Конспект и презентация к уроку русского языка "Обобщение по теме "Односоставные предложения"

Цели:

образовательная: повторить и обобщить материал по теме «Односоставные предложения».

Развивающая: развивать речь, внимание, логическое мышление, развивать умение сравнивать и делать выводы, развивать орфографическую и пунктуационную зоркость.

Воспитательная: воспитывать любознательность, интерес к творчеству А.С.Пушкина и А.А.Фета, воспитывать настойчивость, приучая терпеливо преодолевать трудности в работе, воспитывать интерес к урокам русского языка и литературы.

 

Структура урока.

    Методы:

Словесные, наглядные
Взаимоконтроль, самопроверка.

    Приемы: беседа, самостоятельная работа, фронтальный и индивидуальный опрос, дифференцированный подход.

    Формы:  индивидуальные и фронтальные.

     Оборудование: интерактивная доска, компьютер, презентация.

 

План  урока:

Оргмомент.
Постановка цели.
Лингвистическая разминка.
Анализ текста.

1 этап.

Погружение.

2 этап.

Диктант «Проверь себя» Пушкинские горы.
Зрительный диктант.
Работа по карточкам.
Задачка для любознательных.

3 этап.

 Сочинение-миниатюра.
 Рефлексия.

Тема урока:

Обобщение по теме

«Односоставные предложения»

Цель урока:

Проверить знания теоретического материала по теме.
умение использовать односоставные предложения в связной речи.
любознательность, любовь к природе, интерес к изучению русского языка и литературы и конкретно к творчеству А.С.Пушкина и А.А.Фета.

 

ХОД   УРОКА.

 

Оргмомент.

 

Постановка цели.

 

а) Вступительное слово учителя.

 ─ Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычный урок. Надеюсь, что он будет для вас интересен и полезен.  

 

(Открывается слайд 1)

б) ─ Откройте тетради, запишите число, классная работа и тему урока «Обобщение по теме «Односоставные предложения».

   

(открывается слайд 2)

в) Сегодня на уроке мы будем: закреплять умение различать виды односоставных предложений.; совершенствовать умение видеть их в контексте и выделять пунктуационно. Нам предстоит: узнатать о речевой роли односоставных предложений, а также нам предстоит приятная возможность почувствовать, как удается «творить чудеса» великим писателям, а именно А.С.Пушкину и А.А.Фету.

 

(открывается 3 слайд)

г) Эпиграфом к нашему уроку послужат слова В.Г.Белинского:

              «Поэзия Пушкина ─ неиссякаемый источник, который, как в сказке, поит «живою водою» всех, кто прикоснется к нему».

 

(открывается 4 слайд). Опорная схема.

 

Лингвистическая разминка.

а) ─ Читая Пушкина, мы становимся лучше. В нас пробуждаются светлые, добрые чувства. Давайте вспомним отрывок из стихотворения А.С.Пушкина «Зимнее утро».

    (открывается 5 слайд).

 

                     Мороз и солнце! День чудесный!

                     Еще ты дремлешь, друг прелестный, ─

                     Пора, красавица, проснись:

                     Открой сомкнуты негой взоры

                     Навстречу северной Авроры,

                     Звездою севера явись!

  (открывается 6, а потом 7 слайд)

 

Анализ текста.

Каким настроением проникнуто стихотворение? (чувством радости, счастья; автор прямо утверждает: «День чудесный!»)
Определите тему данного текста (описание утра, зимней природы)
Назовите ключевые слова, которые раскрывают тему текста (мороз, солнце, день, чудесный, нега, северной, Авроры, звездою, севера…)
Когда мы рассматриваем картину, то понимаем, что художник для изображения действительности использует определенные средства, например, краски. А чем пользуется поэт? (Поэт использует только слова, но в этих словах все ─ и краски, и звуки, и чувства.)
А как можно определить цвет текста? ( При помощи звуков, которые тоже имеют цвет, например,

О, Е ─ светло-желтый или белый

А, Я ─ густо-красный, ярко-красный

Э, Е ─ зеленый, желто-зеленый

И ─ синий,

У ─ темно-синий, темно-сине-зеленый

Ю ─ голубоватый

Ы ─ мрачный, темно-коричневый или черный .

