорит, мы сразу и легко можем судить о том, с кем мы имеем дело…

Учиться хорошей интеллигентной речи надо долго и внимательно – прислушиваясь, запоминая,

читая и изучая. Но хоть и трудно – это надо, надо».

         Действительно, как гласит народная мудрость – не учась, и лаптя не сплетёшь.  

  Да,   совершенно  удивительные владения   Стилистики.  Она очень  доброжелательна, при-

ветлива и гостеприимна,  всегда рада каждому,  каждому готова помочь:  выбрать нужное слово,

правильно построить  предложение, научить использовать  богатейшие  выразительные средства

нашего языка, чтобы речь стала красивой и стройной, логически ясной и правильной.  Хотим ли  мы  сами  себе  помочь?  Решать каждому из нас… А наука Стилистика нам поможет. И тогда

мы скажем: «Нам Стилистика нужна!».

 

                                                          Нам Стилистика нужна!  

                                                             или Ода Стилистике

          Нам Стилистика нужна!                                           

          И для нас она важна!

          Всех Стилистика научит,

          Правильности речи учит!

                                       Стилистика – это стили речи,

                                       Которые помогают нам в культурной речи,

                                       Потому что нет «ложи»!

                                       А запомни, друг, «клади»!

          Да, «клади», «звонит», «шинель», средства,

          «Обеспечение», «права», «портфель»,

          «Свёкла», «свит(Э)р», «магазин»,

          «Положить», «красивее», «серпантин».                                   

                                        Нам стилистика нужна,

                                        И для всех она важна.

                                        Ведь встречают по одёжкам,

                                        Провожают по речам.     

          Стыдно речь нашу уничтожать,

          Вульгарными паразитами,  сленгом засорять,

          Просторечьями, штампами, плеоназмами,

          Жаргонами, иностранными словами разными!

                                         Неправильно говорить «очень сильно»,

                                         Неверно выражение «ужасно красиво»,

                                         Никуда не годится «очень прекрасно»,

                                         Потому что всё это для языка опасно!

         О стилистике ведём мы речь.

         Она нас учит нашу речь беречь.

         Она нас учит наш язык любить,

         Она нас учит наш язык хранить!

                                           Нам Стилистика нужна,

                                           И для всех она важна…                                                                Л.В.Семененко,

                                                            Квитокская СОШ № 1 Тайшетского района Иркутской области      

      

                                                  Литература:

         Арсирий А.Т.   Занимательные материалы по русскому языку.   М. «Просвещение» 1995               

 

                                               Содержание работы

    «Стилистика поможет…» в слайдах

 

Стилистика поможет…  Правильно ли мы говорим?
Автор работы
Цель
Знакомьтесь: Стилистика!
«Зубная боль» речи
Правильная речь
Полминутки для шутки
Поговорим?
«Красноречие»
 Исправили?
 Сравним
 Будьте редактором!
 Хорошо поработали!
 Запомни!
 Будьте редактором!
 Молодцы!
 Осторожно! Опасность!
 Язык мой – друг мой?

19. Исправьте!

20. Ванька-встанька (физминутка)

21. Говорите правильно!

22. Искалеченные слова

23. Это интересно!

24. Федот, да не тот

25. Лишний Федот

26. Будьте редактором!

27. Полминутки для шутки (домашняя работа)

28. Конец – делу венец

29. Берегите наш язык!

30. Что значит «беречь» язык?

31. Писатели о русском языке

32. Русский язык – живой организм

33. Посвящаем…

34. Стихи

35. Стихи

36. Стихи

37. «Письма о добром и прекрасном»

38. «Нам Стилистика нужна!»    


Просмотров: 133 | Загрузок: 53
Автор: Семененко Л.В.
Теги: стили речи
Предмет: Русский язык


Похожие образовательные материалы:
Всего комментариев: 0
avatar