Конспект и презентация к интегрированному уроку рус. яз. и литературы "Второстепенные члены предложения"

Цели урока:

Систематизировать знания о второстепенных членах предложения
Формировать умение опознавать второстепенные члены в предложении, различать их виды.
Формировать умение создавать свой текст с опорой на оригинал
Углубить понимание идейно-художественного богатства повести, проследить путь духовного становления героя повести Гринёва.
Совершенствовать навыки самостоятельной работы, работы в парах, малых группах.      
Показать межпредметную связь русского языка, литературы, истории, краеведения, музыки,                              живописи, искусства кино для создания благоприятного  эмоционального фона, поддержания интереса к изучаемому материалу на уроке, расширения кругозора учащихся, развития образного мышления; сопоставление художественного произведения с экранизацией раскрывает мир разнообразия читательских интерпретаций, учит уважению чужой точки зрения, формирует самостоятельность мышления, вкус учащихся
Формирование позитивных личностных качеств у восьмиклассников: патриотизма, милосердия, толерантности.

Оборудование: ноутбуки (с подключением локальной сети), телевизор, проектор, опорные схемы, раздаточный материал, толковый словарь, таблица, репродукции картин ( В.Перов «Суд Пугачёва» и другие)

 Мультимедиа -технологии: презентация «Второстепенные члены предложения »,   тест в электронном виде по повторению тем «Главные члены предложения»,  « Второстепенные члены предложения»,   электронный учебник «1С: Репетитор. Русский язык. 8 класс», музыка Вивальди «Времена года . Зима»

                                          

                                               Ход урока:

I. Оргмомент. Актуализация знаний.(слайд 1)

 

Сценическое начало: А. С. Пушкин за письменным столом пишет письмо цензору, критику Петру  Корсакову о  повести «Капитанская дочка». ( один ученик в образе писателя читает письмо)

-О каком произведении Пушкина идёт речь в письме?

-Как называется подобный жанр письма? (эпистолярный жанр)

Эпистолярная литература (от греческого epistole) – это «переписка, изначально задуманная или позднее осмысленная как художественная проза, предполагающая широкий круг читателей»

Начало эпистолярному жанру было положено еще в античные времена (Цицерон, Сенека)

В эпоху Средневековья эпистолярный жанр становится ведущим жанром публицистики.

В 17-19 столетиях жанр «письма» становится едва ли не господствующим и используется как «способ придания непосредственности интеллектуальному общению» .(Вольтер и Дидро) ( слайд2)

 

- Сегодня  мы с вами на интегрированном  уроке русского языка и литературы окунёмся в 19 век, в Екатерининскую эпоху, в годы пугачёвского восстания и на примере последнего крупного произведения А.С. Пушкина закрепим  сведения о второстепенных членах предложения и их роли в тексте, а также поговорим о духовном становлении героя повести Петра Гринёва.

  В течение урока будем работать по карточкам, индивидуально и группами, выполнять творческую работу, тренироваться и самостоятельно проверять свои знания на ноутбуках…

Открываем тетради, записываем число, тему урока «Второстепенные члены предложения»

 

II. Орфографическая разминка и дифференцированная проверка знаний по синтаксису.

- А сейчас проверим у некоторых учащихся знания, которые были получены в процессе изучения темы по второстепенным членам предложения, повторяя попутно и главные члены предложения

( 9 учащихся работают с тестами на ноутбуках, учитель по ходу проверяет процесс выполнения работы)

А со всеми остальными повторим орфографию. Перед вами распечатанные тексты, и ваша задача выписать слова с пропущенными орфограммами, объясняя и графически обозначая их.

 

           ( 2 учащихся выполняют работу у доски, остальные в тетради) (слайды3,4)

 

   XVIII век – век царствования Екатерины II. В июне 1762 года Екатерина II пришла  к власти, свергнув с престола Петра III, своего мужа, который был убит. Дворяне, оказавшие ей помощь, были щедро вознагражде…ы.    Екатерина II правила Россией практически всю вторую половину XVIII столетия. Это время стали называть Екатерининской эпохой, так как  в годы ее правления расширилась тер/рритория государства. Россия вела активную выгодную внешнюю торговлю через порты Пр…балтики и Пр…черноморья. Расходы на войны, содержание двора, развитие науки, просвещение ис/сскус/сства требовало денег.