Каков же цвет нашего текста? Обратимся к ключевым словам и посмотрим, каких здесь гласных звуков больше? (о,е)
Подтверждают звуки цвет текста? (да)
Как вы думаете, Пушкин подсчитывал цветовые звуки, когда писал это стихотворение? (нет)
Почему же такое совпадение произошло? Да потому что Пушкин был гением.
А К. Паустовский о языке говорил так: « С русским языком можно творить чудеса». Вы в этом убедились на примере этого стихотворения? (да)
И еще, ребята, мне хотелось бы знать, помните ли вы значение слов нега иАврора?

(открывается 8 слайд. Словарь)

    -----------------------

 

I ЭТАП. На этом этапе урока проверяются знания теоретического материала.

 

Погружение.

     ─ На этом этапе урока проверяются знания теоретического материала.

Предлагаю вашему вниманию так называемые «тонкие вопросы». В ответ на вопрос вы поднимаете сигнальную карточку «ДА» или «НЕТ».

(открываем  9 слайд, потом 10-й)

 

                                   а)  «Тонкие вопросы»

Определенно-личные предложения – это односоставные предложения? (ДА)
О.-л. Предложения – это односоставные предложения с одним главным членом, совпадающим по выражению со сказуемым? (ДА)

 

Можно ли в неопределенно-личном предложении восстановить подлежащее? (ДА)
Могут ли  быть в них подлежащими местоимения 1, 2-го лица? (НЕТ)

 

Изменяются ли безличные глаголы по лицам и числам? (НЕТ)
Связаны ли понятия: безличные глаголы и безличные предложения? (ДА)
Можно ли восстановить подлежащее в безличном предложении? (НЕТ)

 

Согласны ли вы, что назывные предложения имеют только один главный член предложения, по форме напоминающий подлежащее? (ДА)
Может ли назывное предложение быть распространенным? (ДА)
 Назывные предложения – это двусоставные предложения? (НЕТ)

 

( открываем 11 слайд)

      б)  «Вопросы на засыпку»

  1. О каком из типов односоставных предложений пишет М.В.Ломоносов.                   

 «Умолчание местоимений личных перед спрягаемыми формами глагола к «украшению и важности служит»?

Например: Люблю тебя, Петра творенье!

 

(открываем 12 слайд)

2. О каком из типов односоставных предложений пишет ученый-лингвист Алексей Матвеевич Пешковский?

 «Внимание сосредоточено на действии, действующее лицо «намеренно устранено, намеренно представляется как неизвестное, неопределенное»

Например: Ведут ко мне коня.

 

(открываем 13 слайд)

3. Л.Н.Толстой об одном из стихотворений А.А.Фета писал:

«В нем нет ни одного глагола. Каждое выражение ─ картина».

Какие односоставные предложения предпочитал употреблять в своей поэзии А.А.Фет?

 

(открываем 14 слайд)

Например: Шепот, робкое дыханье,

                              Трели соловья,

                     Серебро и колыханье

        Сонного ручья.

Свет ночной, ночные тени,

      Тени без конца,

Ряд волшебных изменений милого лица.

В дымных тучках пурпур розы,

     Отблеск января,

И лобзания, и слезы,

    И заря, заря!

 

 (открываем 15 слайд)

Его не было дома, почему я и оставил записку.

Определите вид односоставного предложения, дайте определение этого вида.

----------------------------------------------

 

II ЭТАП. На этом этапе работы проверяется, как учащиеся применяют теоретические сведения на практике.

 

Диктант «Проверь себя» Пушкинские горы.

 

 (открываем 16 слайд)

 

 Пушкинские горы─ поселок городского типа в Псковской области.

Пушкиногорский район. Здесь располагается Государственный музей-заповедник А.С.Пушкина «Михайловское», в состав которого входят  села Михайловское (место ссылки поэта в 1824-1826 гг.), Тригорское, Петровское и др., а также Святогорский Свято-Успенский монастырь ─ место погребения поэта.              

  

 (открываем 17 слайд)

       Аллея  Анны Петровны Керн

 

Учитель читает текст «Пушкинские горы»

 

            Пушкинские горы.

      В Пушкинских горах исцеляется сердце. Как же тут хорошо!

      Опять нас встречает хранитель этих мест Семен Семенович Гейченко. Опять заросший пруд в окружении мачтовых сосен, опять темная аллея Керн и жемчужно-зеленые дали, в которые глядел Пушкин.

 

─ Подчеркните грамматические основы в предложениях. Определите тип предложений.

( в качестве проверки открывается 18 слайд)

 

Зрительный диктант.

 

( открываем 19 слайд)

В одну минуту дорогу занесло, и окрестность исчезла во мгле мутной и желтоватой.

