Конспект и презентация к уроку "Обобщающие слова при однородных членах предложения"

Цели урока: Активизировать понятие об обобщающих словах; расширить знания о постановке знаков препинания при  обобщающих словах;

способствовать интеллектуальному развитию учащихся; развивать логическое мышление  и способности  переключать внимание; расширение кругозора учащихся; формировать умения применять знания в практической деятельности и в смежных дисциплинах.

Тип урока: комбинированный, с применением ИКТ

Оборудование: раздаточный материал (тексты, тесты)

 

ХОД УРОКА

I Оргмомент.

II Проверка домашнего задания.

(Составление схемы к дом. упражнению на доске)

- Назвать основные признаки однородных членов предложения.

- Какие средства связи используются между однородными членами?

 

III Подготовка к ЕГЭ.

(Работа с текстом стихотворения «Море» В.А.Жуковского)

- Назвать ряды однородных членов  в стихотворении «Море» В.А.Жуковского.

- Что дают однородные члены для раскрытия образа? (Ребята зачитывают варианты ответов).

- Являются ли однородными членами повторы?

 

IY Подготовка к объяснению нового материала.

- Вспомните, какие слова называют обобщающими.

- Какие знаки препинания употребляются при них?

 

Y  Работа с применением ИКТ

 

1. Работа с текстом.

(Списать текст, вставить слова, расставить знаки)

                           Русские реки
        Бесчисленное множество … малых рек  речушек маленьких лесных ручейков  прозрачных озёр разбросано по великим просторам  нашей страны.
        В древности плыли гружённые товарами корабли по…  серебряному Днепру  широкой красавице Волге  пустынным северным рекам. Медом хлебом рыбой солью драгоценными редкостными мехами … торговали  русские люди в глубокой старине.  На берегах рек возникли … Киев и Новгород  Псков и Москва.

(Разнообразные товары, водоёмы, первые русские города, торговые пути)

 

- Сверяем с изображением на экране.

 

Русские реки

 Бесчисленное множество водоёмов: малых рек,  речушек, маленьких лесных ручейков,  прозрачных озёр – разбросано по великим просторам  нашей страны.

        В древности плыли гружённые товарами корабли по торговым путям:  серебряному Днепру,  широкой красавице Волге,  пустынным северным рекам. Медом, хлебом, рыбой, солью, драгоценными редкостными мехами – разнообразными товарами торговали  русские люди в глубокой старине.  На берегах рек возникли первые русские города: Киев и Новгород,  Псков и Москва

- Объясняем расстановку знаков препинания.

 

Y I Объяснение нового материала.

 

1.Записать предложения, расставить знаки препинания,  составить схемы предложений.

Всё дышало свежестью и деревья и трава и цветы.
 И деревья и трава и цветы всё дышало свежестью .
 Всё и деревья и трава и цветы дышало свежестью.

- Сверяем.

Всё дышало свежестью: и деревья, и трава, и цветы.
 И деревья, и трава, и цветы - всё дышало свежестью .
 Всё: и деревья, и трава, и цветы - дышало свежестью.

 

2. Расставить знаки препинания в следующих предложениях:

Некоторые виды рыб например карпы лещи сазаны легко разводятся в прудах.

И небо и поля и воздух словом всё стало жёлтым от зноя.

- Сверяем.

Некоторые виды рыб, например: карпы, лещи, сазаны – легко разводятся в прудах.

И небо, и поля, и воздух – словом, всё стало жёлтым от зноя.

 

- В чём отличие этих предложений от предыдущих?

- В чём особенность расстановки знаков препинания в предложениях с обобщающими и вводными словами ?

3.Вывод. Сформулируйте правила употребления знаков препинания при обобщающих и вводных словах.

 

Y I I Закрепление нового материала.

(Выполнение тестового задания)

 

Y I I I Подведение итогов урока.

 

IХ Домашнее задание.  Т.Параграф 216. Пр. упр.№280, схемы.


Просмотров: 327 | Загрузок: 77
Автор: Кочеткова Е.В.
Теги: однородные члены, обобщающие слова
Предмет: Русский язык


Похожие образовательные материалы:
Всего комментариев: 0
avatar