    Екатерина II была умна и образова…а. Она пр…давала большое значение законодательству, считая, что законы созд…ются «для воспитания граждан». В годы ее правления выр…сли налоги, вся тяжесть легла на плечи крестьян. Пол…жение крепостных крестьян в это время еще более ухудшилось. Помещики по указам императрицы получили право без суда наказывать пр…винившихся крестьян, тв…рить всякий произвол. Бесправие, нищета толкала крестьян на бунты, которые жестоко под…влялись.

    В такой обстановке разнеслись слухи, что император жив, что он появится перед народом, вернет свой престол, накаж…т царицу и помещиков, даст крестьянам свободу и земли. Ведь в народе всегда жила вера в доброго царя. В 1773 году в бе…крайних оренбургских степях среди казачества пошли разговоры, что царь Петр III появился. Об этом говорили его воззвания, написа…ые на простом и понятном для народа языке. Таким человеком был Емельян Пугачев, за которым пошел народ. Восстание охватило большую тер/рриторию и длилось полтора года. Оно было жестоко подавле…о. 

 

Беседа: (слайды 5,6,7)

 

- Вы знаете, что тема пугачёвского восстания серьёзно заинтересовала Пушкина не только как  писателя, но и как историка.

- Какой исторический труд он написал?

- Чем был вызван интерес? Как проходила его работа над трудами? Как это связано с нашим краем?

 

( «История Пугачёва» и «Капитанская дочка». Он посетил оренбургские места, где произошли главные события времён Пугачёвского бунта, сравнивая архивные документы с воспоминаниями ещё живых , но уже престарелых очевидцев. Целью он ставил выяснить причины пугачёвщины, крестьянского движения, пытался решить более глобальные проблемы: как достичь единства нации, как примирить противоречия, как добиться улучшения нравов, чтобы избежать насильственных потрясений.)

 

- Итак, одним из главных героев повести является Пётр Гринёв. Ему предстоит пройти ряд испытаний. Давайте вспомним, какие заветы дал отец сыну при отправлении на службу?

                ( просмотр фрагмента кинофильма «Русский бунт»-40сек)

«Служи верно, кому присягнёшь; слушайся начальников, за их лаской не гоняйся…и помни пословицу : береги платье снову, а честь смолоду…»

Словарная работа.    (слайд 8)

- Что такое честь? (самостоятельная  работа со словарем одного учащегося)

 

 (Честь – это

общественно-моральное достоинство, то, что вызывает и поддерживает общее уважение, чувство гордости;
целомудрие;
почет, уважение)

 

- Выполнил ли он заветы отца? Охарактеризуйте в двух-трёх предложениях Петра Гринёва.  (слайд 9)

( образ Гринёва дан в развитии, черты его характера раскрываются постепенно.Его поведение психологически мотивированно. Несмотря на ошибки героя, перед нами вырастает образ честного, доброго, отважного человека, умеющего любить, помогать, прощать, способного к большому чувству, верного любви - в конечном итоге, своему долгу. Умеет быть верным своему слову. Но нельзя и сказать, что Гринёв был несколько легкомысленен в силу своей молодости, ограничен во взглядах…)

 

- В чём проявилось его легкомыслие? Вспомним  первый жизненный урок….

( игра с Зуриным в бильярд на деньги, вследствие чего он проиграл немалые по тем временам деньги,100 рублей)

 

- Мы тоже с вами попробует поиграть, но уже в грамматическое лото, и постараемся сделать достойно, не проиграть…(слайд10)

 

III. Игра «Грамматическое лото» ( работа в парах)

На доске располагается таблица                             

Такие же таблицы находятся на каждой парте у учащихся. Рядом находятся самоклеящие  карточки с ответами.