                               [безл.], и [двусост.].

 

(открываем 20 слайд)

Еще напор, и враг бежит. 

                            [наз.], и [ двусост.].

 

( открываем 21 слайд)

Пугачев подал знак, и меня тотчас развязали.

                             [двусост.], и [ н.-л.].

 

( открываем 22 слайд)

4.Дубрав не видно, и степь нагая над морем стелется одна.

                             [безл. ], и  [ двусост. ].

 

Работа по карточкам.

 

 Учитель раздает карточки, учащиеся работают, потом идет проверка на интерактивной доске.

 

Выразительно прочитать текст, обозначить грамматические основы, определить тип предложений. 

 

   Прощай, свободная стихия!

   В последний раз передо мной

   Ты катишь волны голубые

   И блещешь гордою красой!

         («К морю»)

(слайд 23)

 

Выразительно прочитать текст, обозначить грамматические основы, определить тип предложений.    

 

     Погасло дневное светило;

     На море синее вечерний пал туман.

     Шуми, шуми, послушное ветрило,

     Волнуйся подо мной, угрюмый океан!

                              («Погасло дневное светило…»)

(слайд 24)

 

 Выразительно прочитать текст, обозначить грамматические основы, определить тип предложений.  

 

    Унылая пора! Очей очарованье!

    Приятна мне твоя прощальная краса ─

    Люблю я пышное природы увяданье…

                           («Осень»)

(слайд 25)

 

Выразительно прочитать текст, обозначить грамматические основы, определить тип предложений.

 

    Зима!.. Крестьянин, торжествуя,

    На дровнях обновляет путь;

    Его лошадка, снег почуя,

    Плетется рысью как-нибудь…

             (глава 5 «Евгений Онегин») 

(слайд 26)

 

   Определите тип односоставных предложений, выделите грамматическую   основу.

1.Пришли мне какой-нибудь новый роман.

2.Мороз и солнце! День чудесный!

3.Еду-еду в чистом поле…

4.Приятно думать у лежанки…

5.Пора, красавица, проснись!

Пять правильных ответов – 5 баллов.

(Слайд 27)

 

   Выделите грамматические основы.

Смеркалось, подали свечи.
Через несколько дней узнали, что Владимир уехал в армию.
Не отходи от меня, друг мой!

(слайд 28)

 

Задачка для любознательных.

 

 ─ Посмотри-ка, ─ сказал Витя своему другу Пете, ─ я нашел интересное стихотворение, которое состоит из простых предложений, причем одного вида.

 Вот оно:

     Прозвучало над ясной рекою,

    Прозвенело в померкшем лугу,

    Прокатилось над рощей немою,

   Засветилось на том берегу.

                          А.А.Фет.

 

 ─ Я тоже, ─ отозвался Петя, ─ отыскал стихотворение, где все простые предложения, за исключением первого, относятся к одному и тому же типу. Сейчас я тебе его прочту.

    Чудная картина,

    Как ты мне родна:

   Белая равнина,

   Полная луна,

   Свет небес высоких,

   И блестящий снег,

   И  саней далеких

   Одинокий бег.

                    А.А.Фет.

 ─ Покажем эти стихи завтра в классе, ─ предложил Витя, ─ пусть подумают все ребята над тем, какого вида эти предложения.

 

III ЭТАП.  На этом этапе работы проверяется умение учащихся пользоваться данными конструкциями в собственной речи.

 

(открываем 29и 30 слайды)

10. Напишите сочинение-миниатюру (описание природы)

 «И сразу вспоминаю Пушкина»

Сочинение должно состоять из односоставных предложений.

Например.

Зимнее утро. Холодно. Но светит яркое солнце. Красиво разукрасил мороз окна. Деревья одеты в белые шубы.  Смотрю на эту чудную картину и сразу вспоминаю Пушкина:

    Мороз и солнце! День чудесный!

    Еще ты дремлешь, друг прелестный!

    Пора, красавица, проснись!

 

(открываем 31 слайд)

Рефлексия.

 

Что повторили сегодня?
Что нового узнали на уроке?
Чему научились?
Какой этап урока показался самым интересным?
Что было трудно?

 

Выставление оценок.


Просмотров: 248 | Загрузок: 70
Автор: Моисеенко И.Н.
Теги: Односоставные предложения
Предмет: Русский язык


Похожие образовательные материалы:
Всего комментариев: 0
avatar