Конспект и презентация к уроку русского языка "Способы передачи чужой речи. Прямая речь, диалог"

ЦЕЛИ УРОКА (Слайд 2):

знать

уметь

- способы передачи чужой речи;

- понятия «прямая речь», «косвенная речь», «диалог»;

- структуру предложений с прямой речью;

- правила письменного оформления диалога.

-находить в тексте предложения с прямой речью и выразительно их читать;

- определять место слов автора и прямой речи;

- правильно ставить знаки препинания в предложениях с прямой речью и обосновывать их постановку;

- составлять схемы предложений с прямой речью.

 

УМК:

1. Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык 5-9 классы. Авторы: М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский. Москва. Просвещение. 2008.

2.  Русский язык. Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. Авторы: С.Г. Бархударов, С.Е. Крючков, Л.Ю. Максимов, Л.А. Чешко. Москва. Просвещение. 2010.

3. Русский язык. Рабочая тетрадь для 8 класса в 2-х частях. Часть II. Автор: Г.А. Богданова. Москва. Издательский Дом «Генжер». 2010.

ОБОРУДОВАНИЕ: мультимедийный проектор, компьютеры (рабочее место учащихся), учебные пособия

 

I. Организационный момент

— Прочитайте высказывание на слайде. Объяс­ните пунктуацию.  Слайд 3.

По отношению       каждого человека к своему языку можно совершенно точно судить не только о его культурном уровне, но и о гражданской ценности. Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку.
                                               К. Г. Паустовский.

—  Прочитайте, кто является автором этого высказывания.

—  Таким образом, высказывание передает речь кого-либо, то есть выражает «чужую речь».

-  Какими способами можно передать чужую речь? (В случае затруднения прочитать теоретический материал на странице 176 учебника).

-   Благодаря своей выразительности, прямая речь используется в литературе как средство характеристики героев. (Приведите примеры из изученных произведений).                                                                               

II. Сообщение темы урока, целеполагание

- Мы начинаем изучать последнюю тему курса русского языка  за 8 класс «Способы передачи чужой речи».  Рассмотрите технологические карты по этой теме (Приложение 1), познакомьтесь с этапами изучения темы, с планируемым содержанием уроков, с рейтинговой картой по этой теме (Приложение 2). Отметьте в рейтинговой карте, какие определения и пунктуационные правила вам хорошо известны.  Познакомьтесь с критериями оценивания по этой теме. Сформулируйте цели всей темы, первого урока. Запишите в тетрадь тему урока «Предложения с прямой речью».                                              Слайд 4/1.

   III. Осмысле­ние нового материала

—  Передайте содержание высказывания в форме предложения с прямой речью (Слайд 3).

—  В каком разделе русского языка изучается прямая речь?

—  Ознакомьтесь с информацией о прямой речи (самостоятельно найти этот материал в предложенных учебных пособиях, отметить, что уже известно, с чем ещё не знакомы – записать в справочник). Индивидуальное задание: подробно ответить на вопросы в карточках:  (Самостоятельная работа с информацией, выступление учащихся, сопоставление с материалом презентации).              

-  Дайте определение прямой речи. Из каких двух частей состоят  предложения с прямой речью?                           Слайд 4/2.
– Что представляют из себя слова автора (вводящие слова)? На что они указывают? Что обозначают?                             Слайд 5.
–   Каково расположение слов автора к словам прямой речи? Как пунктуационно оформляется прямая речь? Какие пунктуаци­онные знаки при этом используются?                                      Слайд 6.
-  Схемы предложений с прямой речью (составить на доске). Сопоставить со схемами на слайде, отметить незнакомую схему. Слайд 6.
- Определение диалога, правила оформления диалога на письме.     Слайд 7.

IV.  Закрепление нового материала

В рейтинговой карте вводным контролем является работа в электронном пособии «Фраза» (Задание: расставить знаки препинания в предложениях с прямой речью). Учащиеся поочерёдно проверяют уровень усвоения материала, работая на компьютере. На первом уроке в журнал выставляются оценки только по желанию учащихся.

В это время остальные выполняют задание в рабочей тетради.

Запишите высказывание К. Паустовского в форме предложения с прямой речью (1вариант - слова автора – перед прямой речью, 2 вариант – слова автора – после прямой речи, 3 вариант - слова автора прерывают прямую речь).                                                                             Слайд 8.
                                                       -  Слайд 9.
Вставьте в предложения слова автора, употребляя разные способы их ввода и изменяя их место в предложениях. Расставьте знаки препинания, составьте схемы предложений (работа у  доски). Слайд 10.
К данным словам автора  подберите прямую речь. Расставьте знаки препинания, составьте схемы предложений.        Слайд  11.
Спишите предложение, расставьте знаки препинания, графически обоснуйте их расстановку.                                       Слайд  12.                       

Проверьте выполнение задания в тетради соседа по парте.                            

                                                  Взаимопроверка -  Слайд 13.

V.  Домашнее задание  по выбору (указано в рейтинговой карте):

2 балла -  д.з. № 1 – упр. 393 (по 3 предложения из частей I, II), упр. 394 (2 любых предложения);

5 баллов - индивидуальная работа № 1 (Приложение 3) –  выписать из повести «Капитанская дочка» по одному предложения с прямой речью на каждую  схему.                  

                                                                                               Слайд  14.                  

VI.  Рефлексия.

 - Какие пункты вы уверенно отметили в рейтинговой карте? Что отметили напрасно? Что нового узнали? Поставьте оценку за урок в рейтинговую карту. Где могут пригодиться полученные знания?

Задания для подготовки к ГИА – устно.                           Слайды  15-16.                      


Просмотров: 742 | Загрузок: 136
Автор: Мерзликина Е.А.
Теги: диалог, прямая речь
Предмет: Русский язык


Похожие образовательные материалы:
Всего комментариев: 0
avatar