Образец таблицы

Второстепенный член предложения

На какие вопросы отвечает?

Виды второстепенных членов

Какими частями речи могут быть выражены?

 

Дополнение

 

На вопросы косвенных падежей

                                                          Прямые и косвенные  

                                                                                                   Существительным. Реже – наречием, числительным,                                                                                                          неопределённой формой глагола,                                                                                                           синтаксически неделимым                                                                                                           словосочетанием

Определение      

Обстоятельство

 

- У вас на партах находятся таблицы «» и карточки. Распределите соответствующие карточки в ячейки этой таблицы.

(2 ученика выполняют подобную работу на доске).

 

- Проверим, правильно ли мы сложили лото. Смотрим на первую строчку. Всё ли   верно? Сформулируйте правильный ответ на вопрос «Что такое дополнение?»

- Проверьте вторую строку. Что такое определение?

- Проверьте третью строку. Дайте определение обстоятельства.

- Чего не хватает в таблице? (приложения)

- Дайте определение приложения.

 

Я вижу, что теоретический материал по теме вы хорошо знаете.

 

- А стоило ли изучать второстепенные члены предложения? Нужны ли они в речи, в жизни  – да или нет? И почему?

- Есть те, кто считает, что нужны второстепенные члены предложения? А те, кто считает, что достаточно главных членов?

- Мы видим, что мнения по данному вопросу разделились. (Если мнение у всех одинаковое, то можно задать другой вопрос: кто может дать полный ответ, зачем нужны второстепенные члены предложения?)

( второстепенные члены предложения делают текст интересным, образным, впечатляющим, более глубоким, конкретным, эмоциональным)

 

IV. Лингвистический эксперимент.  (слайд 11)

 

- Чтобы лучше разобраться в этом вопросе, проведём творческую работу: привлечём художественный текст.

   Но сначала посмотрим фрагмент фильма «Русский бунт» ( буран в степи) – 1,5 минуты

- Что это за эпизод? Почему Гринёва застал буран в степи?

(Он в очередной раз проявил самонадеянность, упрямство, не послушался опытного ямщика и не переждал бурю, а поехал ей навстречу)

- Каково символическое значение бурана?

(Буран предвещает бурные события не только в судьбе героя, но и в судьбе страны. Буран – метафорическое обозначение народного бунта)

- Перед вами сокращённый текст описания бурана в степи из повести. (слайд 12)

- Какое впечатление производит этот текст? Чего не хватает в нём?

  ( Сухое и сжатое, необходимы второстепенные члены предложения )

- Теперь вы должны переписать текст, вставляя вместо многоточий  второстепенные члены предложения, по окончании работы сверим с оригиналом.

  Понять замысел писателя нам поможет прекрасная музыка Вивальди «Зима».

 

                         ( звучит музыка Вивальди «Зима», на слайде репродукция картины)

 

                                                            Сокращённый текст

 

 Ямщик поскакал; но всё поглядывал на восток. Лошади бежали …(как?). Ветер час от часу становился сильнее. Облачко обратилось в …(какую) тучу, которая …(как?) подымалась, росла и …(как?) облегала небо. Пошёл …(какой?)  снег- и вдруг повалил ..(как?). Ветер завыл; сделалась метель. В одно мгновение …(какое?) небо смешалось с …(с каким?) морем. Всё исчезло. «Ну, барин, -закричал ямщик, - беда: буран!»…

    Я выглянул из кибитки : всё было мрак и вихрь. Ветер выл с такой …(с какой?) выразительностью, что казался одушевленным; снег засыпал меня и Савельича; лошади шли… (как?) –и скоро стали.

 

                                                                     Оригинал

Ямщик поскакал; но всё поглядывал на восток. Лошади бежали дружно. Ветер  час от

часу становился сильнее. Облачко обратилось в белую тучу, которая тяжело подымалась, росла и постепенно облегала небо. Пошёл мелкий  снег- и вдруг повалил хлопьями. Ветер завыл; сделалась метель. В одно мгновение тёмное небо смешалось с снежным морем. Всё исчезло. «Ну, барин, -закричал ямщик, - беда: буран!»…

    Я выглянул из кибитки : всё было мрак и вихрь. Ветер выл с такой свирепой выразительностью, что казался одушевленным; снег засыпал меня и Савельича; лошади шли шагом –и скоро стали.

