Конспект и презентация к уроку русского языка "Неопределенно-личные предложения"

Цели и задачи урока: создать условия для развития языковедческой компетенции через:
- формирование понятий о неопределённо- личных предложениях и умений находить их по значению и структурным особенностям;
- отработку навыков использования данных предложений в речи;
- формирования умений систематизировать материал для создания презентации;
- развитие  творческого мышления;
- воспитание любви к родному языку; привитие интереса к познанию.     
Оборудование: Презентация (приложение к уроку), на столах учащихся листы «Моя презентация» (у каждого ученика).

 

                                             Ход урока

I.Организация класса.

II. Словарный диктант

Ровесник, сверстник, героизм, подлинный, гениальный, аттестат, делегат, поражать, режиссёр, конгресс, иллюминация, комиссия, иллюстрированный, патриотизм, ораторский.

      Слайд 2.

III. Проверка домашнего задания.

Дома вы должны были найти текст какого-либо рецепта, исследовать его и составить текст  с определенно-личными предложениями. (зачитывают тексты)

2) Фронтальный опрос.

– Какие предложения называются односоставными?

- Как их отличить от двусоставных?

– Какие предложения называются определенно-личными?

- Какими формами глагола выражается сказуемое в определенно-личных предложениях?


IV. Подготовка к восприятию.
                         слайд 3.  
1.Учитель: Ребята, на экране вы видите слово «презентация», скажите, как вы понимаете лексическое значение этого слова?
Учитель: А теперь посмотрите на экран ( слайд 4. ), где записано это слово и его словарная статья.

 2. Целеполагание:
Учитель: Сегодня у нас необычный урок – урок – презентация, я вам приготовила свою презентацию и буду учить вас делать презентацию на материале урока русского языка. У вас есть листы, на которых условно нарисованы «слайды» – прямоугольники.  За урок вы их должны будете заполнить.
Начнём работать. 

Слайд 5. На экране предложение: В дверь несмело постучали.
Учитель:  Прочтём предложение на экране и определим его тип по строению, наличию главных членов. Какое оно? (по составу простое, по наличию главных членов – односоставное)

- Можете ли вы определить вид этого односоставного предложения? (Нет)
- Понятно ли нам, «кто это стучали»? (Нет)
Учитель: Действующее лицо здесь неопределённо, нечётко, неконкретно. Как можно назвать такое предложение? (неопределённо – личное предложение  )     Слайд 6.                                           
- Сегодня мы с вами проводим урок – исследование. Объектом нашего исследования является тема: «Неопределённо – личные предложения».

-  Запишите тему на свой «слайд №1»  -  «Неопределённо – личные предложения»
Учитель: У нас сегодня новая тема урока.

-  Какие цели и задачи вы должны поставить перед собой? Подумайте и запишите на свой «слайд № 2» (Ученики пишут цели на своём «слайде»). Слово учащимся.
Учитель: Я тоже поставила цели и задачи к уроку:  Слайд 7.

   (Учитель читает цели со слайда своей презентации).

* Формирование  понятия о неопределённо–личных предложениях и умений находить их по значению и структурным особенностям.
* Отработка навыков использования учащимися данных предложений в речи.
* Развитие умений систематизировать материал для создания презентации.
-  Совпадают ли наши цели? Обсуждение.

V. Подготовка к восприятию темы.

Слайд 8.
 1.    Детей учили рисованию.
- Чем выражен главный член? Каковы грамматические значения глагола – сказуемого? (глагол 3 л., мн. ч., прош. вр.).

-  Важно ли в этом предложении подлежащее? (Нет)
Учитель: В этом предложении главное – действие

Слайд 9.
2.     В деревнях и сёлах готовятся к зиме.
- Определяем устно  форму глагола – сказ. – 3 л., мн. ч., наст. вр.).

-  Важно ли в этом предложении знать, кто готовится к зиме? (Нет)
-  Выводы: В этом предложении тоже главным является действие.

Слайд 10.
3.  Скоро откроют новый спортзал.
- Определяем форму сказуемого – 3 л, мн. ч, буд. вр).

