Конспект и презентация к уроку развития речи. Подготовка к изложению

Цели по содержанию:
а) образовательная: познакомить с музеем-заповедником А. С. Пушкина «Михайловское», содействовать подготовке к написанию подробного изложения на основе описательного текста;
б) развивающая: способствовать формированию умения выделять логические части текста, понимать и осмысленно пересказывать текст, усваивать информацию с помощью ТСО, осуществлять самопроверку и вносить коррективы в работу;
в) воспитательная: содействовать формированию ценностного отношения к художественному слову, эстетического и языкового вкуса.
Методы: репродуктивный, объяснительно-иллюстративный (И. Я. Лернер, М. Н. Скаткин).
Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная.
Средства обучения и оборудование:
1) текст для изложения;
2) презентация PowerPoint.
3) компьютер / ноутбук;
4) мультимедийный проектор (плазменная панель).
Текст для изложения
В нескольких километрах от Михайловского, на высоком бугре, стоит Святогорский
монастырь. Под стеной монастыря похоронен Пушкин. Вокруг монастыря – посёлок Пуш-
кинские Горы.
Посёлок завален сеном. По громадным булыжникам день и ночь медленно грохочут те-
леги: свозят в Пушкинские Горы сухое сено. От лабазов и лавок несёт рогожами, копчёной
рыбой и дешёвым ситцем. Ситец пахнет, как столярный клей.
Единственный трактир звенит жидким, но непрерывным звоном стаканов и чайников.
Там до потолка стоит пар, и в этом пару неторопливо пьют чай с крохами серого хлеба пот-
ные колхозники и чёрные старики времён Ивана Грозного. Откуда берутся эти старики –
пергаментные, с пронзительными глазами, с глухим, каркающим голосом, похожие на юро-
дивых, – никто не знает. Но их много. Должно быть, их было ещё больше при Пушкине, ко-
гда он писал здесь «Бориса Годунова».
К могиле Пушкина надо идти через пустынные монастырские дворы и подыматься по
выветренной каменной лестнице. Лестница приводит на вершину холма, к обветшалым сте-
нам собора. Под этими стенами, над крутым обрывом, в тени лип, на земле, засыпанной по-
желтевшими лепестками, белеет могила Пушкина.
Короткая надпись «Александр Сергеевич Пушкин», безлюдье, стук телег внизу под ко-
согором и облака, задумавшиеся в невысоком небе, – это всё. Здесь конец блистательной,
взволнованной и гениальной жизни. Здесь могила, известная всему человечеству, здесь тот
«милый предел», о котором Пушкин говорил ещё при жизни.
И здесь, на этой простой могиле, куда долетают хриплые крики петухов, становится
особенно ясно, что Пушкин был первым у нас народным поэтом.
Он похоронен в грубой песчаной земле, где растут лён и крапива, в глухой народной
стороне. С его могильного холма видны тёмные леса Михайловского и далёкие грозы, что
ходят хороводом над светлой Соротью, над скромными и необъятными полями, несущими
его обновлённой милой земле покой и богатство. (По К. Г. Паустовскому, «Михайловские
рощи»1.)
Вступление (слайды 2 – 15)
Многие литературные места связаны с именем Александра Сергеевича Пушкина. Одно
из них – посёлок Пушкинские Горы в Псковской области. Так называется сейчас Михайлов-
ское – родовое имение матери поэта.
Приехав сюда из Петербурга впервые летом 1817 года, юный Пушкин был очарован
сельской жизнью. С 1824 по 1826 год он находился здесь в ссылке за вольнолюбивые стихи,
его одиночество скрашивала только няня Арина Родионовна Яковлева, соседи и изредка на-
вещавшие друзья. Сюда в последний раз приезжал поэт в 1836 году: он хоронил в Святогор-
ском монастыре умершую в Петербурге мать Надежду Осиповну. Через несколько месяцев, 6
февраля 1837 года, друзья хоронили рядом с матерью тело погибшего на дуэли Пушкина.
Впечатления от русской природы, обаяние древней псковской земли с её благородной
историей, Святогорский монастырь, хранитель заветов старого русского благочестия, обще-
ние с крестьянами и няней – всё это помогло постижению души русского народа и стало для
Пушкина источником вдохновения. В Михайловском он создал около 100 произведений.
Духовное перерождение, испытанное Пушкиным в Михайловском, обогатило его как
человека и как художника-творца, дало импульс всему творчеству в дальнейшем. Неслучай-
но Михайловское называли и называют поэтической родиной Пушкина2.
Работа над лексикой (слайды 16 – 17)
Во время первого чтения учащимся предлагается, слушая текст, записать непонятные
для них слова; затем учащиеся дают толкование устаревших слов и проверяют их значение
(анимация по щелчку); объясняется значение и других слов, которые записали учащиеся во
время первого чтения.
Работа над орфографией (слайд 18)
Записать под диктовку слова и словосочетания и проверить себя (анимация по щелчку):
в нескольких километрах от Михайловского, Святогорский монастырь, посёлок Пушкинские
Горы, лабазы, рогожи, копчёная рыба, пахнет дешёвым ситцем, времён Ивана Грозного, ни-
1 Константин Паустовский. Михайловские рощи. Режим доступа: http://emsu.ru/lm/cc/paust2.htm, сво-
бодный. – Загл. с экрана.
2 Александр Сергеевич Пушкин в Михайловском. Режим доступа:
http://pushkin.ellink.ru/pushkin/push2.asp, свободный. – Загл. с экрана.
кто не знает, писал здесь «Бориса Годунова», идти к могиле, пустынный, подыматься по вы-
ветренной каменной лестнице, обветшалые стены собора, короткая надпись «Александр Сер-
геевич Пушкин», облака; конец блистательной, взволнованной и гениальной жизни; песча-
ный, растут, необъятный.
Работа над пунктуацией (слайд 19)
Записать под диктовку предложения, расставить знаки препинания и объяснить их по-
становку; проверить себя (анимация по щелчку).
1) В нескольких километрах от Михайловского, на высоком бугре, стоит Святогорский
монастырь.
2) Вокруг монастыря – посёлок Пушкинские Горы.
3) Ситец пахнет, как столярный клей.
4) Должно быть, их было ещё больше при Пушкине, когда он писал здесь «Бориса Году-
нова».
5) Под этими стенами, над крутым обрывом, в тени лип, на земле, засыпанной пожелтев-
шими лепестками, белеет могила Пушкина.
6) Здесь могила, известная всему человечеству, здесь тот «милый предел», о котором
Пушкин говорил ещё при жизни.
Работа над содержанием (слайд 20)
Во время второго чтения составить простой план (анимация по щелчку) и озаглавить
текст.


Просмотров: 386 | Загрузок: 67
Автор: Шиляева Е.Г.
Теги: сжатое изложение
Предмет: Русский язык


Похожие образовательные материалы:
Всего комментариев: 0
avatar