 

                 (выразительное  чтение творческих работ 2-3 учащихся по желанию)

- Сверим с оригиналом. ( слайд 13)

-  Что изменилось? А какое впечатление производит авторский  текст? Правильно, возникает целостная картина. Мы воспринимаем её всеми органами чувств. Продолжите предложения:

 

Мы видим …

Мы слышим …

Мы ощущаем …

-  Благодаря чему возникает целостная картина, полный образ?

( благодаря использованию художественно-изобразительных средств текст стал ярким, выразительным)

- Найдите в тексте художественно-изобразительные средства .

- Давайте найдем в этом тексте второстепенные члены предложения.

1 вариант – найти и обозначить графически обстоятельства;

2 вариант - найти и обозначить графически определения, дополнения.

 

     Самостоятельная работа учащихся.(слайд14)

 

   Ямщик поскакал; но всё поглядывал на восток. Лошади бежали дружно. Ветер  час от часу становился сильнее. Облачко обратилось в белую тучу, которая тяжело подымалась, росла и постепенно облегала небо. Пошёл мелкий  снег- и вдруг повалил хлопьями. Ветер завыл; сделалась метель. В одно мгновение тёмное небо смешалось с снежным морем. Всё исчезло. «Ну, барин, -закричал ямщик, - беда: буран!»…

    Я выглянул из кибитки : всё было мрак и вихрь. Ветер выл с такой свирепой выразительностью, что казался одушевленным; снег засыпал меня и Савельича; лошади шли шагом – и скоро стали.

 

- Проверьте,  все ли правильно нашли требуемые второстепенные члены предложения.                         (Самопроверка по тексту на слайде)

 

Вывод:

- Какого стиля текст мы проанализировали? (художественный стиль)

-Докажите, что второстепенные члены предложения играют в нём далеко не второстепенную роль.

Запись в тетрадь. (слайд15)

(Второстепенные члены предложения в художественном стиле помогают нарисовать целостную картину, создать полный образ метели,  делают текст интересным, образным, впечатляющим, более глубоким, конкретным, эмоциональным)

 

Беседа по повести:  (слайды 16,17,18,19)

- А дальше мы отправимся в осаждённую Пугачёвым Белогорскую крепость.

Какую роль в жизни Гринёва сыграла Белогорская крепость?

(Самостоятельная жизнь Гринева – это путь утрат многих иллюзий, предрассудков, а вместе с тем обогащение его внутреннего мира, именно в обстановке патриархального быта крепнут лучшие задатки Гринева: честность, благородство, справедливость.)

 

- Какие события, происшедшие с ним там, имели значение для формирования характера, личности Гринёва?

( Гринёв приезжает в Белогорскую кроепость недорослем, не знающим жизни. А расстаётся с ней молодым человеком с утвердившимися нравственными принципами, закалённым в жизненных испытаниях.

Испытания:

история  любви к Маше Мироновой, защита её чести, спасение Маши от Швабрина;
столкновение со Швабриным, то есть завистью, клеветой, бесчестием,- испытание, из которого Гринёв выходит победителем;
знакомство с Пугачёвым как предводителем восстания. Наблюдения за Пугачёвым и его сподвижниками заставляют Гринёва по-новому взглянуть на жизнь, увидеть как положительные качества выдающегося человека из народа, так и его жестокости , связанную со стихией крестьянско-казачьего движения)

 

- Итак, из неопытного юноши Гринёв превращается в молодого человека, способного защитить свою любовь, сохранить верность и честь, умеющего здраво судить о людях.

- Просмотрим фрагмент фильма «Русский бунт» ( встреча Гринёва с Пугачёвым - 1,5 мин)

- Что ответил Гринёв Пугачёву?