Учитель: В данном предложении тоже главное – действие.
                   Делаем вместе выводы:
-   Какой формой выражается глагол – сказуемое в неопределённо – личных предложениях? (Ответы учащихся)
-  Вывод: В неопределённо – личных предложениях нет действующего лица, оно мыслится неопределённо, неконкретно. В таких предложениях не бывает подлежащего. Вот почему они так называются неопределённо-личными.
Учитель: Сейчас мы с вами заполним 3 слайд вашей «презентации», найдите его. Нам нужно  написать, в какой форме употребляется глагол – сказуемое в неопределённо – личных предложениях.
( На свой «слайд № 3» ученики записывают, в какой форме употребляется глагол – сказуемое. )

Учитель: а теперь сверьте, правильно ли вы сделали задание? 

Слайд 11.
(На экране – полный алгоритм.)

 VI. Закрепление изученного.

Учитель: В своей презентации для изучения нового материала я предложила 3 неопределённо – личных предложения. Вам я предлагаю на своём следующем «слайде №4» тоже записать 3 неопределённо - личных предложения, которые вы придумаете сами.

       Или :  упр. 215               работаем.

  -   Проверка, исправления, дополнения.
2. Работа с текстом.
Слайд 12.
Учитель: Вы видите пронумерованные предложения.

I вариант – выписывают номера  определённо – личных предложений,

 II вариант – выписывают номера неопределённо- личных предложений.

Учащиеся работают.

1)На пеньках растут в лесу, как веснушки на носу. (н-л)

2) Люблю грозу в начале мая! (о-л)

3)Что наряжают зимой? (н-л)

4) Ой, не трогайте меня – обожгу и без огня. (о-л)

5) Отбавишь – станет больше, прибавишь – станет меньше. (о-л)

6) Весной одевается, осенью раздевается. (н-л)

                Проверка на слайде 13.

     3. Игра «Кто быстрее» и правильнее найдёт неопределённо – личное предложение?. (Цель игры: проверить, как учащиеся научились различать определённо – личные и неопределённо – личные предложения)
Учитель медленно читает предложение, а учащиеся поднимают руку, если это неопределённо – личное, не поднимают, если это определённо- личное предложение.

Выберите себе книгу по вкусу. (о-л)
Осень. Готовимся к сельским работам. (о-л)
Цыплят по осени считают. (н-л)
В доме шумят. (н-л)
Сегодня рисуем пейзаж. (о-л)
Травы скашивают рано утром. (н-л)

4. ФИЗМИНУТКА

5.Составление плана статьи по упр. 208.

-  Прочитаем статью об ученом-языковеде А.А.Шахматове.

Составьте план.(самостоятельная работа)

Примерный вариант:

1.Великий русский лингвист.

2.Научные интересы А.А.Шахматова.

3.Значение книги Шахматова «Синтаксис русского языка».

Слайд 14.

- Заполним  слайд №5. (А.А.Шахматов - первый исследователь темы «Односоставные предложения»)

VII. Рефлексивный этап урока.

Учитель: Итак, подведём итоги нашей работы:

Слайд 15.
1). Возвратимся к предложению, которое мы видели вначале урока: 
В дверь несмело постучали.
   Итак,  какое это предложение? Почему? Доказать. (Выступления учащихся: это неопределённо-личное предложение. Доказывают)
2). Подытожим свои знания по изученной теме. Создаём следующий свой «слайд № 6». Вы напишите, подводя итоги, одно предложение (начало предложения – на выбор). Текст своего «слайда № 6» вы можете начать так:
Слайд 16.
1. На уроке мне было…, я понял (а), что…
2. На уроке я чувствовал (а) себя…, узнал (а)…


Учитель: Выполнили ли мы цели и задачи, которые поставили в начале урока? Посмотрите на свой «слайд № 2» и ответьте на вопрос. Ответы учащихся.

VI. Домашнее задание:

Слайд 17.
1.Параграф 22, упр. 216.

2.Индив. задание: создать свою презентацию по слайдам, составленным на уроке Истоминой М., Алпатову Д., Юлину В.


Просмотров: 500 | Загрузок: 87
Автор: Сорокина Г.Е.
Теги: личные предложения
Предмет: Русский язык


Похожие образовательные материалы:
Всего комментариев: 0
avatar