( Всё в твоих руках: отпустишь –хорошо, казнишь-Бог тебе судья)

-Одним из заданий дома будет найти в тексте просмотренный эпизод с Пугачёвым, выписать осложнённое предложение или сложное предложение из этого фрагмента текста и произвести полный синтаксический разбор.

V. Синтаксический разбор предложения. ( если позволит время)

     ( 1 ученик выполняет работу у доски, остальные в тетради)

Пугачёв смотрел на меня пристально, изредка прищуривая левый глаз с удивительным выражением плутовства и насмешливости, и наконец засмеялся с непритворной весёлостью…( Утв., пов., невоскл., простое, двусост., распр, полное, осложнено однор. сказуемыми и дееприч. оборотом)

 

VI.  Групповая работа на компьютерах (слайд 21)

1. Соотнести устаревшие слова с современными словами. (слайды 22,23)

Фортеция - крепость
Челобитье – поклон, прошение                                       
Лазутчик  - разведчик                                    
Напасти   - беды                                     
Супостат - враг                                                                   
Жаловать - награждать                                           
Вечерня - служба                                           
Оказия  - случай                                               
Пенять  - укорять                                        

 

2. Восстановить пословицы и поговорки из повести «Капитанская дочка».(слайды 24-27)

Береги платье снову, а честь смолоду.
Семь бед – один ответ.
Будет дождик – будут и     грибки.
Худой мир лучше доброй ссоры.
Конь о четырех ногах, да спотыкается.
Вместе жить– вместе и умирать.
Незваный гость хуже татарина.
Послужи верой и правдой.
Бог тебе судья.
Долг платежом красен.
Утро вечера мудренее.
Держать ухо востро.

 

3. Соотнести портреты с характеристикой персонажей повести. ( слайды 28-31)

 

1)«Наружность его мне показалась мне замечательной. Он был лет сорока, росту среднего, худощав и широкоплеч. В черной бороде его показывалась проседь; живые большие глаза так и бегали. Лицо го имело выражение довольно приятное, но плутовское».

 

2)«...молодой офицер невысокого роста, с лицом смуглым и отменно некрасивым, но чрезвычайно живым... это был офицер, выписанный из гвардии за поединок. Разговор его был остер и занимателен».

 

3)«…Жизнь моя в Белогорской крепости сделалась для меня не только сносною, но даже и приятною.»

 

4)«Она была в белом утреннем платье, в ночном чепце и в душегрейке. Ей казалось лет сорок. Лицо ее, полное и румяное, выражало важность и спокойствие, а голубые глаза и легкая улыбка имели прелесть неизъяснимую».

 

5)«Тут вошла девушка осьмнадцати, круглолицая, румяная, с светло-русыми волосами, гладко зачесанными за уши, которые у ней так и горели»

 

6)«Я взял на себя вид равнодушный и, обратясь к старику, который был и денег, и белья, и дел рачитель, приказал отдать сто рублей»

 ( Гринёв, Пугачёв, Екатерина II, Савельич, Маша, Швабрин)

По истечении 5 мин. от группы выступает один представитель и формулирует ответ.

 

VII. Итог урока

 

Вместе оценим наш урок. Закончите предложения

Прошёл урок (какой?)…

Мы работали (как?)…

Говорили о (чём?)…

 

VIII. Домашнее задание.    ( слайд 32)

1.Найти в тексте просмотренный эпизод с Пугачёвым, выписать осложнённое предложение или сложное предложение из этого фрагмента текста и произвести полный синтаксический разбор.

2. Упражнение по учебнику 103, стр.67

3. Ответить письменно на вопрос «В чём проявилась связь русского языка, литературы и смежных дисциплин на уроке. Нужны ли подобные уроки и почему?» ( по желанию)

 

Презентация , тесты, групповые задания прилагаются.


Просмотров: 141 | Загрузок: 45
Автор: Чавкина Р.Р.
Теги: Второстепенные члены
Предмет: Русский язык


Похожие образовательные материалы:
Всего комментариев: 0
avatar